Семь лет прошло со дня жуткой катастрофы с командой акробатов из Нефтеюганска. Холодной и заснеженной зимой 2016 года в ДТП погибли 12 человек, десять из них — дети, возвращавшиеся домой с соревнований. Наши коллеги из 86.RU вспомнили те страшные события, поговорили с очевидцами, и узнали, изменилось ли что-то на законодательном уровне в системе перевозки детей за эти годы.
Два тягача смяли автобус
Если вбить в поисковике «4 декабря 2016 года», обязательно выйдет авария в Нефтеюганске. Тогда за трагическими событиями следила вся страна. Юные спортсмены и их тренеры возвращались с открытого первенства Югры по спортивной акробатике. Домой ехали в приподнятом настроении с серебряным кубком.
В регионе в этот день было объявлено штормовое предупреждение, шел снег и дул сильный ветер. Водителей просили воздержаться от поездок за пределы населенных пунктов из-за плохой погоды. Но не все прислушались.
Авария с юными акробатами из Нефтеюганска произошла на трассе Тюмень — Ханты-Мансийск, когда уже стемнело. Сейчас трассу называют «дорогой смерти» — уж очень много жизней она забрала за последние годы. В момент ДТП в автобусе находилось 33 человека, среди которых 30 — дети.
— На 926 километре трассы около 16:00 местного времени столкнулись пассажирский рейсовый автобус «Кароса», два грузовика и легковой автомобиль «Лада-Приора». В ДТП попала детская команда, возвращавшаяся с соревнований по акробатике из Ханты-Мансийска в Нефтеюганск, — говорилось в первых информационных сводках.
Когда начали появляться подробности аварии, в шоке были все жители Югры, да и страны в целом. Самые страшные опасения подтвердились — в ДТП погибли и пострадали дети.
Автобус столкнулся с тягачом Volvo под управлением водителя Раиля Саитханова, выехавшего на встречную полосу. Звучала версия, что водитель стал засыпать за рулем. Столкновение привело к изменению траектории движения автобуса, после чего он сам выехал на полосу встречного движения и там столкнулся с грузовым тягачом «Скания». К ДТП, по версии следствия, привели действия водителя Volvo. После соприкосновения бортов машин гусеничный вездеход слетел с трала и протаранил конструкцию автобуса, вместе с находившимися внутри людьми.
Десять человек, включая восемь детей, погибли на месте. Остальных пострадавших было решено везти в окружную клиническую больницу Ханты-Мансийска. Она была ближайшей от места аварии — в 31-м километре. Один ребенок скончался по дороге в медучреждение. Еще один — умер в реанимации. Туда же в очень тяжелом состоянии доставили еще 12 человек. Остальных пострадавших разместили в стационаре.
В Ханты-Мансийиск срочно прилетели два ведущих хирурга и анестезиолог Государственного педиатрического медуниверситета из Санкт-Петербурга. После операций и длительного пребывания в больнице, многим детям пришлось пройти сложнейшую реабилитацию. Троих — особенно пострадавших детей — доставили спецбортом для лечения в московский НИИ им. Бурденко.
Похороны
Цветы, слезы, слова соболезнования. На прощание с погибшими пришли более 50 тысяч человек, это почти половина города. Церемония проходила в самом большом спортивном зале Нефтеюганска. Она длилась больше трех часов. Люди все шли и шли. Многие или были знакомы с погибшими или знали родственников. В тот день город утопал в слезах. Среди погибших — восемь девочек и два мальчика. Самому младшему из ребят только исполнилось восемь лет, старшей было 16.
Восьмерых детей и старшего тренера команды Ирину Кимакину похоронили на городском кладбище. Тела двух погибших девочек, по просьбе родственников, доставили в Ташкент и Уфу. Второго тренера юных акробатов, Татьяну Тихонову, похоронили в родном поселке Верхняя Синячиха Свердловской области. Сама того не подозревая, Татьяна Тихонова спасла жизни шестерых детей. Она отправила их домой на день раньше, чтобы не баловались и не отвлекали тренеров от судейства.
