В сфере такси в Новосибирске может произойти потрясение — об этом предупреждают эксперты, таксопарки и сами водители. Самый выгодный месяц в году, декабрь, оказался для таксистов провальным. Предновогоднего ажиотажа и взрывного роста поездок не случилось, а желающих подзаработать было столько, что цены на поездки рухнули на 20-30%. В свою очередь таксопарки, недополучая прибыль в течение последних месяцев, стали постепенно отказываться от новых машин, взятых в лизинг. Таксисты же или уходят в другие сферы, или начинают угрожать друг другу, а также сервисам. Что происходит в городе и как это скажется на пассажирах, разбиралась журналистка НГС Александра Бруня.
«Людям хорошо, таксистам не очень»
Цены на поездки в такси в Новосибирске за последние два месяца снизились минимум на 20%. Об этом НГС сообщили сразу несколько источников из сферы, а также сами водители.
— Ситуация в последние месяцы, конечно, для водителей отвратительная, для пассажиров великолепная. Цены очень низкие. Людям хорошо, таксистам — не очень, — отметил водитель Анатолий. — Машин как грязи, водителей как грязи, не знаю, кто там что говорит о нехватке. В итоге даже дальняки по 500 рублей на комфорте.
Анатолий заявляет, что средняя цена поездки в черте Новосибирска сейчас около 300–350 рублей, хотя в первом полугодии прошлого года могла доходить до 450–500 рублей.
— С такими цифрами — улыбаешься, работаешь изо всех сил, а в кармане ничего не остается, — недоволен таксист Павел. — Я несколько раз уже уходил с линии в декабре, потому что катаешь по 250 рублей себе в минус.
Слова водителей подтверждает и Андрей Артюх, председатель новосибирской Ассоциации работников такси.
— Предновогоднего ажиотажа, на который все рассчитывают, не было. Обычно с 10 декабря примерно цены росли, а в этот раз, наоборот, упали. И сейчас ситуация не лучше. Думаю, что всё так и останется до лета, — отметил Андрей Артюх. — Цены на самом деле слишком низкие. А машины и запчасти подорожали в 2−3 раза. Но такая ситуация — не хочешь работать в такси, то идешь искать другое место сейчас.
В пресс-службе «Яндекс Go» корреспонденту НГС неоднократно отвечали, что сами тарифы сервис не меняет. Цена поездки зависит от многих факторов — погоды, условий на дороге, количества водителей.
В сервисе заказа такси «Максим» также объясняли, что ценообразование динамическое и зависит от ситуации на дороге.
«О привычной безопасности здесь речь не идет»
Директор «Ассоциации таксопарков» в Новосибирске Юрий Емец уверен, что рынок ждут серьезные изменения, и сфера может в итоге откатиться на десятилетия назад.
— Ситуация в такси печальная, всё рушится. Всё, что годами создавали, — удобную, безопасную сферу — всё это за полгода просто перестанет существовать, — уверен Юрий Емец. — Таксопарки уже сдают назад новые машины по лизингу, потому что не справляются. Производители могут молоко по 800 миллилитров продавать, чтобы цену сохранить, а с такси такой фокус не пройдет.
Юрий Емец утверждает, что сейчас средняя цена поездки — 300–320 рублей, хотя еще в сентябре доходила до 400 рублей. В среднем водитель совершает в день 20–25 поездок при смене 12 часов. В итоге грязными выходит около 7500 рублей. Из этой суммы около 25% забирает агрегатор, 5% государство налогом на самозанятость, 2000–3000 рублей за аренду автомобиля, около 1500 рублей за бензин.
— Чистый заработок выходит 1000 рублей в день, максимум 2000 рублей, — отметил эксперт. — Именно профессиональные водители уходят, остаются пока еще подработчики — кто подключается утром, вечером, на выходные.
Те, кто раньше зарабатывал чистыми около 100 тысяч рублей в месяц, по данным экспертов и водителей, сейчас могут рассчитывать на 50–60 тысяч рублей.
Специалист уверен, что всё это ведет к переходу в черные схемы работы. В итоге пассажиры могут потерять безопасные, удобные и комфортные поездки. При этом стоит ждать и роста цен на такси из-за отсутствия алгоритмов.
— Сейчас развиваются сервисы, которые работают по принципу попутчиков, — есть водитель, ему предлагает цену пассажир, они договариваются о поездке. Но ни водителей, ни машины такие сервисы так не проверяют, как агрегаторы такси, — объяснил Юрий Емец. — Они выставляют цены еще ниже, что кажется привлекательным для пассажиров, но о привычной безопасности здесь речь не идет.
Скандалы и недовольства
Из-за низких цен на поездки водители начали прибегать к не самым цивилизованным методам решения проблем. В январские праздники в рабочем поселке Линево Новосибирской области произошел конфликт между таксистами, и дело даже дошло до угроз. По словам читателя НГС, пожелавшего остаться анонимным, владельцы двух местных таксопарков не позволяют работникам «Яндекс Go» работать в поселке.
Эксперты предупреждают, что такие ситуации могут повторяться всё чаще, и в итоге цены на поездки, как и до появления агрегаторов, будут определяться не через сервисы, а устанавливаться на местах. Причем не самыми законными способами. Специалисты уверены, что это сделает поездки для пассажиров менее безопасными.
Водители всё чаще выражают свое недовольство и стараются устраивать массовые часы простоя. К таким методам, по словам Наталии Лозинской, исполнительного директора ассоциации «Национальный совет такси», таксисты изредка пытаются прибегать из года в год. Но сейчас ситуация обострилась из-за падения заработка.
Как исправить ситуацию
Наталия Лозинская уверена, что первый шаг, который может сделать государство, — не менять уже установленные требования в сфере такси хотя бы три года. Она подчеркнула, что законодательных изменений уже более чем достаточно.
— Нужна стабильность, чтобы таксопарки могли просчитать доходы и расходы при покупке машины в лизинг на три–пять лет. И уже из этого выстраивать бизнес, — подчеркнула Наталия Лозинская.
Юрий Емец предлагает также настроить работу налоговой службы таким образом, чтобы к таксопаркам не предъявляли требований по трудоустройству водителей.
— Таксисты и так платят теперь налоги как самозанятые. Но сейчас мы видим, что есть попытки перевести арендные отношения таксопарков и водителей в трудовые. Тогда таксопарк должен платить еще 43% по налогам. Никто такие выплаты не выдержит. Хотя здесь просто передача машины в аренду, но есть и такие движения, — отметил Юрий Емец.
Эксперты уверены, что государство также должно разработать меры поддержки сферы, чтобы стабилизировать ситуацию и предотвратить ее уход в тень.
Ранее новосибирские таксисты раскрыли, сколько заработали в новогоднюю ночь.