![Прощание с небом: каким был последний гражданский рейс легендарной «Тушки». Репортаж в 25 кадрах Самолет прилетел в 11:08 по новосибирскому времени | Источник: Александр Ощепков](https://n1s1.hsmedia.ru/ff/50/53/ff505355f9c3810ca9a58ab10e488b2c/656x438_1:5593_5609fdcaef1338fe00b474495b195f0f@1200x800_0xSpn4JqBc_9638612739092916408.png.webp)
28 октября 2020 года закончилась эпоха советского лайнера Ту-154. Свой последний гражданский рейс самолет выполнил по маршруту Мирный — Новосибирск. Теперь знаменитая «Тушка» останется в Сибири, правда, дальнейшая судьба легенды отечественного самолетостроения пока неизвестна. Полет из Якутии длился дольше обычного — самолет и командир воздушного судна, который пролетал на Ту-154 всю жизнь, покружили над городом — так они попрощались с небом. Пассажиры написали трогательные стихи, самолет сел под бурные аплодисменты. Корреспонденты Анна Богданова и Александр Ощепков встретили Ту-154 «Авиакомпании АЛРОСА» в новосибирском аэропорту Толмачёво. Подробности — в репортаже НГС.
Пронзительный ветер и непроглядная метель — эту тоскливую погоду выбрало небо для того, чтобы поставить точку в истории полетов легендарной «Тушки» — самолета Ту-154.
28 октября 2020 года — теперь важная дата в истории отечественного самолетостроения. В этот день советский авиалайнер Ту-154 «Авиакомпании АЛРОСА» выполнил свой последний гражданский рейс. Это был последний из могикан — единственный из оставшихся в гражданской авиации Ту-154. Теперь он останется здесь, в Новосибирске, уже навсегда.
![Погодные условия не позволили еще раз покружить над городом, как это сделали в Мирном | Источник: Александр Ощепков](https://n1s1.hsmedia.ru/3e/93/35/3e93358cd09e019b1a39826ed0d52464/656x438_1:5593_97d263a2f8163c80ed5afe651552b819@3000x2000_0x0MKtbNVB_5011184049335400098.jpg.webp)
Причину списания самолета в авиакомпании объяснили просто — истекает срок эксплуатации.
— По словам директора «Авиакомпании АЛРОСА» Андрея Гулова, у принадлежащего авиакомпании Ту-154М заканчивается действие сертификата летной годности, — приводит его цитату пресс-служба аэропорта Толмачёво. — К тому же на смену ему приходят современные воздушные суда — более тихие и экономичные.
![В 2020 году Ту-154 остался лишь в истории гражданской авиации | Источник: Александр Ощепков](https://n1s1.hsmedia.ru/20/fd/b0/20fdb0da239c71ee23140c3ec239ad09/656x438_1:5593_a36cf43d399b6f1ef748fdd03d1d30f4@3000x2000_0xa72zBD9Z_3285661297795717526.jpg.webp)
На борту лайнера был 141 пассажир. Первые вышли на трап и решили помахать окружившей самолет публике, но потом поспешили в автобус — всё-таки погода оказалась не такой располагающей к широким улыбкам.
![Заключительный рейс выполнил опытный экипаж: КВС Александр Лешкевич и второй пилот Николай Ворошилов | Источник: Александр Ощепков](https://n1s1.hsmedia.ru/4a/8a/26/4a8a2612abca0f531c20e14384adba7a/656x438_1:5593_c908213c100d0e492ee33b34f90e484a@3000x2000_0xJZP9bjBV_8108589426415564285.jpg.webp)
Главный герой дня, седовласый усатый командир воздушного судна, открыл окно и поприветствовал журналистов. В ответ на непрекращающийся стрекот фотокамер он показал большой палец — мол, всё хорошо, ребята.
![Ту-154 с бортовым номером RA-85757 решили оставить в Новосибирске | Источник: Александр Ощепков](https://n1s1.hsmedia.ru/b6/60/54/b6605452f845137de9abed3dc6d4457f/656x438_1:5593_68d73201fea95989bf8330b9214ac590@3000x2000_0xXEYBwLU1_3483874749696851469.jpg.webp)
Как рассказали в авиакомпании, поднять самолет в этот исторический день доверили опытному экипажу: пилоту 1-го класса Александру Лешкевичу, имеющему более 18 тысяч часов налёта, и Николаю Ворошилову, который отлетал почти 10 тысяч часов. В состав экипажа также вошли штурман-инструктор Игорь Контарез и бортинженер инструктор Михаил Богданов.
Вообще вся атмосфера события была какой-то теплой и в то же время грустной. А как еще может быть, когда что-то хорошее происходит в последний раз? Кстати, слово «последний» экипаж категорически не произносит. Видимо, это какое-то профессиональное негласное правило. Слово заменяют на «крайний», как бы кто к этому ни относился.
