Советский человек не мог представить свою жизнь без спорта. А крупным советским городам помимо крупных спортивных сооружений было положено метро. В Москве и Санкт-Петербурге уже есть по одной станции метро «Спортивная», причем в столице она находится на одной ветке с «Университетской». В столице Сибири станция метро «Спортивная» тоже есть, и горожане каждый день проезжают мимо нее. Возможно, что через несколько лет в Новосибирске на левом берегу появится станция напротив «Речного вокзала».
Возродить станцию стало возможным благодаря обсуждению перспективного проекта строительства набережной на левом берегу и целого ряда торговых и развлекательных комплексов, которые будут таким образом защищены от весеннего паводка. Общая стоимость инвестиций, часть из которых будут китайскими, оценивается в 1,6 млрд. долларов США. Конечно же, такому проекту необходима своя станция метро, которая была заложена в проект еще первой очереди новосибирского метрополитена.
На чертеже, который специально для нашей встречи достал из архива главный инженер проекта Новосибирского метрополитена ЗАО «Новосибирскметропроект» Владимир Романов, стоит дата 12.82. На небольшом эскизе рядом со станцией нарисован крытый стадион, напоминающий один из объектов московской Олимпиады. По словам Владимира Ивановича, все необходимые технические устройства были построены еще в 80-е годы, и сейчас все готово для возведения станции без остановки движения поездов.
В правую сторону от метромоста, если смотреть с левого берега, отходит круглый вестибюль станции с пятью входами, в каждом из которых по три двери. Стрелочки на плане показывают, что четыре работают на вход, а один на выход. «Это чтобы зрители после спортивных матчей могли лучше проходить?» - спрашиваю я. «Да, но у нас по нормам станция должна быть на расстоянии от спортивного объекта, чтобы поток растянулся, - говорит Владимир Иванович. – Вот здесь нарисованы три эскалатора, а сейчас по нормам нужно четыре».
«Вот тут пассажиры поднимаются на платформу. Над станцией возведут металлическую арочную конструкцию с переходом на платформу с другой стороны моста, а в последний момент, когда вся отделка будет завершена, уберут обшивку моста», - мечтательно говорит Владимир Романов, склонившись над пожелтевшими схемами на кальке. Платформы, естественно, получатся боковыми, как на “Речном Вокзале”. Для запуска осталось построить пассажирскую и служебную части. Техническая уже возведена.
Станцию и не предполагалось запускать в первой очереди. Затопляемая территория на левом берегу нуждается в благоустройстве. По словам господина Романова, «Спортивная» будет раза в три дешевле обычной подземной станции. Пожалуй, самым дорогим оборудованием при ее строительстве и эксплуатации могут оказаться эскалаторы. «Я слышал, в Самаре эскалаторы долгое время стояли – люди ходили пешком. За энергию-то надо платить, а они воздух возят», - говорит Владимир Иванович.
Но «Спортивная» - это не единственное место в городе, где можно уже сегодня построить наземную станцию. Еще одно – около электродепо метрополитена. Станция на этом месте может обслуживать район улиц Нарымская, Галущака, магазина «Альянс» и так далее, без помех работе самого депо. «Туда может идти, например, каждый второй или третий поезд со станции “Красный проспект”», - заключает главный инженер.
На данный момент в ЗАО «Новосибирскметропроект» не обращались по поводу проекта станции «Спортивная» - чертежи подняли из архива по просьбе НГС.НОВОСТИ. Пока же инженеры занимаются согласованием участка с застройщиком территории частного сектора рядом со станцией «Октябрьская» - здесь необходимо оставить створ будущей станции пересадки на линию, которая пойдет по ул. Кирова на Ключ-Камышенское плато и дальше на юг.
Уже после разговора о «Спортивной» мы долго беседовали о перспективах метростроения в Новосибирске. Владимир Иванович вздыхал: «Сеул с 1974 года прошел путь от 7 станций до 263. А у нас практически все остановилось». Он же объяснил, что ветер на станции метро «Березовая роща» вызван тем, что второй тоннель до сих пор не пройден, и поезд, как поршень, толкает перед собой воздух, который вырывается наружу или наоборот «всасывается» в тоннель.
В любом случае, судьба станции метро «Спортивная» зависит от реализации всего инвестиционного проекта, но в рамках состоявшихся обсуждений чиновники и бизнесмены не упоминали о спортивных сооружениях, поэтому не исключено, что название новой станции будет не совсем соответствовать окружающей инфраструктуре, и станция «Торгово-выставочная», а может быть «Чайнатаун», будет куда более уместна.
Константин Пономарев, специально для НГС.НОВОСТИ