В Новосибирской области многодетная мать заявила в полицию на бывшего мужа — он, как утверждает Наталья П., терроризирует семью на протяжении последних двух лет. С ним она делит общую двухкомнатную квартиру, в которой сейчас живет с новым мужем и семью детьми от разных союзов. Женщина утверждает, что она и дети боятся выходить из дома из-за непредсказуемых действий экс-супруга, но полиция раз за разом отказывает в возбуждении уголовных дел. Корреспондент НГС Алёна Золотухина попыталась разобраться в этой запутанной семейной истории и поговорила с экспертом о подобных делах.
«Жили мы нормально»
— С бывшим мужем Сергеем мы знакомы с 2005 года, познакомились на сайте НГС.Love, какое-то время общались, потом поженились. Это мой второй брак. Жили мы нормально, у нас не было проблем, мы не скандалили, не дрались, но со временем человек просто перестал соответствовать моим представлениям о том, каким должен быть мужчина. Перестал работать, перестал к чему-то стремиться, у него произошло карьерное падение вниз с руководителя до рядового рабочего, — рассказывает свою версию событий Наталья.
Спустя 12 лет пара развелась — это было в 2017 году. На момент бракоразводного процесса супруги мало общались, спали в разных комнатах, а Наталья уже начала встречаться со своим нынешним супругом Игорем.
Всего у Натальи семь детей: старший сын от первого брака, трое — сын и две дочери — родились в супружестве с Сергеем (после развода, по словам Натальи, он отказался от дочерей и признал только сына). Еще трое — две дочери и сын — дети от нынешнего брака, также последний муж удочерил двух дочек Натальи.
В браке Наталья и Сергей купили двухкомнатную квартиру площадью 85 квадратных метров, где сделали перепланировку — кухню перенесли в большую комнату, получилась «трешка»-студия. После развода по решению суда квартиру разделили по 46% каждому, остальное — детям. В течение двух лет после развода Наталья и Сергей по-прежнему жили вместе в общей квартире.
— Жили как соседи, не скандалили. Спокойно. Я борща кастрюлю сварю, его позову пообедать. Он дома почти не бывал, уезжал утром, приезжал вечером, — говорит Наталья. — Проблемы начались в 2019 году, когда стало ясно, что у него появилась женщина. Он перестал приезжать домой ночевать.
С чего начался конфликт
Наталья утверждает, что после развода у них с Сергеем была договоренность: он не платит алименты, но оплачивает коммунальные услуги за квартиру. Позже, по словам женщины, выяснилось, что у них накопился долг за коммуналку в размере 15 000 рублей.
— Когда это вскрылось, я ему сказала: «Раз не хочешь платить коммуналку, тогда плати алименты». Он мне: «Нет, иди в суд». Я пошла, к разговору вернулась уже с документами на руках, он уперся и сказал, что ничего платить не будет, — рассказывает Наталья.
Как-то вечером раздался стук в дверь, и в квартиру вошел бывший муж Сергей со своей гражданской женой. Как утверждает Наталья, на время своего ремонта они решили пожить в их общей квартире.
— К тому времени мы с Игорем уже были женаты и жили вместе с детьми в этой самой квартире. Сергей жил у гражданской жены. Когда они решили переехать на время к нам, я сказала: «Хорошо, но давайте спокойно, без скандалов». На что они начали делать нам с Игорем замечания и брать в пользование мои вещи. Слово за слово, разгорелся конфликт, — рассказывает свою версию событий Наталья.
Позже она подала заявление в полицию об угрозе убийством (по словам Натальи, ей угрожали ножом во время одной из ссор), но силовики отказали в возбуждении уголовного дела.
Сейчас, по словам Натальи, бывший супруг требует выкупить его долю в квартире за стоимость, которая не соответствует рыночной (2 миллиона рублей), или отказаться от алиментов.
— Мы не хотим покупать эту долю. У нас большая семья, и эта квартира, по сути, нам не нужна, мы хотим дом. Я предлагала продать квартиру целиком, разделить деньги, он отказывается. Сергей подал иск на вселение в квартиру, уверяет, что я его не впускаю, сменила замки. В активную фазу он перешел, получив решение о вселении, — рассказывает Наталья. — Он приходил вселяться с другом, снимал нас на камеру, оскорблял, отключал электричество в щитке, а однажды вышиб окно лестницей с уличной стороны, чтобы влезть в квартиру. Естественно, таким способом попасть в квартиру я ему не дала. У него есть ключи, есть право проживать в этой квартире, я никогда не препятствовала, зачем устраивать этот цирк — мне непонятно.
В ноябре прошлого года история, по словам сибирячки, приняла новый оборот. Наталья рассказывает, что ее бывший супруг пришел вселяться в квартиру с приставами, после чего закрылся в комнате и не выходил из нее три дня, еду ему приносили через окно. Также он заменил на комнате входную ручку и установил сигнализацию.
— Мне позвонил Сергей с просьбой открыть ему дверь. Я ему говорю: «Меня нет дома». В квартире был Игорь — восстанавливался после операции — и не слышал, чтобы кто-то звонил в дверь. Не без труда я попала домой — мне страшно было заходить в подъезд. После начался какой-то кошмар: бывший муж ворвался в квартиру с полицией, сбил меня с ног, и дальше я ничего не помню, — утверждает Наталья.