![На борту был 141 пассажир | Источник: Александр Ощепков](https://n1s1.hsmedia.ru/b5/05/d7/b505d7e6a879877573a6fafed0193b1e/656x438_1:5593_af3f609490095acb9f6595b489ff28c3@3000x2000_0xBHnVZrvo_2159760610352778734.jpg.webp)
— Боже, последний, а дальше что?..
— Дальше другие, и всё…
Набрав высоту, сделал последний круг. Мирный, прощай, лечу в высоту. А на борту печаль. Досрочно надо идти на покой. Но всё равно всё хорошо, жизнь удалась сполна. Мой легендарный «Ту» — особо гордись, страна.
![Некоторые пассажиры специально выбрали этот рейс, чтобы запомнить исторический момент | Источник: Александр Ощепков](https://n1s1.hsmedia.ru/47/f9/e4/47f9e467810f34144b9cd2a9a2b25929/656x438_1:5593_e9504cb55247e2b84a0429fa3f5c109b@3000x2000_0x16Zoezgx_9693131595835678192.jpg.webp)
Это строки из стихов, которые сочиняли во время полета пассажиры. О том, что сегодня Ту-154 выполняет последний гражданский рейс, им объявили по громкой связи. На борту раздавали сувениры и устроили такой конкурс. По словам бортпроводников, в поэтическом баттле приняли участие около 10 человек.
Несколько пассажиров специально прилетели в Мирный, чтобы полететь на рейсе, который войдет в историю. Среди них была героиня НГС Мария Карманова, которая уже несколько лет восстанавливает свой самолет.
Когда самолет приземлился, хлопали громче, чем обычно. По крайней мере, так говорят сами пассажиры — члены экипажа никогда не слышат этих бурных аплодисментов.
![Пока воздушное судно будет стоять в Толмачёво | Источник: Александр Ощепков](https://n1s1.hsmedia.ru/0a/21/2a/0a212a6416dcb6afca33f476f7c97d79/656x438_1:5593_25383f274a41d1e0e640a9def9e0e284@3000x2000_0x477968J4_0592199267615321608.jpg.webp)
Сегодня они выходят из кабины немного уставшие, немногословные, только пожимают плечами, глядя на тычущих в них микрофонами журналистов.
![Дальнейшая судьба самолета пока неизвестна | Источник: Александр Ощепков](https://n1s1.hsmedia.ru/a7/e5/71/a7e571433c89c4a8ce47caf13fc26303/656x438_1:5593_8655768201e425e535c032aedbd3b3ed@3000x2000_0xt6qJfPWq_6991022268671150588.jpg.webp)
— Не просто сожаление — ночь не спали, — говорит штурман экипажа, отвечая на душевный вопрос о сиюминутных чувствах. — Прекрасный самолет. Самый скоростной самолет в мире. Если «Боинг» летит, он его «делает», как стоячего. Обходит.
Скорость «Тушки», говорит экипаж, — 950 километров в час, а так иногда и до 1300 развивали, как скорость звука. А «Боинг» идет 800.
![Во время полета бортпроводники сообщили пассажирам, что это заключительный перелет Ту-154 | Источник: Александр Ощепков](https://n1s1.hsmedia.ru/e9/0a/ce/e90ace7f411f65b81b1107dd69b595f1/656x438_1:5593_a84b2a398f838afb60848c80d6c84b3f@3000x2000_0xVf0T6PuV_5668659605207917429.jpg.webp)
История Ту-154 длится уже больше полувека. Первый полет состоялся 3 октября 1968 года, а эксплуатация отечественного лайнера началась 9 февраля 1972 года. Ту-154 стал самым массовым советским реактивным среднемагистральным пассажирским самолетом.
![Пассажиры написали стихи, посвященные легендарной «Тушке» | Источник: Александр Ощепков](https://n1s1.hsmedia.ru/67/a1/d1/67a1d178897f252f0a0f8afb5d5f47c8/656x438_1:5593_b835eb187fa58b8eb1997b2c1719ae90@3000x2000_0xto0CcH51_5438111143039689808.jpg.webp)
В общей сложности построили больше 1000 лайнеров, напомнили в пресс-службе новосибирского аэропорта.
— Ему еще лет 15 работать. Запросто. Самый молодой самолет в гражданской авиации, — говорит второй пилот. — Самолет готов трудиться и трудиться.
