В Новосибирске нашелся дом, такой же легендарный, как стоквартирный, — прогулка по зданию с величественной колоннадой, исчезнувшим фонтаном и потомками революционеров
«Дом грузчиков» на ул. Фабричная, 6 — один из немногих памятников, сохранивший изначальное название. Он построен в 1936–1937 годах — ровесник знаменитого стоквартирного дома. Но, в отличие от него, стал достоянием не высшего класса, а рабочих.
В центре неуютной промзоны на Фабричной над перегруженной магистралью стоит дом, не менее легендарный, чем знаменитый стоквартирный, но гораздо менее известный. Когда-то в его дворе бил фонтан и показывали кино, а теперь в квартирах прохудились потолки. Корреспонденты НГС.НЕДВИЖИМОСТЬ погуляли между колоннами и пообщались с жителями «Дома грузчиков» — памятника архитектуры и победившего рабочего класса.
Построить дом предложил Сергей Шварц — сегодня, пожалуй, его назвали бы гражданским активистом. Он боролся за права грузчиков, устраивал забастовки, а став в 30-х партийным руководителем, решил возвести для своих бывших сотоварищей и их семей дом-монумент — символ стойкости рабочих и незыблемости советской власти, объяснил сотрудник музея города Новосибирска Константин Голодяев.
Проект разработал Клавдий Осипов — автор комплекса домов на пл. Калинина и проекта реконструкции театра «Красный факел». Архитектор Игорь Поповский отмечает достаточно неординарное стилистическое решение дома — его элементы приписывают и конструктивизму, и постконструктивизму. По его мнению, дом имеет типичные формы классического построения. «Но сказать, что это в чистом виде классика, нельзя — она очень интерпретированная, авторская, и мне напоминает речные вокзалы сталинского времени», — говорит он.
Классические элементы — крытый балкон-галерея с колоннадой, на котором до 90-х красовалась надпись «Дом грузчиков», декоративный аттик под карнизом, парадный декор на главном фасаде. По мнению Поповского, все в этом доме удачно: и само архитектурное решение, и то, как он замыкает малую перспективу улицы, открывающуюся из-за поворота Фабричной, и его сочетание с соседним «Домом Речпорта».
Региональным памятником архитектуры дом признали в 2000 году. Спустя 15 лет роскошь неоклассицизма заметно обветшала. В этом году «Дом грузчиков» попал в программу капремонта, и сейчас в нем активно ведутся работы: перекрывается крыша, заменяются коммуникации и проводка. Единственное, сокрушается председатель совета дома Ольга Чуркина, откладывается ремонт фасада — он запланирован только на следующий год.
Всего в доме 69 квартир: в крайних подъездах по три на площадку, в остальных — по две. Когда-то, вспоминает старожил дома Александр Платонов, в доме было печное отопление, но после войны его переоборудовали.
Изначально квартира, которую Речпорт выделил Александру Даниловичу, была коммунальной: две обособленные комнаты будто специально создавались для двух семей. В ней крошечные туалет и ванная (раньше — душевая), сложной планировки кухня с нишей. Здесь должно быть узкое окошко, но оно, как и во многих других квартирах, заложено и видно только с улицы.
Александра Даниловича дом полностью устраивает: хорошие комнаты, высокие потолки. «Если что-то не нравится — переделываем», — оптимистично заявляет он.
Впрочем, ремонт в этом доме, говорит его соседка Любовь Бессонова, — дело очень затратное и непростое. Семья Бессоновых живет на 4-м этаже в 5-этажной, центральной, части дома, но из-за прохудившейся крыши и старых труб квартиру заливает, а старая штукатурка под новыми обоями осыпается.
Центральная часть дома выходит на шумную, постоянно стоящую в пробке Фабричную. Шум с нее мешает, признаются жители, зато вид на левый берег Оби с высоких этажей открывается красивый. «Пятилетний внук смотрит туда — а у нас же тут Горскую видно — и говорит: "Это Нью-Йорк!"», — смеется Любовь Бессонова.
С протекающей крышей столкнулась и семья Ирины, но к ремонту пока не приступают — займутся, когда крышу перекроют. Хозяйка квартиры призналась, что хотела бы сделать перепланировку, но нельзя: «Архитектурный памятник, даже если мы стену между ванной и туалетом снесем — уже нарушение», — разводит руками Ирина.