Правда, остается непонятным, почему бывший муж каждый раз вынужден вселяться в квартиру, если, по словам Натальи, имеет к ней свободный доступ. Мы хотели уточнить этот момент у него самого, а также опубликовать его версию происходящего. Но Сергей И. не вышел на связь — заблокировал корреспондента в мессенджере Telegram, на многократные звонки и сообщения не ответил. Сообщение о просьбе поговорить в соцсети «ВКонтакте» прочел и также проигнорировал.
Тем временем нынешний муж сибирячки — Игорь — написал заявление в полицию о том, что ему угрожали физической расправой и причинили телесные повреждения. В распоряжении редакции НГС имеется копия постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, в котором говорится, что опрошенный по материалу Сергей И. пришел к себе в комнату, где супруги П. препятствовали ему, а именно закрыли дверь с внутренней стороны. Каких-либо действий по отношению к ним он не предпринимал, в квартиру зашел с участием сотрудника полиции.
— В материале проверки отсутствуют признаки преступления, предусмотренного частью 1 статьи 119 УК РФ (угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью). Кроме того, оснований опасаться приведения угрозы в исполнение не было. В материале проверки также отсутствуют признаки, указывающие на состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.1.1 КоАП РФ, так как какими-либо объективными данными факт не подтвержден, — редакция НГС публикует выдержку из этого постановления.
— Я вижу, что насилие воспринимается как семейная проблема, в которую не хотят вмешиваться. Всё, что здесь происходило, уже давно вышло за пределы гражданско-правовых отношений, — считает Наталья. — Я спрашивала, зачем ему это, мне он сказал, что не хотел, настояла его супруга. Кто бы мне сказал три года назад, что он умеет материться, что он сможет на меня поднять руку, — я бы ни за что не поверила.
Путем долгих переговоров Наталья и Сергей пришли к согласию, что квартиру надо продавать. В апреле этого года появился покупатель — Наталья была дома, чтобы показать квартиру.
— Открываю дверь — стоят двое мужчин и две женщины, одна с ребенком, за ними — Сергей. Я подумала, что он пришел проверить, правда ли я продаю квартиру, за Сергеем — его жена. Следом зашли мастера и занесли железную дверь, которую он собрался устанавливать на свою комнату. Он не имеет права этого делать, так как там вход в санузел, который находится в общем пользовании. Мужчины начали вести запись, снова начались перепалка, оскорбления, бывший муж ударил меня в живот, вызвали полицию, — говорит Наталья.
После этого Наталья и Игорь написали жалобу в прокуратуру Новосибирского района. В распоряжении редакции НГС имеется копия ответа.
— Каждое ваше заявление зарегистрировано в установленном законом порядке, и по ним приняты соответствующие решения, о чём вам направлены ответы посредством почтовой связи. В своем обращении вы указываете материалы проверок, но не предоставляете конкретных данных о несогласии с каким-либо из указанных решений, принятых сотрудниками МО МВД России «Новосибирский», а также не указываете сведений, которые могли бы послужить основанием для проведения дополнительных проверочных мероприятий. Вместе с этим копия вашего обращения направлена начальнику МО МВД России «Новосибирский» для принятия мер профилактического воздействия в отношении Сергея И., — значится в ответе.
Мнение эксперта
Мы попросили прокомментировать ситуацию юриста Юлию Ткачеву.
— Я думаю, в этой ситуации Наталье следует зайти со стороны общего сына, так как он тоже является участником конфликта. Действия бывшего мужа могут наносить моральный и психологический вред ребенку. В случае ограничения или даже лишения родительских прав суд может ограничить его проживание в помещении или выселить. Второй момент — вмешательство в частную жизнь: с этой стороны его также можно привлечь к ответственности.
Кроме того, бывшего супруга можно привлечь к ответственности за порчу имущества — выбил стекло. Но только этот момент необходимо зафиксировать — вызвать участкового и составить акт. По закону он должен нести бремя содержания жилого помещения: если клеят обои, половину оплачивает он. Наталья заменила стекло, половину должен оплачивать он. Разбитое стекло — это уже хулиганство.
На данный момент их ситуация выглядит как семейный конфликт, и, пока нет конкретных фактов, возбудить уголовное дело не получится. Женщина может установить на своей жилплощади видеокамеру, чтобы были доказательства неадекватного поведения бывшего супруга. По закону это не запрещено, это защита гражданских прав. За угрозу жизни его привлечь не получится, пока не будет веских фактов, например, ружья в руках, в остальных случаях ей будет отказано, — считает эксперт.
Что еще почитать
Многодетная сибирячка после нервного срыва попала в больницу. Сейчас бывший муж хочет забрать у нее троих детей.
«Хочешь не хочешь, но я рожу»: сибирячка сделала ЭКО в 48 лет, чтобы спасти брак, но муж ей изменил.
Грезят об ипотеке: семья с 10 детьми живет в доме с плесенью — им приходится спать на кухне и есть по очереди.