Не секрет, что за рубежом многие считают Россию страной, совершенно не способной победить расизм. Тем не менее сюда продолжают приезжать даже из Африки — учиться, работать, а иногда и заводить семью. Корреспондент he пообщался с темнокожими жителями Новосибирска и выяснил, что им здесь нравится, а что раздражает, как часто они сталкиваются с проявлениями расизма и готовы ли они остаться здесь до конца жизни. Кстати, все они отказались сообщить, сколько им лет, а также объяснить, почему не хотят этого говорить.
Айо, приехал из Великобритании, учится в НГТУ, преподает в лингвистической школе.
Я родился в Англии, но мои родители — нигерийцы. Проведя несколько лет на западе Европы, я захотел отправиться на восток. Когда ты путешествуешь — ты учишься. Я мечтал расширить свой кругозор и посмотреть на Россию.
Живу здесь 16 месяцев. Помнится, в первый день было -35°С, у меня голова разболелась. Мне кажется, погода влияет на характер людей. Здесь мало солнца, возможно, поэтому все мало улыбаются. В США, в Европе люди на улице улыбаются, а здесь такие угрюмые, особенно зимой. Русские люди вообще немного закрытые, им бывает сложно общаться друг с другом. Иногда знакомишь двух своих приятелей, они говорят друг другу «Привет!» — и всё.
Многие думают, что русские — расисты, но мне кажется, что сибиряки очень дружелюбны и гостеприимны. Я не чувствую, что расизм — проблема. Да, из-за моего цвета кожи многие люди на меня пялятся.
Иногда на улице незнакомые люди просят меня сфотографироваться, что-то спрашивают: как меня зовут, откуда я, не холодно ли мне. Иногда зовут на вечеринки — могу и согласиться, если нет никаких дел и я в хорошем настроении.
Я также занимаюсь музыкой — читаю рэп. Надеюсь, мои песни смогут вдохновить людей, я пишу о позитивных вещах, о любви, о солнце. В декабре выступал в Rock City — довольно успешно. Надеюсь, в будущем мне удастся стать профессиональным рэпером.
Мне нравится сидеть перед оперным театром — там очень красиво. Люблю ходить в London Pub на Карла Маркса — чувствую себя там как дома. Люблю ходить в Traveller's возле «Глобуса» — ночью там очень красивое небо.
Не знаю, останусь здесь или нет. Не хочу загадывать. Могу ли завести семью с русской девушкой? Теоретически — да, возможно. Любовь — загадочная штука… Честно говоря, у меня здесь не много проблем. Мне нравятся люди. Пробок нет. Все хорошо.
Джюд, приехал из Нигерии, учится в НГТУ, занимается шоу-бизнесом.
Сначала я планировал отучиться и вернуться домой. Но потом передумал. Теперь я считаю себя сибиряком, русским человеком. Играю на барабанах, пою русские песни, танцую. У меня есть 2 директора, они меня «продают».
Один раз, где-то на левом берегу, я наткнулся на группу гопников, пять человек. Они такие: эй, нeгр, пошли бухать. Я говорю: «Нет, я спортсмен».
И тут один из них достает нож. А я был с другом — он тоже здоровый. Я нервный человек — готов драться. Мне пофиг, сколько их. Мой друг сказал: «Не надо. Ты в России, пять русских тебя будут бить, приедет милиция, заберет только тебя».
В итоге мы убежали, спрятались. Расисты, по-моему, слабые люди. Не стоит обращать на них внимания. Они тебе — эй, нeгр. А ты думаешь: «Ну ты дурак». И все. У них нет образования, они никуда не ездили. Они тут родились и тут умирают.
Но вообще мне нравятся русские люди. Они искренние. Если ты им не нравишься, они тебе скажут: «Ты мне не нравишься». Если они тебя любят, они так и скажут: мы тебя любим. Еще они очень уверены в себе. Даже если ситуация проигрышная, они виду не подадут. Я думаю, что уверенность и искренность у русских людей передаются из поколения в поколение. Люди держат в головах — «мы сильные, мы не можем проиграть». По-моему, это хорошо. Но я считаю, что каждый раз побеждать невозможно. Надо уметь принимать поражения.
Я планирую жениться на русской девушке. Пока не знаю, на какой. Недавно расстался с той, на которой хотел жениться.
Русская женщина красива и сексуальна. Она умеет держать своего мужчину. Она готова убивать женщин, которые лезут к ее мужчине. Это мне очень нравится. Она заступится за тебя, даже если к вам полезут гопники.
Думаю, это традиция. Женщина думает: на улице много голодных женщин. Они хотят украсть моего мужчину. Стоит отвернуться — и нет у тебя мужчины. Русские женщины очень сильные. 70 % людей, которые здесь работают, — женщины. В других странах работают мужчины, женщины сидят дома. Здесь женщина уводит детей в школу, потом идет на работу, потом пашет в тренажерке, потом готовит еду для своего мужика, который приходит домой среди ночи, пьяный, да еще и ругает ее. Она выдерживает все это.
2,5 года назад, когда я сюда приехал, я не знал ни слова по-русски. Я выучил русский на улице. Я — уличный парень. Мне быстро стало ясно, что если я хочу работать, если я хочу, чтобы меня понимали люди, мне нужно знать язык.
Стефен, приехал из Ганы, учится в НГУЭУ.
Я ничего не ждал от России. Я просто приехал сюда учиться. Залез в интернет, организовал поездку. Заняться здесь особо нечем. Учусь, подрабатываю — вот и все.
Конечно, люди на меня смотрят. Просто идешь по улице, а на тебя глазеют. Это не доставляет мне дискомфорта. Никаких проблем. Здесь я чувствую себя в безопасности.
Я был в Финляндии, Швеции, Германии. Проблема расизма есть в любой стране. Всегда можно встретить человека, который будет смеяться над тобой, показывать на тебя пальцем. В Новосибирске, кстати, такого немного. Меньше, чем в Москве.
Что определяет русского человека? Много пьющих, много курящих… Я тут не для того, чтобы менять людей. Я тут чтобы учиться. Смеются? Пускай смеются. Показывают пальцем? Пускай показывают. Мне что, идти драться с этими людьми? Что я могу сделать? Я просто капля в море.
Слово «нeгр»? Ну говорят, ну и что? Мне все равно. Не могу же я указывать людям, как себя вести, я здесь не для этого. Я хочу доучиться и вернуться в свою страну. Пусть говорят, что хотят. Повторюсь, меня здесь все устраивает. Ну нeгр — и что? Я что — не человек?
Я редко выхожу из дома. Не люблю клубы, не люблю кафе. Хочу быть один, одному мне комфортнее. Мне нравится ходить на Монумент Славы. Там хорошо. Там я чувствую себя уютно. Вообще, мне здесь не нравится погода, а все остальное устраивает.
Знание, полученное мною здесь, действительно мне пригодится. Как? Об этом я пока не думаю. Когда я вернусь домой, там точно найдется, куда приложить эти знания, но пока не хочу загадывать. Я только хочу закончить обучение и уехать отсюда.