
Красноярец в Антарктиде уже не первый раз
Красноярский связист и столбист Дмитрий Резвов в январе оказался на станции «Беллинсгаузен» в Антарктиде. NGS24.RU узнал, что он там делает, как добираться до самого южного материка из Красноярска, почему инженерам приходится работать там штукатурами и смотрят ли там фильм «Нечто».
Партия сказала: «Надо»
— Давай узнаем, что ты делаешь в Антарктиде? И как вы туда добирались?
— Это рабочая командировка, в которую нас отправила наша организация (Дмитрий работает в «НПФ Электрон»). Мы работаем по контракту с партнером — АО «Решетнев» из Железногорска. Основная задача — это наука, исследование плотности потока электромагнитного поля от космических аппаратов ГЛОНАСС и GPS. А также техобслуживание уже установленного здесь нашего оборудования.
На самом деле, это не самая жесткая командировка из тех, в которых я был, поэтому мы спокойно покатили. Партия сказала: «Надо». Мы ответили: «Есть».
В команде нас три человека. Это инженерная работа, но, так как сюда невозможно отправить весь необходимый технический персонал, мы здесь и за штукатура, грубо говоря. Красим, обновляем внешнее покрытие изделий, которые здесь у нас установлены. И мы же технически обслуживаем оборудование внутри: электронику, ПО и так далее.

В Чили пришлось задержаться на день, но кто против почиллить?
Добирались мы довольно весело. Где-то 33-34 часа провели только в воздухе — почти двое суток. Сначала [вылетели 4 января] был перелет Красноярск — Москва, потом Москва — Стамбул, Стамбул — Сантьяго (Чили). До Сантьяго мы летели через Аргентину с технической пересадкой в Сан-Паулу в Бразилии. Потом уже перелетели в Чили: из Сантьяго в Пунта-Аренас, и оттуда авиакомпанией DAP — на Антарктиду, на станцию «Беллинсгаузен».
В дороге были некоторые сложности. Турки задержали нас на час, и мы не успели на стыковочный рейс Сантьяго — Пунта-Аренас. Но авиакомпания пошла навстречу. Буквально какие-то двадцать долларов — нам поменяли билеты, и мы улетели оттуда всего на три часа позже, чем планировали.
Турки довольно долго компостировали, так сказать, мозг: почему мы летим в Латинскую Америку без обратных билетов, где будем жить? Пришлось показывать командировочные листы, документы из Института Арктики и Антарктики, чтобы доказать, что мы не планируем мигрировать через какую-нибудь Мексику в США или в Канаду. А обратных билетов нет, потому что еще непонятно, как будем возвращаться. Мы можем либо улететь из Антарктиды самолетом, либо уйти экспедиционным судном «Трёшников», который в середине — конце марта как раз повезет экспедиционный состав «Беллинсгаузена» обратно домой.

Колониальная архитектура в Чили

Строят кто во что горазд
Ну, и кое-где были проблемы с банковскими картами. Я надеялся, что будет работать мой Unionpay «Газпромбанка», но, увы, в банке предупредили, что всё, лавочку закрыли. Поэтому только наличка, заранее купленные доллары, оплата только ими. Проблем с наличкой в Чили или в дьюти-фри в Стамбуле не было — везде принимали доллары.
Перелет авиакомпанией DAP мы оплатили еще в Красноярске. Он стоил около 1900 долларов туда и обратно. Плюс гостиница в Пунта-Аренасе примерно 100 долларов в сутки.

Городок (Пунта-Аренас) маленький, дружелюбный, говорят практически исключительно на испанском (спасибо гугл- и яндекс-переводчикам, спасают). Люди при вопросах помочь найти бросают дела и идут помогать, это очень классно и круто. Много туристов, домики построены кто на что горазд, есть беговые и велодорожки. Весь город бегом можно оббежать за час
Ночевать в Чили пришлось, так как перелет Пунта-Аренас — Антарктида задержали из-за нелетной погоды. Взлетно-посадочная полоса в районе станции «Беллинсгаузен» — грунтовая, и самолеты садятся исключительно по визуальному контакту.