![Для командира воздушного судна Александра Лешкевича это тоже заключительный полет. Слова «последний» экипаж старается избегать | Источник: Александр Ощепков](https://n1s1.hsmedia.ru/66/31/0e/66310e26691fbd72a5f585f5e4e79654/656x438_1:5593_a9a4fdd457dd7fb46c50ec2ff7dde477@3000x2000_0x0imNJOcy_5265992128824211228.jpg.webp)
По информации пресс-службы аэропорта Толмачёво, этот борт, единственный оставшийся в гражданской авиации Ту-154, выпустили почти 28 лет назад. 25 ноября 1992 года на заводе «Авиакор» в Самаре. В 2002 году самолет эксплуатировался Мирнинским авиапредприятием, а в 2013 году пополнил авиапарк, созданный на его базе «Авиакомпанией АЛРОСА».
![Члены экипажа утверждают, что самолет мог бы спокойно летать еще лет 15 | Источник: Александр Ощепков](https://n1s1.hsmedia.ru/54/de/6a/54de6ac193babb5d0f9f888e5a32b250/656x438_1:5593_97f3a64d29ec2e074daf1a83f5491aef@3000x2000_0xTKANcoDZ_7172567781064755179.jpg.webp)
За последние 18 лет самолет налетал почти 27,5 тысячи часов. Только за время службы в авиакомпании борт выполнил 737 рейсов в обе стороны, перевез больше 160 тысяч пассажиров, 1224 тонны груза и 52 тонны почты.
Но всё заканчивается, потому что есть сертификат летной годности, а продлевать его никто особо не хочет, потому что невыгодно.
![Этот борт выпустили почти 28 лет назад на заводе «Авиакор» в Самаре | Источник: Александр Ощепков](https://n1s1.hsmedia.ru/a2/bb/14/a2bb142439721e7368fe7558423f7a27/656x438_1:5593_bc157b3f423d7e197f42830ce884c4ca@3000x2000_0xqIyhlazc_2576959751922636773.jpg.webp)
— Экономически нецелесообразно. Топливная эффективность у «Боинга» выше. «Боинг» в два раза меньше потребляет, — объясняют причину члены экипажа и тихонько говорят почти между собой о том, что самолет, скорее всего, «порежут на металл».
![За последние 18 лет самолет налетал почти 27,5 тысячи часов | Источник: Александр Ощепков](https://n1s1.hsmedia.ru/6f/0c/13/6f0c134df6e12198a6fae0d59ddab523/656x438_1:5593_6a2a01ec55250d443aea775b4b31edf8@3000x2000_0x70gRUrEL_4213179433019465665.jpg.webp)
Но не факт. Что будет с последним Ту-154 — пока неизвестно. Сейчас для него приготовили площадку на территории новосибирского аэропорта. В мае прошлого года свой последний рейс совершил Ту-134, после чего его передали в Музей истории авиации аэропорта Толмачёво, напомнили в «Авиакомпании АЛРОСА».
![За время службы в «Авиакомпании АЛРОСА» Ту-154М выполнил 737 рейсов | Источник: Александр Ощепков](https://n1s1.hsmedia.ru/03/99/fd/0399fd2652496e03938d86f0beaa9db7/656x438_1:5593_986f2ad92e8ae6f67e1097b0ed6c56a1@3000x2000_0xyqNb3lGa_4010642330798775439.jpg.webp)
Самая трогательная речь в салоне Ту-154 была от командира воздушного судна, 63-летнего жителя Мирного Александра Лешкевича. Он неожиданно признался, что это и его «крайний полет».
![В общей сложности самолет перевез 160 тысяч пассажиров, 1224 тонны груза и 52 тонны почты | Источник: Александр Ощепков](https://n1s1.hsmedia.ru/eb/ba/d4/ebbad4778ba94d7c96d05e95dd5cdf11/656x438_1:5593_9af15355ae9c6f7a2c82c60d4ef7a69e@3000x2000_0x2hZYow63_5955712581588575705.jpg.webp)
— Александр Иванович Лешкевич, командир, инструктор Ту-154. Мне 63 года, из них 30 лет я отдал этому самолету. 30 лет, — медленно и спокойно перечисляет он факты своей биографии. — В 1990-м я начал на нём работать. То есть в прошлом веке. В 1992-м стал командиром, потом инструктором. Самолет — это сказка. Это любовь.
![Самолет оставляют на земле, так как заканчивается действие сертификата летной годности | Источник: Александр Ощепков](https://n1s1.hsmedia.ru/6f/02/a3/6f02a36f9df522cf91f11650bb21f44d/656x438_1:5593_c2c39a71e38b52b41fb8ade8938364c7@3000x2000_0xTiiSrMSR_9706829037198521051.jpg.webp)
Командир рассказал, как с сожалением наблюдал за развалом советской авиации в 90-е годы. В 1993-м у него была возможность переучиться на А310 и гораздо больше зарабатывать, но решил остаться на Ту-154.