Суд
Водителей автобуса и грузовика после аварии доставили в больницу вместе с другими пострадавшими, а затем задержали в качестве подозреваемых. Такое решение было принято, поскольку оба дали противоречивые показания о местонахождении машин в момент столкновения. Позже уголовные дела возбудили в отношении владельца автобуса и директора спортшколы. Расследование длилось почти два года.
В феврале 2018 года Ханты-Мансийский районный суд признал виновными водителя грузовика Volvo Раиля Саитханова (6 лет 9 месяцев колонии общего режима), водителя автобуса Марата Зайнуллина (1,5 года колонии общего режима), владельца автобуса Александра Сидорук (1,3 года), директора спортшколы Ирину Тарасову (11 месяцев принудительных работ).
Родители погибших и пострадавших в ДТП спортсменов из Нефтеюганска потребовали пересмотра дела, поскольку посчитали, что наказание должны понести и другие люди. Экспертиза установила нарушения правил перевозки груза, который сместился с трала и протаранил автобус. В деле появились новые фигуранты. Водитель второго трала, который изначально проходил по делу, как свидетель, спустя время тоже стал подозреваемым.
Президиум суда Ханты-Мансийского округа отказал в удовлетворении кассационной жалобы. Однако в сентябре 2020 года окружной суд Югры удовлетворил ходатайство Генпрокуратуры, просившей возобновить расследование о ДТП под Ханты-Мансийском. Но из-за «неверной квалификации дела» новые обвинения не были выдвинуты.
История Валюши Жулиной
13-летняя Валя Жулина выжила в той аварии, но получила тяжелейшую черепно-мозговую травму. Врачи не давали никаких прогнозов, даже не могли сказать, сможет ли юная спортсменка пережить перелет в медицинский центр Москвы, где ей собирались сделать операцию.
В день аварии мама и папа Вали были на работе. Отец, как только узнал о случившемся, бросился на место ДТП. Он находился неподалеку на месторождении. Мужчине в поисках своей дочки пришлось опознавать всех погибших в ДТП детей. Но его девочки в морге не оказалось. В это время Валю без сознания доставили в реанимацию.
— После аварии она вообще лежала в состоянии овоща. Нужно было срочно лететь в Москву, и там делать операцию. Но никто не знал, сможет ли Валя пережить перелет, это было очень опасно, — рассказывает старшая сестра Татьяна. — Папа с мамой приняли такое решение, поскольку все понимали, что, если не попытаться, вообще ничего не получится.
Мама Елена отправилась в московскую клинику вместе с дочкой. Она два года буквально не отходила от своего ребенка. Когда девочка начала двигать пальчиками — это было счастье и слезы радости для всей семьи.
— Мы приходили и просто говорили: «Привет, я — твоя сестра, или я — твой папа, например. Все хорошо». Она пальчиком потихоньку двигала. То есть она ни повернуться не могла, не говорить, ничего не могла. Но она нас видела, глазами следила, моргала, — вспоминает Татьяна.
Сегодня Валюша продолжает восстанавливаться и уже может ходить без опоры. Два раза в год девушка проходит медицинскую реабилитацию в округе, а дома — занимается в спортзале.
— Раньше она вообще не могла ни стоять, ни ходить. Нам говорили, что это вообще невозможно, что она привязана к коляске на всю жизнь. Но она потихоньку начала, и сейчас она уже делает 4–5 шагов сама. Она тренируется в спортзале. Тренер очень ей помогает, постоянно следит, чтобы она занималась. Главное не бросать, иначе не будет никакого прогресса. Тут уже всё зависит от работы Валюши, ее желания. Врачи, что могли, сделали. Ее спасли — это самое главное. Но она на самом деле очень сильно старается, даже когда в пандемию не было тренировок, она занималась дома. С речью тоже намного лучше стало. Это мамина заслуга. Она не отходила от Валюши и постоянно занималась с ней. И преподаватели со школы приходили. Да и в целом Валюша еще тот болтун: и историю расскажет, и пошутит. Сейчас она уже полностью все понимает, может анализировать ситуацию. Она немножко подтормаживает, думает, как правильно сказать, но говорит она хорошо. Единственное — она не может плакать. Все эти годы. Если что-то случается неприятное, она грустит.
