Велопутешественники рассказали в интервью проекту НГС.ТУРИЗМ обо всех тонкостях подготовки к велопоходу и самых интересных местах, куда стоит отправиться верхом на байке
Одним из самых экономных, увлекательных и даже полезных для здоровья видов туризма, безусловно, является велотуризм. Велопутешественнику не нужно тратиться на топливо, зависеть от асфальтового покрытия и вообще от дорог, а в некоторых ситуациях свой транспорт всегда можно перенести на руках, провезти в электричке и других видах транспорта. А еще путешествовать на велосипеде гораздо быстрее и легче, нежели пешком.
Между тем, чтобы ощутить все преимущества от путешествия на велосипеде, нужно знать некоторые тонкости. А именно, как правильно подготовить байк к походу, как распределить снаряжение, правильно рассчитать длительность поездки, количество привалов и ночевок и многое другое.
Какое снаряжение посоветуете взять с собой в велопоход? Какое снаряжение считается индивидуальным, а какое групповым? И как оно распределяется по группе?
Денис Емелин: «Это зависит от длительности, сезона и климата в районе похода. Если велопотушествие предполагается с ночевкой, то, конечно же, стоит взять с собой палатки, спальники, коврики «пенки», газовые горелки, посуду для готовки, топор или цепную пилу. Всегда приходится искать баланс между комфортом в лагере и весом груза. Например, если погода теплая, то ночевать можно и без палатки, накрывшись тентом или куском полиэтилена. Если случается перевес, а путь лежит по лесному району, можно не брать газовое оборудование, а готовить на костре. Также можно не брать пилу или топор, - достаточно наломать дров руками.
В велопоход советую брать с собой навигатор и карту местности. Особенно в дальнем путешествии по неизвестному району. Полезны будут также компас, которым надо уметь пользоваться. Не стоит забывать о ремнаборе, аптечке, насосе, налобном фонарике.
Индивидуальное снаряжения – то, чем турист пользуется лично. К нему относятся: спальник, коврик, КЛМН (кружка, ложка, миска, нож). Сюда, в принципе, можно отнести и компас с навигатором, личный небольшой ремнабор и аптечку.
Общественное снаряжение - то, которым пользуется вся группа: палатка, котлы, газовое оборудование, топор или пила. Аптечка и ремнабор могут быть и общие, то есть на всю группу. Фотоаппарат в полноценных походах обычно относят к общественному снаряжению.
Основной принцип распределения снаряжения - у всех должен быть более-менее равный вес. Конечно, со скидкой на то, что девочки везут меньше, а кто помощнее, тот может взвалить на себя больше груза. Иногда кому-то достается больше общественного снаряжения, тогда этот кто-то может свой спальник отдать в нагрузку товарищу. Вариантов много.
В велопоходе может хорошо пригодиться репшнур, веревка 4-6мм толщиной и 5-8м длиной. Этот девайс подойдет и как веревка посушить вещи на привале, и как растяжка для тента, а в некоторых случаях, как костровой тросик для подвешивания котлов. Тут следует помнить, что на него не должно попадать пламя. Репшнуром можно также привязать негабаритный груз или взять на прицеп велосипед с уставшей девочкой, чтобы помогать ей двигаться вперед. Правда, такой способ помощи уставшим подойдет скорее на асфальте или других более-менее твердых дорогах».
Кирилл Антонов: «В велопоходе нужно всё то же, что и в обыкновенном пешем походе, разве что нужно не забыть о велоаптечках, запасных камерах и минимальном наборе часто ломающихся запчастей – «петухи», тросики. С разделением группового снаряжения всё «традиционно» - если, например, палатка объемная и тяжелая для одного, то её можно поделить на двух-трех человек - одному тент, второму дуги, третьему всё, что осталось».
Андрей Солодовников: «Как уже отмечалось, этот список может очень сильно меняться в зависимости от сложности и длительности похода. Денис и Кирилл уже описали стандартный набор, а я бы добавил в него: мультключ (набор ключей для велосипеда), репеллент от кровососущих и туалетную бумагу (может пригодиться как по прямому назначению, так и в качестве салфеток или для розжига костра).
