В Новосибирске постепенно продолжается расселение и снос деревянных двухэтажных домов в рамках программы комплексного развития территорий (КРТ). Собственники и социальные арендаторы жилья рассказали НГС, чем плохи, а чем хороши их старые дома, а также какие компенсации им предлагают.
Старый уютный «Щ»
В Советском районе сохранилось множество деревянных двухэтажек в «Щ». Есть даже городская легенда, что микрорайон получил свое название в честь «щитовых домов», которые возводились на скорую руку для строителей. Достоверных доказательств тому нет. Но даже если это и так, новым поколениям «щаковцев» придется показывать те самые домики только на фотографиях. Их все определили под снос, что и логично: дома строились как времянки в 1958–1960 годах. Два участка, 27 домов, 417 семей.
У Василисы в такой двухэтажке на Рубиновой, 20 живет 46-летний сын. Он потерял здоровье в армии, к тому же мужчина инсулинозависимый. Мать его регулярно навещает, помогает. Живет он без семьи, делит «двушку» с соседкой — одинокой женщиной с двумя детьми. То есть у каждого собственника во владении по части жилплощади, мужчине предложили за маленькую комнату 1,8 миллиона рублей, соседке за комнату побольше — 3,4 миллиона рублей.
— По деньгам дают, как за одну двухкомнатную квартиру — для одной семьи. На эти деньги ничего купить невозможно, — рассуждает Василиса. — Добавлять тоже нет никакой возможности. Поэтому, естественно, мы не согласны и будем стоять до конца и на что-то надеяться. У нашего застройщика это единственная такая проблемная квартира на всем участке. Почему их расселяют, как одну общую семью?
По словам сибирячки, риелторы от застройщика рекомендуют им соглашаться на эту сумму и взять комнату в общежитии или в «трёшке» в «Щ». Либо рассматривать отдаленные районы — Матрешкин двор, Раздольное… Все это женщину не устраивает. Найти решение нужно до 2026 года, таков договор с застройщиком.
— Почему мы должны съезжать в общежитие или в условия еще хуже, чем были у нас, в угоду застройщику? Застройщик будет строить, продавать квартиры, обогащаться. Пусть бы нам дали студию в этом доме, хотя бы маленькую — 22 квадратных метра, я ж не прошу хоромы, — подчеркивает Василиса. — Нас уже начинают торопить, запугивать, что судиться с нами будут, а после суда сумма выплаты значительно уменьшится, что это будет принудительные выселение. Кому-то понижают параметры отопления, просто выживают людей.
Похожая история у Марины, она 40 лет была прописана в «однушке» площадью 31,5 квадратных метра на Иванова, 20. Квартира еще от бабушки, наследственная. Теперь им с дочерью застройщик предложил всего 137 тысяч рублей за квадратный метр, так что пришлось доплатить 420 тысяч, чтобы купить убитую «однушку» в девятиэтажке 80-х годов постройки на той же улице.
— По-хорошему, при КРТ должно быть три вида компенсации — денежное возмещение собственникам, равноценное или равнозначное жилье в границах территории, подлежащей комплексному развитию. В нашу зону расселения включили Шлюз и Нижнюю Ельцовку, что, конечно, удешевило стоимость квадратного метра. И наши соседи все в основном переехали в микрорайон «Д», где пяти-, четырех- и трёхэтажки 60-х годов постройки. Хотя мэр обещал, что нас расселят в дома, не старше 15 лет, — рассказала Марина. — Вот, что называется «КРТ по-академовски».
Жители переживают, что их переселение затеяли в неподходящее, кризисное для рынка недвижимости время. Ставка по ипотекам неподъемная, а стоимость жилья повышается каждый месяц.
— Мы смотрели цены на квартиры. Например, в апреле студия площадью 24 квадрата стоила 4,4 миллиона, сейчас уже 6 миллионов. Перед Новым годом — очередное подорожание. Это уже ни в какие рамки! — говорит женщина.
В общем, все это переселение, как бы долго ни готовилось, получилось несправедливым и несвоевременным, считают жители. Еще одна проблема — опустевшие на половину, но не полностью дома подверглись нападениям мародёров.
— Мародёрили конкретно. Выдергивали ванны, выбивали двери, срезали батареи. В наглую прям! Кроме того, двухэтажки несколько раз горели, — вспомнила Марина. — Такое впечатление, что работает городская бригада. Такого в городке вообще никогда не было.
У Елены на нечетной стороне улицы Российской в двухэтажке живет мама. Сама Елена тоже с 1972 года там жила, но сейчас у нее свое жилье. Старая квартира на втором этаже доставляет много хлопот — то крыша течет, то тараканы одолевают. И проводка дышит на ладан.
— Так-то дома тёплые, если бы капитальный ремонт делали регулярно, даже неплохо бы было. Но единственный ремонт в подъезде я помню в конце 80-х. Поэтому всё пыльно, грязно, обшарпано. Один раз скинулись, крышу залатали и всё. Но признали наш дом аварийным накануне КРТ. Хотя до этого, в 2005−2006 годах, все эти бараки, которые есть в районе правобережья, администрация уже признавала аварийными. Но, в общем-то, дело дальше не зашло.