Долгое время Татьяна корила себя за то, что произошло с сестрой. Ведь именно по ее стопам пошла Валюша, начав заниматься акробатикой:
— Когда это случилось, я очень корила себя за то, что сестра поехала, а не я. Она восхищалась тем, чем я занимаюсь. Хотела тоже быть спортсменкой. Так сложилось, что мне нужно было сделать перерыв для подготовки к экзаменам, я была тогда в 10 классе. И я не поехала на те соревнования. Я очень сильно переживала из-за этого. Мама меня успокаивала, говорила, чтобы я ни в чем не виновата. А я все думала, что не уберегла сестренку — повела за собой и не оказалась рядом в тот момент.
Татьяна окончила физкультурный факультет и сейчас преподает фитнес в Нефтеюганске. Она считает, что родители до сих пор боятся отдавать детей на акробатику, опасаясь, что трагедия может повториться.
Что (не) изменилось в перевозках детей за эти годы
По данным следствия, перевозка детей из Нефтеюганска в Ханты-Мансийск не была согласована должным образом, а предусмотренное при подобных маршрутах сопровождение отсутствовало. Только после гибели десяти детей в округе вспомнили о контроле за перевозкой детско-юношеских групп.
Через несколько месяцев глава департамента по физической культуре и спорту ХМАО на встрече с родителями сообщил о принятых в регионе мерах. Помимо контроля и ужесточения мер, муниципалитетам решили купить транспорт для перевозок детей. Всего 68 автобусов, шесть из которых — для Нефтеюганска. В программы спортивных соревнований добавили еще один день, чтобы после завершения состязаний спортсмены могли уехать утром, что исключит перевозку детей в темное время суток. Кроме того, при подаче уведомлений на перевозку детей ГИБДД составляет график маршрута автобуса и работающие в данном направлении наряды отслеживают передвижение транспорта.
Однако на недавней встрече губернатора ХМАО Натальи Комаровой с жителями этот вопрос был поднят вновь. Оказалось, что за 7 лет проблема в округе так и не решена. Родители и тренеры жалуются, что бумажной волокиты и запретов стало больше, также как и затрат на подготовку транспорта. А бюджеты спортшкол и школ искусств не увеличились. Родителям приходится самостоятельно решать вопросы с транспортом, договариваться, обращаться в ГИБДД для того, чтобы дети участвовали в турнирах и фестивалях. Не всегда это получается.
— У нас очень развит спорт, театры. Мы хотели бы, естественно, фестивали посетить, посмотреть что-то, себя показать. Но возможности выехать нет. Нам нужен междугородний автобус. Вот буквально даже месяц тому назад дети не могли выехать на фестиваль и не участвовали в нём только потому, что не могли доехать, — рассказала одна из мам.
Губернатор не смогла рассказать, какая работа ведется в округе в этом направлении. Но при этом попросила самодеятельностью не заниматься.
— Я сразу еще раз предупреждаю — ни в коем случае не надо заниматься при таких обстоятельствам самодеятельностью и рисковать, привлекать и нанимать не специально подготовленных для этого транспортные средства и водителей. Я вас очень прошу, на одни и те же грабли болезненные, мало сказать, болезненные, трагические, давайте не будем наступать, — ответила Комарова.
При этом глава региона сообщила югорчанам, что она совсем недавно решила этот вопрос для Макеевки, передав в ДНР автобус специально для перевозки детей не в черте города, а за пределами. Комарова предложила подумать, что стоит сделать для решения этого вопроса в ХМАО.