Снаряжение распределяется произвольно, либо в условно-договорном порядке. При организации похода, в зависимости от сложности, длительности и других условий, определяют какое групповое снаряжение нужно взять, составляют список. Дальше люди договариваются, кто что возьмёт. По моему опыту, в целом: кто смог/захотел, тот и взял. Иногда, по договоренности что-то может взять один человек, а везти будет другой, например».
Как все это снаряжение расположить на велосипеде? Куда посоветуете положить самые тяжелые вещи, а куда – легкие?
Денис Емелин: «Обычно в походах используются специальные вело-рюкзаки «штаны» - это такие две сумки, свешивающиеся по бокам относительно багажника.
Тяжелые вещи стоит упаковывать как можно ниже, чтобы было проще управлять велосипедом, таким образом, центр тяжести спускается ниже. Легкие, соответственно, повыше. Некоторые вещи удобно положить поближе: в кармашки или клапан рюкзака. Например, аптечку, воду, перекусы, ремнабор».
Кирилл Антонов: «Как уже отметил Денис, в велопоходах принято размещать груз в специальных велосумках, крепящихся на велобагажник. Мне приходилось видеть велотуристов, у которых такие сумки были навьючены и над передними и над задними колесами. Здесь основное правило, как уже было сказано, – равномерно распределить вес в сумках».
Андрей Солодовников: «Обычно, люди используют два способа транспортировки груза на велосипеде: первый способ - в заплечном рюкзаке. В этом случае, на дно кладём что-нибудь лёгкое. Основной вес лучше расположить повыше и поближе к спине.
Второй способ, как уже было сказано, - специальные «велоштаны» на багажник. И отмечу еще раз, что здесь уже - тяжёлое кладем на дно, а лёгкое - повыше».
Какие типичные ошибки совершают велотуристы?
Денис Емелин: «Во-первых, пытаются увезти слишком много лишних вещей, например, из одежды и предметов быта. В походе надо уметь обходиться минимумом.
Есть даже поговорка: настоящий турист - тот, кто умеет обходиться в походе взятыми ненужными вещами вместо забытых нужных.
Во-вторых, пожалуй, основная ошибка, когда неверно оцениваешь время на маршрут. У меня достаточно часто случается, когда считаю, что участок проедем, за такое время, а получается раза в два дольше. Потом приходится либо на пределе крутить педали, либо сокращать маршрут. В-третьих, бывают ошибки в ориентировании. Но это достаточно редко, в основном пользуемся навигаторами. Между тем, бывает, что дорога на карте есть, а на деле - это не дорога, а уже заросшая просека. И приходится велосипеды тащить на себе».
Андрей Солодовников: «Особенно запомнились две ошибки. Первая - пренебрежение переключением передач. Причины бывают разные. В частности, банальное неумение пользоваться, плохое техническое состояние переключателей или простая человеческая лень. В результате – нерациональный расход сил (на спуске человек быстро-быстро крутит педали вхолостую, а на подъёме еле крутит или спешивается), нежелательная нагрузка на коленный сустав (необходимо поддерживать частоту вращения педалей в районе 80 оборотов в минуту), что, зачастую, приводит к травмам.
Вторая ошибка - непродуманный способ транспортировки груза. Бывает так, что велотурист берёт с собой рюкзак с тонкими лямками, который при езде болтается из стороны в сторону и отдавливает плечи. Либо турист пытается примотать снаряжение к частям велосипеда, которые для этого не предназначены: раме, заднему крылу, рулю. Обычно это заканчивается тем, что этот груз «перетекает» к более подготовленным участникам похода. Мой совет: если вы используете рюкзак для транспортировки груза, то он должен быть достаточно вместительным и удобным, с широкими лямками и удобной формы.
Ещё важно помнить, что нужно иметь с собой запас воды и перекусов. Пить нужно часто и довольно много (для некоторых это становится неожиданностью), расход сил тоже большой, поэтому можно внезапно обнаружить, что силы кончились, а подкрепиться нечем».
Что из запасных частей и расходных материалов посоветуете взять с собой?