В «Дом грузчиков» их семья переехала в 2007 году: до работы — 15 минут, с автовокзала можно уехать куда угодно. С инфраструктурой только плохо: после введения развязки на Южной площади и переноса светофора, чтобы пройти к супермаркету «Мегас», приходится делать серьезный крюк или рискованно бежать через дорогу, а больше в шаговой доступности супермаркетов нет. Александр Платонов помнит на первом этаже и хлебный магазин, и обувной, и мануфактурный — сейчас здесь продают окна и крепеж, а продуктовый появился совсем недавно. До ближайших школ — не меньше 15 минут пешком.
В 2007 году в «Доме грузчиков» двухкомнатную квартиру площадью 57,7 кв. м можно было купить за 1,7 млн рублей, сейчас «двушки» продаются за 2,58–2,61 млн руб., «трешки» — за 2,9–3,3 млн руб. Главным достоинством дома Ирина считает звукоизоляцию: соседей через толстые кирпичные стены практически не слышно. Жаль, балконы есть далеко не в каждой квартире.
Жителям угловых подъездов отсутствие балконов могла бы заменить кровля стилобата. Похоже, что террасы здесь были задуманы изначально: выходы на них имеются, но сейчас они закрыты. В планах совета дома есть их благоустройство, призналась Ольга Чуркина, но это на перспективу.
Среди жителей, рассказала она, еще есть потомки тех самых грузчиков, для которых построили дом: «Коренные жители собираются во дворе до сих пор, они очень дружные, как семья». Некоторые семьи породнились, их дети переженились и называют свой двор Санта-Барбарой. Историю дома помнят многие и, конечно, гордятся им.
Раньше во дворе была будочка и с десяток лавочек — по вечерам жителям показывали кино, вспомнил Александр Платонов. Еще был фонтан — сейчас на его месте разбит цветник. «Фонтан нам не восстановят, так и сказали: затраты большие, содержать его никто не будет», — огорченно говорит Ольга Чуркина. Фонтаны когда-то были и в соседском городском саду «Александровский»: по данным Константина Голодяева, открытый в 1912 году, он был самым благоустроенным в городе. «Сегодня на месте бывшего аристократического сада — зияющие пустыми окнами заброшенные корпуса химзавода № 759, эвакуированного к нам из Подмосковья в трагическом 1941-м», — отмечает историк в книге «Парки и скверы Ново-Николаевска — Новосибирска: исторические метки».
«Дом грузчиков» вместе с «Домом Речпорта» — часть нереализованного проекта набережной 50–60-х годов. «Внизу, вместо первых причалов, должен быть Речной вокзал, дома составляли бы композицию неких фронтирующих зданий, которые раскрывали бы перспективу центра и транспортно-пешеходной эспланады», — рассказал Игорь Поповский. В комплекс зданий входили и специально построенные для семей грузчиков ясли — сейчас в этом здании расположен социально-реабилитационный центр для детей.
По мнению Игоря Поповского, дом находится в состоянии «не то гадкого утенка, не то Золушки». Архитектор вспоминает, что, серый сегодня, он всегда был цветным — красным, зеленым. «Если его "умыть", возвратить цвет, он станет символом нового подхода к этой части города», — убежден Поповский. Тогда дом сможет задать тон реконструкции всего рабочего поселка. Но изменение цвета фасада дома-памятника вряд ли согласуют, сомневается Ольга Чуркина.
Лиза Пичугина
Фото Татьяны Кривенко (1, 3–18), предоставлено Музеем города Новосибирска (2)
Если его "умыть", возвратить цвет, он станет символом нового подхода к этой части города», — убежден Поповский. Тогда дом сможет задать тон реконструкции всего рабочего поселка. Но изменение цвета фасада дома-памятника вряд ли согласуют, сомневается Ольга Чуркина.
-----
Что ж это у нас за бюрократия и потрясающее безразличие чиновничества? Как могут не согласовать покраску дома в изначально "родные" яркие цвета, сделав наш город чуть менее серым? И ведь даже затраты окажутся практически одинаковыми, раз все равно собрались красить на будущий год.
Гость
25 августа 2015, 07:49
Спасибо НГС, этот дом часть истории моей семьи, бабушка родилась в 1936-и её родителям дали в нём комнату на подселении, из этого дома ушёл на войну прадед и не вернулся,а пробабушка чтоб комнату им оставили сама пошла грузчиком в речпорт ,здесь родилась моя мама,а потом жизнь в силу обстоятельств стала резко улучшаться и дом поменяли на большое, комфортное жильё....Но бабуля до сих пор хочет обратно и плачет если едим мимо,мы даже хотели её квартиру выкупить,но там всё в таком плачевном состоянии да и этаж четвёртый-ей теперь высоковато. Очень хочется видеть этот дом в достойном виде, ведь это история нашего города