Найти вещи, которые смотрятся и сидят идеально, и выглядеть не как все — возможно ли это, если ограничиваться шопинг-моллами и инстаграм-магазинами? На показе бренда Alexandr Miller Atelier к настоящей моде мог прикоснуться любой желающий. Такова позиция новосибирского дизайнера Александра Миллера, чье ателье работает одновременно над выпуском профессиональных коллекций, как шоу-рум — с готовой эксклюзивной одеждой и занимается пошивом вещей на заказ. Двери открыты для всех, а цены из разряда «можно себе позволить».
— Для вас это первый персональный показ — как вас приняла публика?
— Приятно удивлен такому вниманию, вижу, для кого делать шоу. Уже сейчас есть заказы на вещи из новой коллекции.
Я создаю одежду для событий, где важно выглядеть особенно хорошо, отличительно. Среди моих заказчиков много светских персон, людей, которые вращаются в обществе, находятся в центре внимания. 20 лет назад я создавал костюмы для клубных танцоров, потом получил профессиональное образование. Сейчас такого нет — люди приходят в бары, едят, танцуют. А сценой может стать любая площадка, поэтому одеться ярко и заметно может быть актуально для каждого.
Пропагандирую культуру ателье, куда можно прийти и создать индивидуальный образ. В ателье, которое работает по стандарту 1983 года, человек нового поколения вряд ли найдет что-то для себя. Мы уходим от стандартов — это касается стилистики, трендов (это вообще сомнительная штука, каждый модный дом формирует свои тренды), типов фигур. А что касается пошива — у нас крепкие стандарты качества.
— Разве нельзя просто пойти и купить одежду в магазине?
— Можно. Но учтите, что в большинстве магазинов вещи созданы по принципу масспошива, который выполняется швеями порционно. Одна на всех брюках левый бок строчит, другая — правый. Карманы пришивают роботы. Где-то съехало, где-то вылезло. Потом вы примерите и выберете то, что на вас получше сидит. Но не факт, что это будет лучшее решение. В магазине вашего размера может просто не быть, если он промежуточный. А индивидуальный пошив позволит создать вещь конкретно для вас. И каждый раз, надевая ее, вы будете чувствовать себя в идеальной форме.
У меня в ателье 17 профессиональных машин — для работы с трикотажем, с кожей, чтобы пробивать петли. Это серьезный подход, обычно машин на одно ателье две-три, не больше. У меня есть абсолютно все, чтобы выпускать фабричные вещи. Швея, которая шьет на бытовой машинке, и вещь, пошитая у меня, — разница огромная. Можно сделать кожаную куртку, пальто, сумку, невесомое платье, костюм, да хоть наряд на Хеллоуин.
Считается, что сшить вещь не может быть дешевле, чем купить. По ценам — всё в прайсе. Брюки от 4500, пальто за 12 000 — это дорого или можно себе позволить? При этом моя одежда часто появляется в глянце: Cosmopolitan, L'Officiel.
— В инстаграме много магазинов с авторской одеждой. Это все дизайнеры?
— Сейчас такое время, когда кажется, что дизайнером может стать любой. Это неправильно. Дизайнер — это тот, кто выпускает коллекции, у которого можно наблюдать историю. А позиция «наступила осень, решила сшить пальто, штаны, юбку, майку — вот, заказывайте», это люди хотят заработать на производстве одежды. Я не осуждаю, но к моде это отношения не имеет.
Вот есть природный вкус — его не вырастить. Есть талант — ему не научиться. И должна быть ответственность за другого человека.
Работаешь с женщиной и видишь, как она меняется. Это вообще-то очень интимно — рассказывать, что стесняешься своей талии и поэтому предпочитаешь такие фасоны. Если человек доверяется, я показываю ему его красоту всеми способами. Не так, что вам было холодно — я одел вас, и стало теплее. А уходят комплексы. Одежда — это мощь и сила. Можно одеваться иначе — и изменится многое.
— Не слишком ли это мистически звучит?
— Дизайн одежды — это творчество, но и маркетинг. Нужно хорошо понимать, что люди будут покупать, что их зацепит. Я много лет консультировал в магазинах, в «Аркаде», ЦУМе, еще до появления гигантов-моллов. Потом меня схантили в оптовую компанию по ритейлу одежды, где я многому научился в плане формирования ассортимента.
Дизайнер должен понимать, какой путь проходит одежда до покупателя. Чтобы стать успешным, недостаточно только рисовать модели. Надо, чтобы было мощное маркетинговое понимание, что вообще происходит с рынком и людьми. Любой наряд, даже из разряда арта, — это коммерческий продукт и должен вызывать восхищение, а не недоумение. Он должен быть применим к реалиям жизни.