Денис Емелин: «Как уже упомянул Андрей, минимум, мультитул - набор ключей и отверток и запасную камеру. На длинный маршрут лучше также взять велоаптечку - набор заплаток и клея для починки пробитой камеры. Иногда запасной не хватает, тогда начинаешь дырки заклеивать.
Если с велокамерой совсем все плохо, можно напихать внутрь покрышки еловых шишек и так мало-мало ехать.
Хорошо бы с собой брать запасные тросики для тормозов (конечно, у кого не гидравлика, которую в полевых условиях очень сложно чинить), колодки, тросики для переключателей.
Полезно брать запасное крепление заднего переключателя к раме, о котором также уже упоминалось, - так называемый «петух». Эта деталь в походах частенько гнется. Пожалуй, это оптимальный ремнабор для одно- и много-дневных велопутешествий по Новосибирской области».
Кирилл Антонов: «Зависит от продолжительности и сложности похода. Отправляясь в поход выходного дня, максимум на сутки - двое, как уже отметил Денис, достаточно взять велоаптечку, насос, запасную камеру и универсальный гаечный ключ. По мере нарастания сложности и продолжительности появляются и другие «расходники» - тут уже опыт подскажет, что именно взять. Это, например, запасные спицы, выжимка для цепи и отрезок цепи или целая запасная цепь, запасная покрышка, тросики и эксцентрики».
Андрей Солодовников: «По мне так, достаточно запасной камеры и смазки для цепи».
Сколько примерно километров за день проезжает велотурист? Как на километраж влияет рельеф местности?
Денис Емелин: «В зависимости от объема груза, качества дороги, рельефа, физической подготовки, бегущего за тобой медведя - в среднем, от 50 до 90 км. Чем ровнее рельеф - тем, конечно, больше километров. Вот только на ровном рельефе часто встречаются болота и грязь».
Кирилл Антонов: «Даже начинающий велосипедист проедет без особого труда 20-30 км. Разумеется, на итоговый пробег рельеф влияет непосредственно, причем влияет не только рельеф, но и нагруженность велосипеда, и состояние дороги, и погода, и направление ветра. В среднем при составлении графика велопохода можно закладывать 40-60 км на день».
Андрей Солодовников: «Всё зависит от физической подготовки туриста. Обычно от 70 до 120 км. Конечно же, чем пересеченнее рельеф местности, тем меньше дневной километраж.
Иногда бывает такой рельеф, что можно 30 км 5 часов ехать. По шоссе же можно и 150 км проехать».
Что посоветуете взять с собой из одежды?
Денис Емелин: «Зависит от района, времени года и погоды. Если лето, тепло, дожди не ожидаются, то кроссовки, велошорты, футболка, бандана, сетчатые велоперчатки. На вечер в лагере - штаны, кофту, может, шапочку, запасные носки. Если лето и ожидаются дожди, то дополнительно стоит взять накидку на себя и рюкзак. В межсезонье посоветую взять кроссовки покрепче или ботинки, штаны ходовые, термобелье, шапочку, закрытые перчатки. А на вечер в лагерь: теплые штаны, кофту, возможно, пуховку, теплые носки. Что касается зимних велопоходов. Если вы катаетесь в велопоходы зимой, эта статья, полагаю, не для вас».
Кирилл Антонов: «Посоветую что-нибудь лёгкое, при этом непромокаемое и непродуваемое - на время «в движении». И что-нибудь тёплое для привалов и ночлегов».
Андрей Солодовников: «Рекомендую иметь с собой комплект защиты от дождя: непромокаемая куртка, велобахилы. Так же, под куртку приятно будет надеть влагоотводящее термобельё. Можно взять лёгкую курточку или кофту. В двухдневный (и более) поход стоит взять уже запасные носки, бельё».
Посоветуйте, как защитить велосипед от кражи во время велопохода?
Денис Емелин: «Не оставлять его одного без присмотра. Заехали в деревню: часть народа в магазин, часть на улице караулит. А еще не останавливаться на ночлег и отдых вблизи населенных пунктов. Если есть опасность, что ночью велосипед могут украсть, то стоит связать его репшнуром так, чтобы нельзя было унести байк, не разбудив шумом товарищей».