![Старые воздушные судна заменяют на новые, так как они более тихие и экономичные, объясняют в авиакомпании | Источник: Александр Ощепков](https://n1s1.hsmedia.ru/bc/a6/59/bca659b2f4f5351721627b0a18612041/656x438_1:5593_e8c2614c24cd064a07a54e8ab4574770@3000x2000_0x8Z53cdOD_1165213252838669122.jpg.webp)
Почему? Ответил с улыбкой: «Это личное» — и продолжил рассказывать про свой любимый лайнер так, как будто это его ребенок.
![«Авиакомпания АЛРОСА» — единственная компания, которая в последние годы выполняла регулярные рейсы на самолетах Ту-154М | Источник: Александр Ощепков](https://n1s1.hsmedia.ru/46/ec/05/46ec055f06f4e364a4ee9492288ee933/656x438_1:5593_d5a879547a2c3bedeae73a02871fdbff@3000x2000_0xN5j5tmo3_6873339921338119331.jpg.webp)
— Он вообще прекрасный. В управлении, у него хорошие системы, очень легко управляется. Единственное, с ним всегда нужно быть на «Вы». Не нужно думать, что ты умнее. Он не терпит такого разгильдяйства, — улыбается Александр Лешкевич и признается, что будет скучать.
![После прилета самолет, как обычно, приняли службы аэропорта | Источник: Александр Ощепков](https://n1s1.hsmedia.ru/58/79/3d/58793d08218801c1dcd1ec61c50c122d/656x438_1:5593_374681dae95f808f63739dfd6b142142@3000x2000_0xwPkvvSBg_9947745351761995510.jpg.webp)
— Вы расскажите всем. Может, где-то когда-то появится человек — чтобы этот самолет (забрал). Чтобы его не пустили на металлолом. Пусть кто-нибудь хотя бы поставит как объект, что угодно — как памятник. Какой-нибудь коммерсант заберет его на дачу.
![Командир воздушного судна расписался на борту легендарного отечественного авиалайнера | Источник: Александр Ощепков](https://n1s1.hsmedia.ru/db/d8/f2/dbd8f25294da251c0e9132d4a9e2406f/656x438_1:5593_7eb6d13ab59f41a0dcb454700168b067@3000x2000_0xdUtmJfLD_7171693876555458059.jpg.webp)
Командир и его самолет в этом рейсе, можно сказать, попрощались с небом. На взлете, в Якутии самолет пролетел лишний круг. В Новосибирске тоже хотелось, но погода пресекла все эти сентиментальности.
![«Тяжело», — откровенно рассказал о своих сегодняшних эмоциях командир воздушного судна | Источник: Александр Ощепков](https://n1s1.hsmedia.ru/ed/25/f4/ed25f40c886dfb63294a132a4c2b1311/656x438_1:5593_2073df60147af2d60ea9c7c8fa9b0814@3000x2000_0xYTsP8Dgz_2360516966593301779.jpg.webp)
— Грустить буду, как еще можно провести, — говорит он о планах на вечер. — Погода такая — нет чтобы разогнать облака, пролетели бы еще напоследок. Но как-то резко она изменилась. Но всё хорошо, всё нормально, ребята.
![В прошлом году свой последний рейс совершил Ту-134, после этого его передали в Музей истории авиации аэропорта Толмачёво | Источник: Александр Ощепков](https://n1s1.hsmedia.ru/06/5c/24/065c242c73f458b14a197c4f1277403a/656x438_1:5593_831c5a16785fbdb2cc36c4d06e6a9a03@3000x2000_0xFUl4uEcs_9164467241511362587.jpg.webp)
К концу прощаний погода смягчилась. Рабочие служб аэропорта юркнули в салон самолета, чтобы начать привычные работы. А Александр Иванович торжественно расписался на борту своего «Туполева», а затем в «крайний» раз (конечно, в крайний) поднялся на трап, чтобы подбодрить экипаж и взмахнуть рукой для исторической фотокарточки.
![Ту-154 разработали в конструкторском бюро Туполева. Первый полет состоялся 3 октября 1968 года, то есть больше 50 лет назад | Источник: Александр Ощепков](https://n1s1.hsmedia.ru/90/94/6f/90946f095e6bf41208ac3a244473e92f/656x438_1:5593_0949554d9a5a9b09d3f7a7e8eb362b59@3000x2000_0xkSEnI3Bu_1277083386159957802.jpg.webp)
Что еще почитать про самолеты
Сибиряк купил два списанных «Боинга» — о том, для чего они ему и сколько потратит на них денег, читайте в нашем материале.
Золотой рейс: красотка-пилот придумала необычный бизнес — она продает людям самолеты по цене ужина в ресторане.
В прошлом году в Толмачёво приземлился огромный «Боинг» с китами на фюзеляже.