Я создаю одежду, которую хочется носить. Хотя есть люди-коллекционеры, они могут приобрести вещь просто потому, что она им понравилась. Наденут они ее, может, раз, на фотосессию или выйдут в свет. Но и в остальное время она будет выполнять главную функцию — радовать. Это такое удовольствие от обладания.
Есть клиенты, которые приходят и собирают гардероб с характером на каждый день. Есть те, кто посмотрят шоу-рум и захотят такое же, но «с перламутровыми пуговицами»: юбку из другого материала, рукава пышнее или принт иной. Без проблем.
Некоторые вообще не обращают внимания, что тут висит. Сразу приходят с задачей на пошив кожаного топа или кружевной блузы. Я выполняю свой долг как ателье, которое отшивает то, что клиент хочет. А еще ремонтируем, подшиваем, заплатки ставим. Это для нас такая же работа. Делаем скидки, несмотря на то как портретно у нас все это выглядит.
— Кого из известных коллег считаете авторитетом?
— Мне бы не хотелось творить себе кумира. Для творца нет ничего хуже, чем условный надсмотрщик, который говорит, что хорошо, а что плохо.
А что касается людей, которыми я восхищаюсь, то это, например, Дэниэл Ли, креативный директор модного дома Bottega Veneta. Мы знакомы и много общались, еще до того как я открыл свое ателье. Он уже тогда был главным дизайнером ready-to-wear, линии одежды в Celine. Сейчас Дэниэл Ли признан одним из лучших дизайнеров современности, при этом добился всего сам, упорным трудом. По сравнению с ним я просто храбрый портняжка (смеется).
— Если работаете без заимствования идей, что тогда вас вдохновляет?
— Поглощаю любой визуальный контент. Интернет — это бездонная чаша, которая постоянно наполнена и наполняет меня. В университетах учат: составляй мудборд — дергай то, это — вот и коллекция. Но это читерство какое-то. Кристиан Диор не делал мудбордов или инспираций. Важно, есть ли что-то у тебя в голове, в сердце. Повторюсь: вкус, талант и ответственность.
А вот музыка для меня важна, она трансформируется в образы. Когда работаю, слушаю фортепиано. А еще я ценитель альтернативы, это редкие исполнители. Ни разу за свои 40 лет я не встречал человека с полным совпадением по музыкальным вкусам.
— Как считаете, новосибирцы готовы пользоваться услугами ателье регулярно?
— Не было бы театра, не ходили бы люди. Так что ателье должны быть, нужно прививать эту культуру. Новое поколение начинает понимать, какие возможности открываются благодаря индивидуальному пошиву.
Чтобы идти дальше, буду увеличивать штат, рабочие площади. У меня отличная команда, но я сам много «стою у станка». А впереди конкурс в Италии, показ в Милане. Нужно больше сил вкладывать в развитие бренда. Вот есть ателье Versace, и звезды, которые хотят кутюрные наряды, идут туда за видением и исполнением, а не лично дизайнер им руками шьет. Хотелось бы по этому пути идти, чтобы мои звезды — жители Новосибирска — шли в мое ателье, а я задавал бы стиль и служил гарантом безупречной работы.
Отзывы гостей о показе:
Ольга Ешану, стилист, визажист и продюсер: «Показ получился очень запоминающимся, особенно для нашего неизбалованного города. «Белая» коллекция представляет собой уникальный микс из современности и натуральности, романтики и техно, ретро и киберпанка, удивительным образом сочетает сверкающие пайетки и благородный жемчуг, стразы и грубую кожу. Акценты красного и черного, блеск серебра — и примиряющий всю эту феерию безупречный белый. Искренне желаю Александру обрести постоянную спонсорскую поддержку и творить также в направлении Запада. Уверена, талант дизайнера оценит самая взыскательная мировая fashion-публика».
Ольга Хапилина, стилист, визуализатор бренда: «Рада побывать на показе. Круизная коллекция может подойти тем, кто собирается в отпуск. Коллекция актуальная, в ней можно заметить такие тренды, как бахрома и кэтсьюты — трикотажные комбинезоны, плотно облегающие тело. Одежда от Александра Миллера придется по вкусу ярким, неординарным личностям, с ноткой бунтарства. Хотя в его коллекциях есть и более спокойные, элегантные модели для повседневной жизни. Особое внимание уделено вечерней коллекции, в таких вещах точно не останешься незамеченной. Мне нравится стиль,в котором работает Александр, очень созвучен с Александром Маккуином».