Новосибирские инженеры-метростроители обратились к губернатору Василию Юрченко и мэру Владимиру Городецкому с письмом, в котором текущее состояние строительства метро описывается как бедственное. Ветераны метростроения обеспокоены тем, что на строительство метро третий год не выделяются федеральные деньги, а в бюджете города не предусмотрены средства на проектную работу по станциям «Площадь Станиславского», «Гусинобродская» и депо «Волочаевское». Авторы письма считают, что городские власти намеренно тормозят работу по строительству метро, продвигая взамен проект скоростного трамвая. Чтобы разобраться в претензиях ветеранов, корреспондент НГС.НОВОСТИ побеседовал с одним из авторов обращения, бывшим главой метростроя Геннадием Рузаевым.
Справка: Рузаев Геннадий Семенович с 1984 по 1986 год работал главным инженером дирекции строящегося метрополитена. С 1986 по 2003-й — начальник дирекции, которая в 1992 году была переименована в МУП «Управление заказчика по строительству подземных транспортных сооружений» (УЗС ПТС), с 2003 по 2011 год — первый заместитель руководителя УЗС ПТС Николая Хвана.
Геннадий Семенович, в чем ваша претензия к городским властям? Почему вы протестуете против скоростного трамвая?
Скоростной трамвай с его скоростью 60–80 км/ч, безусловно, нужен, но там где нет плотной исторически сложившейся застройки. Во всех городах, где такой трамвай есть, в центре он ныряет под землю, и это значит, что строиться он должен по нормам метрополитена. Если в центре города он не будет идти под землей, то скоростным он точно не будет.
А сейчас говорят, что он будет ходить от площади Маркса до ОбьГЭС и от площади Калинина через 5-й и 6-й микрорайоны на Пашино. От «Родников» до Пашино или от Затулинки до ОбьГЭС — это еще куда ни шло, там он мог бы пристроиться к конечным станциям метро, но рядом с площадью Маркса или Калинина это будет обычный трамвай. Называйте вещи своими именами. Почему сейчас появились революционеры с этим скоростным трамваем, не понимаю.
Кроме того, мне не понятно, почему к разработке всей транспортной схемы Новосибирска подключено только НГТУ. Всегда за этим стоял и «Новосибгражданпроект», и СГУПС. Как обычно, келейно решают.
Почему проект скоростного трамвая встает в противоречие со строительством метрополитена?
Есть протокол председателя Правительства В.В. Путина о том, чтобы с 2013 года возобновить поддержку строительства российских метрополитенов за счет средств федерального бюджета. Но поддержка так просто не случается. Чтобы была получена поддержка, нужна государственная межведомственная комиссия — она сейчас при Росжелдоре. На эту комиссию нужно что-то везти. Сейчас у нас есть проект, утвержденный и откорректированный, но только на вторую очередь, которая заканчивается «Золотой Нивой». Больше нам везти нечего.
С прошлого года нужно было начать корректировать проект Дзержинской линии — я говорю о станции «Гусинобродской» и депо «Волочаевском» — и Ленинской линии до «Площади Станиславского». Но сделано этого не было. Финансирование, соответственно, получается под большим вопросом. И когда сопоставляешь бесконечные речи о скоростном трамвае и бездействие с метро, напрашиваются выводы.
При таком подходе Новосибирску трудно будет добиться выделения федеральных денег на метрополитен, а что касается трамвая, то здесь неясности еще больше. Скорее всего, не будет ни того, ни другого.
Кроме того, как мы знаем, пока еще нет вагонов для трамваев, которые бы были приспособлены для наших погодных условий.
Кто за это отвечает?
Ну, многие. Это и первый заместитель мэра Андрей Ксензов, и начальник департамента транспорта Николай Диденко.
У вас есть предположение, почему приоритеты у руководства города так поменялись?
Предполагаю, что Ксензов решил закончить со строительством метрополитена, получив нахлобучку за «Золотую Ниву». Ему стало неинтересно, и он решил другим заняться. Но это же не государственный подход!
Это правда, что многие специалисты-метростроители уезжают из Новосибирска?
Они все вынужденно собираются уехать в Москву. И мне, несмотря на возраст, также предложили работать в Москве. «Новосибметропроект» сейчас проектирует 2 станции и 2 перегона для работы «Бамтоннельстроя». Хван тоже мне предложил работать в Москве — там на участке 7 или 8 станций, из них две он будет проектировать и строить.
На него же завели уголовное дело…
Ну и что? Он все равно остается высококлассным специалистом. В Москве он востребован. Да что Москва! Я сейчас разговариваю с Омском — там в 2011–2014 годах выделяют на стройку метрополитена до 4 млрд руб. только из федерального бюджета, из консолидированного бюджета Омской области на период до 16 года — порядка 8,5 млрд руб. Красноярск возобновляет строительство метрополитена.
В Москве у меня вообще волосы встают дыбом — при Сталине такого не было. К 2015 году обещают 43 станции, если даже половину сделают — это уже много.
Мы же не стремимся к финансированию — ни городскому, ни областному. В этом году на метро город выделил 114 млн руб., в 2013 году — ноль. Что это значит? Это значит, что город хоронит метро и переключается на сказочные трамваи.
Ну хорошо, а если морозы?! Вон в морозы у Кошкина в 2 раза пассажиропоток увеличивается — люди еле входят. Трамваи не помогут.
Я полагаю, что все-таки в конечном итоге должен победить здравый смысл! Ну не может быть отброшен весь исторический опыт, когда прежние руководители города и области в не менее тяжелых экономических условиях доказали во всех госинстанциях необходимость проектирования и строительства новосибирского метрополитена.
Владимир Иткин
Фото Стаса Соколова (1), Ирины Малыгиной (2)