Лететь до Антарктиды из Чили — примерно три часа
Тут нет нормального диспетчерского пункта, как мы привыкли видеть в нашем Емельянове или в Москве. Здесь просто здоровенная широкая грунтовая полоса и на нее садятся «Геркулесы» из Аргентины или Уругвая и самолеты компании DAP.
Посадка на грунт жесткая, с облаком пылищи, и тут очень часто туманы и ветер. Если сильный туман, то рейсы задерживают или переносят. Наш перенесли на сутки, в итоге мы прибыли в Антарктиду на день позже, чем планировали.

Чилийцы не боятся купаться (когда у нас зима, у них лето)

Набережная с беговыми и велодорожками

За сутки в маленьком городке было на что посмотреть
«Всё вокруг мокрое, постоянный ветер»
— Какие у тебя были представления о месте? Насколько они оправдались?
— Я уже работал на двух антарктических станциях — на 62-й и 63-й российско-антарктических экспедициях на «Прогрессе» и «Мирном» (2016 и 2017 годы). Поэтому в целом я представлял, куда еду.
Но эта станция отличается по многим параметрам. «Мирный», например, — это самая старая, самая первая российская станция в Антарктиде, основанная советскими полярниками. На «Мирном» только россияне и больше вокруг никого нет. Там лед, стометровые трещины и море. Больше никуда не пойти. Ты заперт в пределах станции и 700-метрового маршрута от одной части станции до другой.

Когда зашел слишком далеко

Возле базы живут два вида пингвинов
«Прогресс» — более свежая станция. И там уже можно куда-то ходить и погулять. Там горы, скалы, рядом стоят китайцы, еще чуть дальше Бхарати» — индийская станция. Еще через несколько километров — бельгийцы со своим сезонно-зимовочным комплексом.
Здесь, на «Беллинсгаузене», всё гораздо интереснее. Во-первых, совершенно другой климат. Рядом через дорогу от нас станция Чили — каждый день общаемся с чилийцами на завтраке, обеде и ужине. Здесь гораздо больше всякой живности и травка даже кое-где растет какая-то.
Побывали в гостях у чилийцев. Классные парни, почти все играют на гитаре, поют, умеют отрываться, не набравшись в сопли. Хором пели песни Nirvana, Metallica, Guns'n'Roses и свои национальные. Очень классно пожарили баранину, из теста делают такие как бы булочки и жарят их как чипсы в масле, потом просто разрывают, сыпят внутрь салат из овощей. А картошку варят и заливают майонезом
— Где вы там живете? Опиши условия и саму базу.
— Это дома, построенные еще в советское время. Мы поселились немножко в стороне от основного комплекса зданий станции. Нас три человека в бригаде, и все трое здесь и живем в небольшом домике. Это бывшая, когда-то давным-давно заброшенная лаборатория. Один зимовщик, который с нами работает, в свое время этот домик с коллегами подделал, починил, привел в человеческий вид, и здесь можно как минимум жить в сезон. Хотя зимовщик говорит, что даже и зимой здесь в принципе вполне приемлемо.
В целом это нормальный, комфортабельный домик. Есть отдельный душ и туалет — правда, надо постоянно накачивать воду. Электричество, столик, кровати. Даже вай-фай есть по станции, который работает от авиакомпании DAP. У них «Старлинк» с нормальной скоростью интернета.

Станция «Беллинсгаузен» новее двух других российских на Антарктиде
Опять же, не сравнить с другими станциями, на которых у нас было 128 килобит на всю станцию. Там, чтобы загрузить десятикилобитную картинку или четыре-пять картинок в тот же «ВК», можно было сидеть и 10-15 минут ждать-ждать-ждать, и они могли в итоге еще и не загрузиться.
Здесь очень сильная, невероятно мощная коррозия металлов и бетона. Бетон умирает просто на глазах, разрушается, сыпется. Причем любой бетон, даже очень хороший, максимально дорогих и ультра-крутых марок. Он не выдерживает и просто рассыпается от постоянного воздействия ветров, солевого тумана и перепадов температур.

