Грыжи, протрузии, остеохондроз, смещения позвонков, стирания дисков, защемления нервов — сколько вокруг этого мифов и заблуждений! Что-то из перечисленного не стоит лечить — только наблюдать, что-то даже не является проблемой, каких-то диагнозов в медицине даже не существует, но находятся врачи, которые берутся все это «лечить». Где правда, где вымысел, где некомпетентность, а где коммерция, что должны понимать пациенты и какие проблемы действительно требуют лечения — рассказывает Денис Добрынин, мануальный терапевт, травматолог-ортопед, главный врач «Клиники доктора Добрынина».
— Денис Петрович, откуда берутся мифы о смещающихся и стирающихся дисках, защемлении нервов? Что-то из этого все же бывает?
— Самые популярные мифы, которые чаще всего можно услышать от пациентов на приеме, касаются причин и механизмов возникновения боли в спине. Например, пациенты говорят: «заклинило», «замкнуло», «что-то сместилось», «встало не на свое место», «защемило нерв», мне сказали, что у меня «стерся диск», «выпала грыжа» (обещали вправить) и т.п. Все это выходит из упрощенных, народных представлений о той или иной проблеме.
Нередко сами специалисты — массажисты, мануальные терапевты — с недостаточной квалификацией поддерживают эти мифы. Одни делают это, искренне заблуждаясь, не владея знаниями по анатомии, другие, видимо, сознательно. Ведь такие проблемы можно лечить довольно долго, и когда они естественным образом разрешатся, связать этот «успех» со своими действиями: вот видите, 20 сеансов — и все прошло.
— И все же диски стираются?
— «Стирание диска» — очень упрощенное представление, не отражающее реального механизма уменьшения высоты межпозвонкового диска. На самом деле никакого стирания не происходит, поскольку никакого трения там нет. Межпозвонковый диск плотно сращен с телами соседних позвонков, а вовсе не скользит между ними, рискуя стереться.
Уменьшение высоты межпозвонкового диска, которое мы видим на снимке, связано с тем, что диск со временем теряет воду. Вода в диске находится в особом связанном состоянии (а не в жидком, как в стакане), и теряет ее диск очень медленно, годами. Чем меньше в диске воды, тем хуже его эластические амортизирующие свойства. Кстати, процесс потери воды, уплощения диска, если он идет равномерно и по заданной природой программе, никак себя не проявляет и в лечении не нуждается. Боли человек не испытывает.
— А смещения позвонков бывают?
— Представление о смещающихся позвонках вызвано отсутствием элементарных знаний анатомии позвоночника. Если вы посмотрите анатомический атлас, увидите, что позвонки укреплены чрезвычайно прочными связками. Плюс к этому позвонки между собой скреплены межпозвонковыми дисками, и соединены межпозвонковыми суставами.
Понимая это, поверить в «сместившиеся» позвонки, которые необходимо «вправить на место», невозможно. Сместиться позвонок может только при определенных состояниях. Это либо конкретная патология, которая называется «спондилолистез», либо тяжелейшая травма, например, при ударе автомобилем, падении с высоты и т.п. Как вы понимаете, в обоих случаях пациенту нужна не мануальная терапия, а совершенно другое лечение.
Если вам кто-то предлагает вправить сместившийся позвонок, можете быть уверены: перед вами специалист с незнанием анатомии либо коммерсант в халате. Подарите ему анатомический атлас.
— Защемление нерва — тоже из разряда мифологии?
— Этим самым «защемлением» люди часто объясняют внезапную острую боль в спине: нагнулся — защемило, повернулся за кружкой — щелкнуло и защемило, сидел на корточках, потянулся рукой за гаечным ключом — резко защемило в пояснице и т.д.
На самом деле ничего нигде не защемляет. Нервы в нашем организме расположены так, что прищемить их, как палец дверью, невозможно. Они подвижны. При движениях все нервы двигаются, смещаются, скользят в своих каналах и ложах. Даже при появлении грыжи в межпозвонковом диске, если нерву достаточно места в позвоночном канале, он спокойно оттесняется этой грыжей в сторону и никак не сдавливается.