Сейчас всех одномоментно решили расселить. Елена говорит, что из-за того, что все кинулись искать жилье в «Щ», цены как дрожжах начали расти. При этом Елене с матерью равноценное или равнозначное жилье изначально предлагать не стали — дали подписать бумаги, что они отказываются.
— В октябре нам выплатили где-то 4 200 за «двушку», теперь у нас полтора месяца, чтобы выехать. Мы купили квартиру в четырехэтажке в районе Бульвара Молодежи. При этом нам пришлось прилично добавить. Сейчас делаем ремонт, а нам периодически звонят, спрашивают: выехали — не выехали, — поделилась Елена.
А их соседке дали квартиру на Шлюзе. В общем-то, по словам Елены, она осталась даже довольна. Но такие не все.
Недавно инициативная группа «щаковцев» написала письмо, в числе адресатов которого президент Владимир Путин, глава СКР Александр Бастрыкин, губернатор Новосибирской области Андрей Травников, мэр Новосибирска Максим Кудрявцев и еще ряд лиц и органов власти. Жители потребовали построить им переселенческий дом и напомнили, что в свое время ради этого посодействовали застройщикам.
— Жители брусчатых домов дважды собирали подписи для разрешения на повышение этажности для строительства новых домов. Застройщики объяснили жителям, что тогда они смогут построить дом и для переселения, так как малоэтажные дома им не выгодно строить. Жителями были собраны подписи в надежде на переселение в новый дом в нашем микрорайоне «Щ» Академгородка. В итоге застройщики получили разрешение на строительство высоток, а про свои обещания жителям, как всегда, забыли, — указано в письме.
Другие районы Новосибирска
В Октябрьском районе Новосибирска масштабному расселению подверглись двухэтажки на улице Никитина от улицы Панфиловцев до Сада Мичуринцев. Все эти дома были признаны аварийными и подлежащими сносу решением профильной комиссии от 27 июня 2013 года. Юлия Цуканова-Саблина рассказала НГС, что ее семья приняла условия КРТ и согласилась переехать на МЖК.
— Мы ждали более 20 лет, но, когда уже все механизмы были запущены, довольно быстро все получилось. В течение, мне кажется, трех месяцев. Вот только мама у меня к тому моменту заболела, мы протянули. И представитель мэрии нам сказал, что уже выбора никакого нам давать не будет — предложил одну конкретную квартиру на Матрёшках. Но потом все-таки сердце его оттаяло, и он говорит: «Ладно, раз у вас такая ситуация, я вам тогда предложу второй вариант — квартиру на МЖК». И на МЖК нас устроило, подошло, мы взяли, — поделилась Юлия.
Она продолжает общаться с соседями и говорит, что по происшествии стольких лет о переселении в итоге не жалеют даже те, кто все-таки уехал в Матрёшки.
— Хотя сначала они вроде бы были недовольны. Но это в любом случае ухудшение условий, когда тебе говорят: ты теперь переезжаешь. А ты вроде как и не хотел, не собирался, — говорит сибирячка.
Продолжается также расселение района Телецентра в Ленинском районе. Найти тех, кто оттуда переехал, не получилось. Но о горячем желании скорее дождаться расселения рассказали жители оставшихся двухэтажек. По их словам, им называли крайним сроком 2027-й год. Но, например, семья жителя Новосибирска Андрея боится, что дом развалится раньше.
— Мы живём в деревянном бараке на Степной, — рассказал НГС Андрей, — Дом признан аварийным больше пяти лет назад. Полностью непригодный для жизни! Проводка вся висит оголённая, несколько раз возникал пожар и только благодаря автономным датчикам, которые поставили за свой счёт, удалось вовремя среагировать. Лаги прогнили из-за того, что кровля протекает. Каждую весну и осень в квартире потоп, это продолжается уже несколько лет, скоро рухнет потолок. А в доме много маленьких детей!
Жительница еще одного из домов в районе Телецентра — Людмила Макшанова — рассказала, что им квартиру в свое время дали в соцнайм. Они с мужем инвалиды, их сыну 6 лет.
— Знаете, мне, если честно, очень нравятся наши домишки, — говорит она. — У нас соседи все дружные: друг друга всегда поддержим, поможем. Возможно, не все хотят расселения, потому что привыкли друг к другу. Но состояние самих домов не очень, так что многие мечтают о переезде. Хотя нам уезжать жаль. Мы привыкли, что инфраструктура вся рядом: тут и детский садик, и больница, где мы наблюдаемся. Но это не мы, к сожалению, решаем. Поэтому надеемся, что на новом месте и транспорт будет ходить нормально, а школа и поликлиника будут рядом, — поделилась чаяниями Людмила.
Начиная с 2025 года в рамках КРТ также хотят осваивать полуостров у Бугринского моста — там появится огромный микрорайон.