На Антарктиде сейчас сезон
Металл ржавеет мгновенно. Если ты его перед покраской зачистил, оставил и ушел на обед, например, возвращаешься — а он уже снова может начать покрываться ржавчиной. Это просто мгновенно происходит. А если оставить на сутки или на ночь и утром вернуться, то вся работа идёт насмарку, потому что всё снова в ржавчине и надо заново зачищать.
Народу на станции — человек 10-15, думаю. Это зимовочный состав: доктор, начальник станции, метеоролог, глициолог, дизелисты, научные сотрудники. Они ждут, когда придет их смена, поменяют их в марте.
Плюс еще пять человек — это сезонный состав: нас трое и двое парней, которые обслуживают спутниковую систему местной станции и оборудование МТС.
— Как живете? Были ли конфликты за то время, что ты там?
— По конфликтам мне сказать нечего, потому что мы люди не конфликтные и не ссоримся. Хотя да, у людей, которые здесь зимуют, зачастую возникает неприязнь друг к другу. Целый год они практически отрезаны от мира. У каждого свои тараканы в голове, и рано или поздно возникают какие-то нестыковки, выяснения отношений. Как правило, это всё решается тем, что люди просто разошлись по углам и успокоились.

От видов буквально можно ослепнуть
— Какие есть традиции на базе? Не знаю, смотрят ли фильм «Нечто» в первый день экспедиции?
— Про фильм «Нечто» не знаю. В первый день ты, по сути, просто приехал, заселился, а начальник станции записал тебя на дежурство по тамбуру. И всё, дальше ты приступил к работе: есть свой график и рабочие часы, в которые ты вписываешь это дежурство. У основного состава тут своя размеренная жизнь, которая за год сложилась. Ты просто вписываешься в нее и выполняешь свою работу, ни на что особо не отвлекаясь.

Снега на берегу почти нет
Климат тут ужасный и иногда из-за погоды вести уличные работы невозможно. Тогда мы работаем в помещении. Тут постоянные дожди, солевые туманы и довольно сильный ветер. Чем-то напоминает осенний Питер: тоже слякоть, мерзопакость, дождь не дождь, но всё вокруг мокрое, постоянный ветер.
Но всё зависит от человека. Мне, например, и такая погода нравится. Я могу совершенно спокойно после работы положить фотик в рюкзак и походить вокруг станции, километры понаматывать. Либо просто бегаю. У меня есть тренировочный план и я стараюсь его придерживаться. Иногда бегаю вместо ужина, мне парни потом просто приносят еду в контейнере.
Потом можно еще и погулять, потому что темнеет сейчас около половины одиннадцатого.

Что-то такое можно увидеть в Академгородке

Не так вы себе представляли Антарктиду?
Заржавеет сразу же
— Мы с тобой долго пытались провести интервью. Я так понял, на Антарктиде ты почти всегда работаешь.
— Мы сильно привязаны к погодным условиям, и если потеплело и солнечный день — никаких выходных, работаем с самого утра и можем даже не пойти на ужин. Или кто-то один идет и набирает еды на троих. Так что день иногда может длиться далеко не восемь часов, а гораздо больше.
Влажность на станции практически всё время в районе 90-100%. Покраску внешнюю проводить невозможно — всё заржавеет сразу же, ну или работа будет сделана насмарку. А никто не хочет проводить двойную работу и красить так, что через пару месяцев вся эта краска поотлетит.

Лето на южном берегу
Поэтому вылавливаем хоть какие-то теплые солнечные дни, когда влажность падает хотя бы до 84-85%, и красим. Внутри работаем только после того, как закончим внешние работы — или если невозможно делать что-то на улице.
Шторма и какого-то сильного треша на этой станции пока не было. В один день прошел ураган, но его не сравнить с тем, что я застал на «Мирном», когда тебя просто валят с ног ветер 30 метров в секунду, пурга и метель. Передвигаться там просто было невозможно, ориентацию на улице терял мгновенно, дальше пальцев вытянутой руки ничего не видел. Хотя и тут зимой, говорят, такое есть, и выход со станции куда-то далеко запрещают.