Однако есть такие состояния, которые похожи на то самое «защемление». Это компрессия нерва. То есть сжатие его извне чем-либо. Если нервы поджимаются в узком месте, например, укороченной напряженной мышцей или уплотненными тканями, такое состояние называется тоннельным синдромом. И ниже места компрессии у человека появляются характерные ощущения: жжение, мурашки, онемение, покалывание в той области, которую нерв иннервирует. В этом случае мануальная терапия может быть очень эффективной.
— Но вот протрузия — совершенно реальная проблема, не так ли?
— Протрузией называется выпячивание или выбухание межпозвонкового диска (его фиброзного кольца) в позвоночный канал. Сами по себе протрузии не болят, и пациент о них не догадывается, пока не сделает снимок. И только когда он прочитает в описании слово «протрузия», это становится для него «проблемой». Любая боль в спине (например, из-за усталости, перенапряжения мышц), теперь связывается в сознании пациента именно с наличием у него протрузии. Возникает ситуация, в которой, с одной стороны, есть напуганные, замороченные своей протрузией пациенты, с другой — огромное количество специалистов, которые с радостью возьмутся лечить эти протрузии.
— А что, не надо?
— На самом деле протрузия не требует какого-либо лечения, потому что возможности повлиять на нее напрямую нет.
— Но часто говорят, что протрузия переходит в грыжу, если ее не лечить?
— Это не совсем так. Такое может быть, а может и не быть. Можно получить грыжу, а можно всю жизнь прожить с протрузиями и не стать «счастливым обладателем» грыжи.
— Что же делать?
– Необходимо корректировать образ жизни так, чтобы человек сохранял активность, больше двигался, делал все то, что способствует нормальному питанию межпозвонкового диска. Повторяю, лечить именно протрузию не надо. Да и нечем. Человек с протрузией может ни на что не жаловаться. Если человек жалуется на боль — то лечить надо именно боль. Выявить ее источник и устранить. И практически в 99% случаев эта боль — не от протрузии. А после этого, повторюсь, ему показана лишь коррекция образа жизни.
— «Хруст» во время сеанса мануальной терапии — это нормально?
— При выполнении лечебных приемов мануальным терапевтом вы можете услышать звуковой феномен — щелчок. Пациенты могут называть это треском, хрустом, одни очень впечатляются, другие пугаются. Бояться здесь нечего. Природа этого щелчка такая же, как и при щелчке, например, в пястно-фаланговом суставе, если дернуть с достаточной силой любой палец кисти. Не более того. Никакое это не вправление, не устранение смещения.
Необходимо понимать, что щелчок — не цель, а побочное явление при выполнении приема. В ряде случаев его вообще может не быть и необязательно его добиваться. Поэтому знайте: если вы трещите на кушетке у мануального терапевта как пакет с картофельными чипсами, это вовсе не означает, что происходит что-то правильное и полезное.
«Хрустеть» надо только там, где это необходимо. Вполне возможно, что специалист хрустит вами, чтобы произвести на вас впечатление. В моей практике встречались пациенты, которые рассказывали о лечении у врача, который проводил 15-20 сеансов и на каждом хрустел в одних и тех же местах. Это очень сложно назвать адекватной мануальной терапией.
Наиболее распространенные мифы по поводу мануальной терапии: все о грыжах, остеохондрозе, отличие мануальной терапии от массажа и многое другое, что важно и полезно знать пациентам, я подробно разбираю в своем профиле инстаграма: @dobroclinic.
— Мы разобрали мифы, а с какими реальными проблемами имеет смысл к вам обращаться?
— Если кратко, я оказываю помощь людям с функциональными проблемами опорно-двигательного аппарата, проявляющимися в виде:
• ограничения подвижности, скованности, болей в области позвоночника, суставов, мышечно-связного аппарата различных частей тела;
• головных болей, связанных с наличием триггерных точек в мышцах шейно-воротниковой области;
• туннельных синдромов при компрессии нерва в анатомически узких местах, каналах, ложах, сопровождающихся болью, ощущением мурашек, покалываний и онемением в дистальных (ниже места компрессии) отделах;
• болевых синдромов при грыжах межпозвонковых дисков;
• необходимости восстановления и реабилитации после травм и операций травматологического профиля.
Клиника доктора Добрынина:
ул. Сибревкома, 9«а» (БЦ «Флотилия»), офис 102
тел.: +7 (383) 28-48-208, +7-923-244-49-57
доктордобрынин.рф
инстаграм: dobroclinic