На новогодних каникулах на пешеходной улице Ленина в Новосибирске можно было встретить молодых людей и девушек, которые предлагали прохожим фотографироваться с совами за деньги. Корреспондент НГС разобралась, законна ли эта деятельность, безопасно ли брать в руки диких птиц и сколько это стоит.
Около пернатых фотомоделей все время собирается толпа. Особый восторг хищные птицы вызывают у детей.
— Как ее зовут? — с такими словами к птичникам подходит очередная школьница, отделившаяся в толпе от родителей.
— Сонька, — отвечает молодой человек, а затем командует: — Подставь ладошку!
И вот сипуха уже на руке ребенка. После этого другой молодой человек быстро делает несколько фото. Стоит отметить, что взрослые, узнав цену снимка (1000 рублей), идут жаловаться к сотрудникам ГБР, которые дежурят на Ленина, полагая, что столкнулись с мошенничеством.
— За прошедший период к гвардейцам неоднократно обращались горожане с жалобами на владельцев птиц и на людей в ростовых костюмах зверей, которые предлагают сфотографироваться с ними. О том, что это платная услуга они не предупреждают, озвучивают стоимость фотографии уже после съёмки. Некоторых из горожан высокая цена фото заставала врасплох, — рассказали корреспонденту НГС в агентстве безопасности «Гвардия».
Сотрудники ГБР урегулировали конфликты, а большее (например, проверять документы на предпринимательскую деятельность или на птиц) в их компетенцию не входит. Никаких других проверяющих на Ленина не было.
Использование объектов животного мира регулируется Росприроднадзором и Россельхознадзором. НГС обратился и туда, и туда, а также направил запрос в мэрию Новосибирска, чтобы получить подтверждение, что никаких договоров с птичниками не заключалось. На момент публикации ответы из Росприроднадзора и Россельхознадзора не поступили. А в мэрии подтвердили, что никаких договоров с птичниками действительно не было.
— Мэрия города Новосибирска в лице департамента культуры, спорта и молодёжной политики мэрии города Новосибирска направила заявление в УМВД РФ по городу Новосибирску с просьбой усилить правоохранительный контроль над общественным пространством — пешеходной улицей Ленина, — добавили в мэрии.
Между тем, и жалоб на коммерсантов в профильный департамент и общественную приемную мэра не было.
Руководитель Новосибирского областного центра ветеринарно-санитарного обеспечения Юрий Шмидт предупредил, что дикие птицы являются носителями особо опасных инфекционных заболеваний, и предостерег новосибирцев от спонтанных фотосессий.
— Птицы должны пройти все обязательные ветеринарно-санитарные мероприятия, а у владельцев на руках должно быть свидетельство о вакцинации, ветеринарная форма… Но эти люди просто идут на административные нарушения, чтобы получить материальную выгоду. Это недопустимо, — отметил Юрий Шмидт в разговоре с НГС. — Если сова поцарапает человека и у него будет орнитоз, наступит уже не административная, а уголовная ответственность.
Но от любой ответственности устроители фотосессий легко уходят, а если надо — убегают.
«На мышек хватает»
Вопросы корреспондента НГС застали птичников на улице Ленина врасплох. Девушка с сипухой на руке предпочла ретироваться в другой конец пешеходной части, а молодые люди на просьбу показать документы, нервно хихикая, начали острить.
— А вы вообще имеете право у нас эти документы требовать? И мы не можем вам отказать? — спрашивал больше для того, чтобы потянуть время, один из парней.
Отвечая на вопросы, он заявил, что птицы куплены в питомнике, содержатся в специализированных вольерах два на полтора метра, что конкретно вот эта сова по имени Соня живет у них уже 6 лет, в то время как на воле, по его словам, век сипух редко длится больше трех. Но слова без документов мало кого убедят.
— Не знаю, что делать. Всё, побежали домой? — предложил в конце концов парень. Но второй уже начал вызванивать «старшего», которого именовал Славиком.
23-летний Вячеслав Корзухин, появившись после звонка, сразу бегло показал в телефоне три свидетельства о чипировании сов. Никаких других документов на птиц он предоставить не смог. На вопрос, с кем он договаривался, чтобы стоять на улице Ленина, отшутился:
— Зачем нам? Это с нами пускай договариваются.
В конце концов, он признал, что стоит тут незаконно.
— Понимаете, в чем суть? Заниматься птицами я могу. Заниматься предпринимательской деятельностью я тоже могу, но при том я заплачу за это штраф, потому что у меня нет документов. Документов на ведение бизнеса у меня нет, — попытался объяснить Вячеслав. — По факту документы о чипировании есть, а документов о происхождении птиц нет, потому что в Российской Федерации не предусмотрен регламент на получение таких документов. Мы написали кучу писем, мы дошли уже до президента Россельхознадзора (такой должности нет, — Прим.ред.), чтобы нам выдали документы.