Когда одиночества на станции недостаточно
— Какие там действуют правила безопасности? Что категорически запрещено?
— С правилами безопасности здесь как и в любом месте — обязательно соблюдение ТБ (требований безопасности). Если уходишь со станции гулять, обязательно предупреждаешь начальника станции и радиста. Если идешь далеко, нужно обязательно взять рацию. Здесь работают и две базовые станции рядышком: чилийская сотовая сеть и у МТС есть а-ля проект престижа.
Это хорошо, потому что раньше не было ничего, и родным приходилось звонить с местного стационарного телефона. На это выделялось два часа утром и два вечером. Еще можно было пользоваться айпи-телефонией с пулом, который находился в Питере. Получалось, ты звонишь сначала на пул в Питере по карточке айпишной, а уже потом оттуда набираешь номер домашний. Такая вот длинная канитель была, не очень удобная. А сейчас вот просто голосом, пожалуйста, звони сколько хочешь.
Ну и интернет есть. Я немного в шоке от этого после прошлых двух экспедиций. На, пожалуйста, пользуйся, можно фотку загрузить, видео закинуть, вести рабочую переписку. Кроме того, что мы работаем с оборудованием, я еще работаю на ноутбуке. Очень удобно, что ты онлайн, за исключением разницы в минус десять часов с Красноярском.
«Давай, давай, давай еду»
— Кого ты видел из местной живности?
— Живности здесь полно, начиная с поморников, которые прямо как собаки бегают возле домика и выпрашивают еду. Идешь в домик с пакетом еды, они его сразу мониторят и прямо на лету пытаются из рук выхватить. Либо бегут рядом и заглядывают: «Давай, давай, давай еду». Но поморников кормить нельзя, поэтому ты их посылаешь подальше и заходишь в домик.

Птицы норовят отобрать еду и защищать гнезда
Буквально в 200-300 метрах от нас — море и на побережье постоянно два вида пингвинов, тюлени Уэдэлла, морские слоны, морские котики, прилетают гигантские альбатросы, качурки Вильсона. У нас прямо возле места работы гнездуются крачки. Стоит отойти чуть-чуть в сторонку, как крачки пытаются отогнать тебя от своих гнезд, начинают пикировать сверху, поднимают шум гам, летают и забрасывают, так сказать, каловыми массами сверху. Отгоняют и людей, и поморников.

Вам, наверное, интересно, как я попал в эту ситуацию

Морские котики ловят солнечных зайчиков
Здесь просто море рыбы, рачки всякие, крабики маленькие, криль (планктонное ракообразное). Те же крачки постоянно таскают криль. Чуть выше на горе рядом со станцией очень много раковин моллюска, мидий — всё завалено раковинами. Они, видимо, вываливаются во время отлива, и остальная живность их лопает.

Попадаются и такие таинственные камни

Знакомство состоялось
— А как там кормят вас самих?
— Обедать мы ходим на основную станцию, это недалеко, буквально 200 метров пройти. Сейчас в сезон здесь работают два повара. Неделю один, неделю — другой.
Готовят так, что из предыдущей экспедиции я возвращался, набрав плюс 15 килограмм к весу. Здесь если подают кусок мяса, то он на полтарелки. Мне грех жаловаться: вкусно, сытно, еды хватает.
Хлеб пекут на станции сами, черный бездрожжевой, белый обычный. Вечером, как правило, на раздаче стоит кастрюля супа и можно повторно тазик супчика навернуть. Рацион разнообразен и зависит от повара, Кирилл вот балует нас то блинами, то еще какими изысками кулинарии

За сезон на станции можно набрать лишние килограммы
Воскресенье всегда можно опознать по яичнице утром. Омлет по утрам, яйца вареные, каша какая-то, можно стейк, молоко тетрапак. Есть кофе, есть чай, есть фрукты. Чилийцы постоянно привозят на станцию какие-то продукты, поэтому есть и овощные салаты — чего не было, кстати, на других станциях.
— Когда поедете назад и как будете добираться?
— Назад полетим, скорее всего, в начале — середине марта. Пока по плану так же, самолетом. Но как будет в реальности, не знаю. Если не будем успевать, то, возможно, попытаемся идти судном. Такая вероятность есть, но не хотелось бы, потому что придется полтора месяца болтаться в море.

Бытовка в самом неожиданном месте
Американская мечта или солнце Монако — для кого-то это грезы, а для решившихся на эмиграцию уже реальность. В 2024 году мы регулярно публиковали истории сибиряков, которые уехали из России по самым разным причинам. Сегодня отобрали самые интересные из них, чтобы вновь вспомнить, с какими трудностями столкнулись люди и что их удивило на новом месте.