Кирилл Антонов: «Просто не оставляйте его нигде без крайней необходимости».
Андрей Солодовников: «Не могу вспомнить ни одного случая кражи велосипеда во время группового похода. Обычно такое случается при индивидуальном катании. Конечно, лучший способ - не оставлять без присмотра. Если такой возможности нет, то есть хороший способ.
Лучше всего поставить все велосипеды в одно место в ряд и сцепить между собой всеми велозамками, которые есть в группе. При таком подходе, даже если кто-то попробует украсть велосипед, то, скорее всего, поднимет шум. Ведь вытащить из такой «кучи» даже непристёгнутый велосипед довольно не просто».
Какие веломаршруты в Новосибирской области (и не только) можете посоветовать новичкам и бывалым?
Денис Емелин: «Бывалые и сами все знают. Новичковые маршруты, как вариант:
1. «25й маршрут» из «Маршрутов СССР»: о.п. Первомайская - Усть-Инской бор - западный край Барышево - Кольцово - Двуречье - восточный край Барышево - дачные общества - Новолуговое - о.п. Первомайская;
2. Академгородок - Новый поселок - Морозово - Ложок - Академгородок;
3. Академгородок - Новый поселок - Морозово - Верх. Коен - Дзержинский - Малиновка - о.п. Геодезический;
4. Барышево - Кольцово - Быково - Казачья грива - Ключи - Академгородок.
И многие другие. В общем, все этим маршруты лежат в юго-восточном направлении от Новосибирска. Там есть рельеф, там, на мой взгляд, интересно».
Кирилл Антонов: «Новичкам могу порекомендовать зайти на любой тематический ресурс и посмотреть, какие маршруты популярны в наших краях. Надо только учитывать основные общеизвестные факты: на севере и западе области рельеф ровнее; на федеральные трассы вообще не стоит соваться, лучше объехать второстепенными, а то и грунтовыми дорогами.
Бывалым, которые уже изъездили большую часть области, я порекомендовал бы больше экспериментировать с новыми направлениями и документировать на общее благо результаты этих поездок, чтобы каждый смог повторить это приключение.
Например, хороший способ наметить уникальный трек поездки - это взять книжку “Туристскими тропами” 70-ых годов, выбрать один из нескольких десятков маршрутов ещё советских времен и попытаться восстановить его по описанию. Ну а затем, разумеется, поделиться треком и описанием в любом вело- и/или туристском сообществе».
Андрей Солодовников: «Новичкам посоветую:
1. Озеро «Глухое» (остановка Школа №174);
2. Село Бурмистрово. Стартовать лучше из Искитима;
3. Мраморный карьер и Святой ключ около микрорайона «Ложок» под Искитимом. Есть несколько вариантов доехать: из Академгородка через Морозово, Тальменку; по федеральной трассе; прямо из Искитима (добраться можно на электричке);
4. Парк в Кольцово.
Ну а бывалые, соглашусь, обычно сами знают, куда им поехать».
Есть ли такие интересные места, куда можно попасть туристу только на велосипеде или пешком? Расскажите о них.
Денис Емелин: «Сейчас не могу вспомнить. Наверное, потому, что в такие приключения на машине никогда не ездил. Всегда либо ногами, либо на велосипеде. Но да, конечно, есть. Вершина горы какой-нибудь, например».
Кирилл Антонов: «Они есть, но при достаточной целеустремленности, на мой взгляд, в любое место может пробраться и автомобилист, особенно на авто с соответствующей подготовкой. Один из ярких примеров таких мест - Мраморный карьер за Искитимом. Или, например, долина реки Коён. Или скалы Зверобой на Берди».
Андрей Солодовников: «Я по таким маршрутам не ездил, но, например, на Алтае таких мест не мало».
Какие маршруты вам довелось освоить (км, длительность поездки)? Какие там достопримечательности? Где стоит останавливаться на ночлег? Случались ли какие-то курьезные ситуации?