Но что он делает для того, чтобы птицы были безопасны для клиентов? Тут коммерсант притворился, что не понимает, о какой опасности речь. Инфекции, паразиты — все это в его понимании просто «страшилки».
— Ужасы какие-то рассказываете! Это птица, а не бешеная собака, — безапелляционно заявил Корзухин.
Затем он начал рассказывать, что — оказывается — является соучредителем Калининградского клуба любителей соколиной охоты «Бусидо». По его словам, он давно занимается волонтерской деятельностью: спасает птиц от верной гибели.
— Каждое 18 марта мы выпускаем птицу. Всех птиц, которые попадают к нам в руки. То есть мы принимаем больных птиц, помогаем им реабилитироваться и выпускаем. Даже лебедей. Я лично залез в пруд, в гидрокостюме, чтобы его вытащить, ради денег, наверно, ради прибыли, — сказал Вячеслав и показал фото на странице клуба. Показал он и другие снимки птенцов.
Что касается этих сов, то история их появления якобы такова: Вячеславу на реабилитацию принесли одну сипуху, потом — вторую. И они расплодились в неволе. Якобы всего у Корзухина 8 птиц: три совы в Новосибирске и еще пять в Калининграде. Но почему ребята, предлагающие с ними фотографироваться, этого не знали? Он объяснил, что это просто наемный персонал на зарплате — и эта зарплата, по его словам, составляет 70 тысяч рублей.
Раскрыть, сколько тысяч рублей с желающих получить фото с совой удается «срубить» за сутки стояния на улице Ленина, Корзухин отказался, но заверил: «на мышек хватает».
«В моих глазах он — черный фотограф»
Руководитель региональной общественной организации «Калининградский клуб любителей соколиной охоты „Бусидо“» Алексей Лаврентьев в разговоре с НГС признался, что знает Вячеслава Корзухина. Он сам обучал его обращению с птицами — на обучение новичков Лаврентьев даже выигрывал в свое время президентский грант.
— Я обучал Славика, в его глазах я там полубог, которого все знают. Он же видит, как ко мне относятся. Нет, он любит птиц, это видно. Он помогал мне в приюте убирать, помогал лечить птиц, их отпускать, — вступился за птичника с Ленина Алексей Лаврентьев. Но тут же подчеркнул, что так и не смог научить парнишку делать все по правилам. — А в моих глазах он — черный фотограф.
Таких черных фотографов Лаврентьев видел много, особенно на морских побережьях. Только там за фото с птицами просят никак не меньше 6000 рублей. Подстраивают так, что молодая девушка не успевает подумать и отказаться, а потом идут разговаривать с ее парнем. Уговорами, угрозами или шантажом получают деньги и отправляются на поиски следующей жертвы.
Хотя история со спасением лебедя — чистая правда. Руководитель «Бусидо» отдал должное своему непутевому ученику, который по его просьбе бросился в ледяную воду.
По словам Лаврентьева, чтобы получить лицензию на работу с птицами, нужно соблюсти все требования законодательства и запастись терпением. Проверяющие обязательно должны осмотреть место содержания птиц, выдать заключение по результатам экспертизы. Высота вольера, качество питания, качество воды — в этом деле все имеет значение. У клуба «Бусидо» лицензия распространяется только на работу в Калининградской области.
— Ему нужно открыть ИП либо клуб, как у меня. Эта деятельность должна вестись в том же месте, где живет птица. Грубо говоря, если он стоит где-то на площади в Новосибирске, и возит птиц туда электричками, автобусами, метро из какой-то деревни, где он арендовал под них помещение… Так нельзя! Птица должна жить совсем рядом. Чтобы, как только она устала — ты ее сразу в вольер. А утром опять на работу. Если так делать не будешь, птица у тебя умрёт на руке — прямо при людях. Это будет вообще катастрофа, — поделился опытом Алексей Лаврентьев.
Кстати, клуб «Бусидо» — не единственная общественная организация, которой прикрываются птичники. Как рассказала координатор новосибирского центра реабилитации диких животных Алиса Богомолова, в 2023 году фотографы с Михайловской набережной утверждали, что работают от имени их Центра.
— Нет, мы этих ребят не знаем, но в целом имеем представление, что это за люди. Они не имеют никакого отношения к реабилитационным центрам. В прошлом-позапрошлом годах они сперва фотографировали, а потом говорили, сколько это стоит. А что касается сипух, то это южная сова. Это в лучшем случае Краснодар, Сочи. С ними бы только в минус 16 на улице стоять! — возмутилась Алиса Богомолова.
По ее словам, такая деятельность должна быть наказуема. Но никто из пострадавших от коммерсантов, насколько ей известно, так и не написал заявления в полицию.
В сентябре 2024 года во дворе элитного ЖК нашли мертвую сову — жильцы заподозрили, что она сбежала от фотографов-подростков.
Обновлено 17 января в 10:17. В Сибирском межрегиональном управлении Росприроднадзора НГС сообщили, что этот вопрос не входит в их компетенцию.