Новосибирец Денис Дудин потратил несколько дней на то, чтобы забрать свой автомобиль со штрафстоянки, располагая необходимыми документами. По его мнению, сотрудники стоянок оператора «ГАПП 9» пользуются правовой неграмотностью сибиряков и ставят условием оплату за эвакуацию сразу, хотя по закону на это дается тридцать дней. Еще в 2018 году доводы Дудина подтвердила областная прокуратура, указав предприятию на недопустимость такого поведения. Но история повторилась спустя 4 года. Подробности в материале.
«Только руками разводили»
Активист общественного движения «Трезвый город» Денис Дудин потратил четыре дня на противостояние с сотрудниками штрафстоянки «ГАПП 9».
— 30 сентября мою машину эвакуировали с Вокзальной магистрали на штрафстоянку по признакам неправильной парковки. Я поехал в ГИБДД, получил документы на возврат автомобиля. По приезду на штрафстоянку на улице Кулагина, 2/1 (спустя шесть часов после эвакуации) с меня потребовали оплату вперед или заключение какого-то договора по данным паспорта. Его смысл в том, что если я не плачу в течение 30 дней за содержание авто на штрафстоянке и услуги эвакуатора, у меня возникают кредитные обязательства, — рассказывает Денис.
Денис Дудин платить отказался — требования ему показались противоправными.
— Я три дня подряд вызывал к штрафстоянке полицейских сообщить о факте самоуправства, но наряд разводил руками, ничего не предприняв. После чего я поехал в головной офис «ГАПП 9» на улице Нижегородской, пригрозил директору судом. Тот оказался более адекватным, нежели его сотрудники. Мы решили, что если я не смогу опротестовать постановление о нарушении парковки, то заплачу за содержание машины до момента первого предъявления документов когда вызвал полицию в первый раз, согласно исчислению законом срока, — говорит Дудин.
Свое слово директор «ГАПП 9» сдержал: 4 октября Дудин получил назад свою Toyota, в акте приема-передачи автомобиля (есть в распоряжении НГС) срок хранения указан всего 6 часов с 30 сентября по 1 октября, хотя сам акт датирован 4 октября.
Редакция НГС обратилась с запросом в «ГАПП 9» с просьбой прокомментировать ситуацию с Дудиным и разъяснить порядок выдачи транспортных средств. На момент публикации ответ не поступил.
Что говорит закон
По мнению юриста Леонида Шульги, требование сотрудников штрафстоянки оплатить содержание и эвакуацию автомобиля при его выдаче собственнику неправомерны.
— Пункт 1 статьи 4 закона Новосибирской области № 227 «О порядке перемещения задержанных ТС на специализированную штрафстоянку, их хранения и оплаты и возврата» гласит, что возврат владельцу производится незамедлительно после устранения причины задержания автомобиля. В данном случае устранением считается предъявление разрешения от ГИБДД, — говорит Шульга.
Согласно положениям закона, автовладелец обязан оплатить эвакуацию и хранение автомобиля в 30-дневный срок, но лишь в случае, если ему не удастся оспорить постановление о нарушении парковки.
— Но дело в том, что штрафстоянке не выгодно ждать месяц оплаты. Если же деньги не придут, то придется подавать на потребителя в суд, а это лишняя морока. Если же человек докажет незаконность постановления, деньги также придётся взыскивать с ГИБДД в судебном порядке. Поэтому штрафстоянки всяческими способами убеждают платить сразу. В крайнем случае — заключить некие договоры об оплате. Но это незаконно, — добавил Шульга.
По мнению юриста, сотрудники МВД в ситуациях, аналогичных случаю Дениса Дудина, должны вставать на сторону автовладельцев.
— В данном случае действия сотрудников автостоянки подпадают под статью УК «Самоуправство». Полицейские обязаны такое пресекать незамедлительно, — подытожил Шульга.
В пресс-службе МВД Новосибирской области затруднились оперативно ответить НГС, выезжали ли их сотрудники на вызовы Дудина 1, 2 и 3 октября. Активист в свою очередь сфотографировал на память приехавшего на штрафстоянку по вызову полицейского и сохранил талоны.
Штрафстоянка-рецидивист
У Дениса Дудина в 2017 году уже случалась подобная ситуация. Ему не отдавали автомобиль на одной из штрафстоянок «ГАПП 9» при наличии разрешения от ГИБДД. Урегулировав этот вопрос, активист не успокоился и решил привлечь к проблеме прокуратуру.
— Я прошёл все инстанции от районной прокуратуры до областной. В районной и городской прокуратуре мои доводы результата не возымели, однако в региональной расставили точки над i, — вспоминает Дудин.
Областная прокуратура в 2018 году признала действия сотрудников «ГАПП 9» по невыдаче Дудину автомобиля без моментальной оплаты незаконными, а размещенную на стендах штрафстоянки информацию о порядке выдаче ТС — противоречащей КоАП и профильному закону Новосибирской области.
— Директору «ГАПП 9» заместитель прокурора области внес представление с требованием обеспечить выдачу задержанных транспортных средств со специализированных штрафстоянок в установленном законом порядке. Кроме того, прокурорам Октябрьского района и Новосибирска указано на ненадлежащее рассмотрение ваших жалоб, — говорится в ответе облпрокуратуры Дудину.
ООО «ГАПП 9» принадлежит Сергею Дроздову. Директор — Владимир Вивденко. На конец 2021 выручка компании составила 65,9 миллиона рублей, чистая прибыль — 12,6 миллионов. У «ГАПП 9» 3 штрафстоянки в Новосибирске: на ул. Кулагина, 2/1, Доватора, 11 к. 2 и Нижегородской, 272 к. 1.
Областная прокуратура также направила на рассмотрение прокурору Новосибирска заявление Дудина о привлечении к ответственности полицейских, которые приезжали на вызовы активиста в 2017 году к штрафстоянке, но не помогли. Правда, чем это закончилось, неизвестно.
Ранее Денис Дудин дважды добился штрафов заместителю главы Управления Роспотребнадзора НСО Ладе Самойловой за нарушение порядка рассмотрения нескольких обращений о незаконной продаже табака в Новосибирске.
В 2015 году глава полиции Бердска Илья Шипицын был уволен из-за скандала со штрафстоянками.