Денис Емелин: «В основном, все в Салаирском направлении от Новосибирска. Маршруты от 40 до 180 км, обычно от одного до трех дней. Достопримечательности меня больше природные интересуют, поэтому и маршруты прокладываю соответствующим образом.
Очень интересно с Журавлёво через Салаирский кряж выбираться в Новосибирск. По дороге красивые реки, гора Пихтовый гребень, глухая тайга. Встречаются и заброшенные деревни и места золотодобычи.
Что касается курьезов, то однажды на нас напали комары. Реально напали - подъезжаем к предполагаемому месту ночевки, останавливаемся... налетает туча. Быстро делаем дымовой костер, чтобы отогнать кровососов. Пока разводили, всех покусали. Зато потом красота».
Кирилл Антонов: «Из недавнего - 12-тидневное велопутешествие через всю Испанию, с востока на запад, по знаменитой тропе “Камино де Сантьяго”, тропе Святого Иакова. Надо сказать, весь путь, составляющий более 800 км - это сплошная достопримечательность. Здесь и уникальная, ежедневно меняющаяся природа Испании, и памятники архитектуры из разных эпох. И сама тропа, заботливо промаркированная, собирающая десятки тысяч паломников и путешественников ежегодно».
Андрей Солодовников: «Могу выделить два маршрута:
- от Новосибирска до Томска за один день – 280 км, на дорогу ушло 14 часов (12 часов педалирования и 2 часа отдыха). Основная достопримечательность - город Томск с его домами и памятниками, а также незабываемая атмосфера дальнего путешествия, когда едешь один;
- трехдневное путешествие куда-то на запад от Новосибирска. Общая протяженность около 360 км. Из достопримечательностей - местные деревни и природа.
На ночлег можно остановиться где угодно. Но я бы посоветовал избегать низин (по ночам там особенно холодно), болотистой местности, высокой густой травы, отходить подальше от оживлённых автомобильных трасс.
Из курьезов: однажды поехали в двухдневное путешествие. Конечной точкой был назначен город Кемерово. Оттуда планировалось доехать до Новосибирска на автобусе. Но по приезду оказалось, что мы приехали слишком поздно и все автобусы уже уехали. Можно было бы уехать поездом, но для этого нужно было иметь с собой паспорт (кстати, после этого случая в описании к каждой подобной покатушке стали писать что-то в духе «возьмите с собой паспорт, завещание...»). Пришлось ночевать в Кемерово. Для этих целей мы сняли 4-комнатную квартиру, где и переночевали (а было нас человек 10), при этом, как оказалось, в квартире не работала плита, поэтому еду пришлось готовить на газовой горелке».
О каком велопутешествии мечтаете? Если есть такие мечты.
Денис Емелин: «Кругосветном. Или по ближнему Востоку. Или Гималаям. Хотя бы по Монголии!
В ближайшее время, думаю из Новосибирска до Новокузнецка доехать, через Черепаново, Тальменку, трассу «Кузбасс-Алтай» на Киселевск».
Кирилл Антонов: «Все мои предстоящие поездки - это скорее не мечты, а планы.
А мечта - построить вокруг Новосибирска сеть маркированных подготовленных пеших и веломаршрутов!»
Андрей Солодовников: «Мечтаю устроить велотур по Европе. И ещё, как личное достижение, доехать на велосипеде от Новосибирска до Байкала».
Какое оно, по-вашему, - идеальное велопутешествие?
Денис Емелин: «В хорошей компании, с хорошей погодой в местах, где нет машин и злых людей».
Кирилл Антонов: «Подготовленное и спланированное. Путешествие, на котором ты знаешь, что гарантированно проедешь по самому живописному треку в окрестностях, не упустишь ни одну из близлежащих достопримечательностей.
Велопутешествие, на котором ты не заблудишься и не попадёшь в опасную ситуацию, на котором ты, вероятно, встретишь единомышленников, откроешь для себя новые грани знакомого края, научишься у природы чему-то новому и станешь чуть ближе к состоянию полной гармонии с собой и с миром».
Андрей Солодовников: «Многодневное, с тёплой погодой… немного дождя, немного ветра, много километров пути и подальше от дома».
Текст: Иветта Мартемьянова