— Давайте подумаем, как это сделать — то ли какого-то подрядчика найти на такие случаи, подготовленного специально, который пройдёт все стандарты, регламенты, требования и сможет быть допущен до исполнения такой услуги. Или каким-то другим способом. Но, наверно, в этом есть смысл: у нас большой регион, слава богу, есть дороги. Мы активно занимаемся проведением различных конкурсов, соревнований, потому что это очень правильно для развития возможностей детей. Давайте подумаем. Нужно найти механизм — не просто выделить автобус, его потом содержать и так далее, найти схему, как это сделать, — все, что смогла ответить родителям губернатор.
Дети продолжают гибнуть в ДТП
Правила перевозки детей ужесточили в целом по России. Согласно им, скорость движения автобуса, в котором едут дети, не должна превышать 60 км/ч. В пути должны быть остановки. Автобус должен быть оборудован ремнями безопасности, а на его крыше должен быть включен маячок желтого или оранжевого цвета.
В ночное время — с 23:00 до 6:00 — автобус с детьми не должен преодолевать расстояние более 100 километров. Если продолжительность поездки больше 12 часов и используется 3 автобуса и более, группу должен сопровождать медик.
Детей до 7 лет нельзя включать в состав группы, если в пути они будут больше четырех часов. В автобусе должны быть сопровождающие. Их число зависит от количества дверей в автобусе.
Водители должны иметь опыт не менее года, не привлекаться за нарушение ПДД в течение года. Если детей перевозят на одном или двух автобусах, нужно за 1–2 суток подать уведомление в местную Госавтоинспекцию. Если автобусов три и больше, их должны сопровождать патрульные автомобили.
Тем не менее аварии, в которых гибнут дети продолжают происходить. Так, 3 февраля 2019 года на автодороге Калуга — Вязьма автобус MAN, в котором находились 45 человек, в том числе 31 ребенок, опрокинулся в кювет. В результате ДТП погибли семь человек, из них трое детей. За медицинской помощью обратились 38 человек, восемь ребят были госпитализированы. Дети ехали на танцевальный конкурс.
Автобус с детьми разбился 30 ноября 2021 года в Ставропольском крае. На трассе столкнулись три машины: грузовик, легковушка и микроавтобус, в котором ехала школьная баскетбольная команда девочек. Пятеро детей погибли, еще 18 человек пострадали, большинство из них тоже дети. Грузовик, поворачивая на дороге, опрокинулся и придавил автобус.
Последняя авария произошла буквально на днях в Калининградской области. 29 ноября автобус, перевозивший детей, столкнулся с двумя легковыми автомобилями. В результате травмы получили три человека. В автобусе 39 школьников ехали на экскурсию. Чудом обошлось без детских смертей.
Спустя три года после аварии в Нефтеюганске установили монумент «Дерево жизни». Эта была идея родителей погибших и пострадавших спортсменов. «Древо жизни» выполнено из бронзы, высотой 3,5 метра. В основе композиции — дети на тренировке по спортивной акробатике. В центре — символичное «древо жизни». 6 миллионов рублей на памятник собрали югорчане. Жертвовали не только друзья и знакомые, но и жители других городов.
— Этот памятник мы устанавливали со слезами на глазах. Жизнь преподнесла нам жесточайший урок, мы потеряли самое дорогое. Этот памятник для тех, кто помнит, в назидание: каждый должен нести ответственность за своих детей, не перекладывать ее на других. А для новых чемпионов — это стремление к победе, — сказал отец одного из погибших детей Сергей Калашник.
А в целом годовщины аварии в Нефтеюганске, по словам сестры Вали Жулиной Татьяны проходят тихо. Но у людей есть место, куда можно прийти, положить цветы и вспомнить детей, неоднократно отстаивавших честь Нефтеюганска.
В декабре 2022 года в Нижневартовске из-за газового баллона взорвался дом. Погибли десять человек, пострадали еще двое. Судьбу растерзанной взрывом пятиэтажки решали целый год, и вот только на днях дом начали сносить. Истории нескольких жильцов — чудом уцелевших или же потерявших вмиг всю свою семью читайте в нашем материале.