
Жители квартала в Октябрьском районе десятилетиями оберегают небольшой сквер от застройки, алкоголиков и наркозависимых
Новосибирск — город контрастов, и даже его карту рассматривать интересно, представляя, чем находка может обернуться в действительности. Ровный зелёный прямоугольник в массиве довольно обширного частного сектора в Октябрьском районе легко будит фантазию. Находись он где-то в Европе, наверняка был бы местом отдыха соседей — с кружевными лавочками, возможно, даже шезлонгами, затейливыми цветниками и не исключено, что под замком. Чем он оказался на самом деле — в материале НГС (будем честны: мы от него ожидали меньшего).
Квадрат зелени

Зелёный остров в частном секторе интригует своими правильными формами: что там, в этом прямоугольнике?
Зелёный квадрат в центре большого квартала частного сектора между улицами Грибоедова, Панфиловцев, Коммунстроевская и Красносельская давно будоражил моё воображение. Сложно было понять, каким образом в плотной застройке сохранился этот оазис.
По данным геоинформационного портала Росреестра, отдельным участком со статусом зелёной зоны он не является — даже формальных границ у него нет, не то что названия (как, например, у сравнительно нового сквера Грибоедова в соседнем квартале, который меньше примерно на две трети). Искать ответы на вопросы определённо нужно было на месте.

Раньше здесь был сквозной проезд — 1-й Красносельский, который делил квартал пополам
Первая же встреченная на пути к скверу местная жительница Юлия призналась, что, хотя и живёт в этом районе уже 13 лет, узнала о зелёной зоне, только когда у неё появился ребёнок.
«Почему-то постоянно по-другому ходила, а потом знакомая спросила: „А ты чего там не ходишь?“ И мы с коляской стали здесь гулять», — рассказала она.

Сегодня проехать по центру сквера на автомобиле можно, но для посторонних — совершенно бессмысленно
К квадрату зелени существует только один проезд — со стороны улицы Панфиловцев. Второй выезд, на Красносельскую, сегодня представляет собой тропу, и проехать по ней можно разве что на велосипеде. Жители домов по периметру сквера рассказали, что проезд решили закрыть из-за автомобилей, объезжающих по середине сквера пробку —теперь здесь круговое движение, а чужих почти нет.
Первое, на что обращаешь внимание, выйдя по тропе к центру квартала, — порядок. Очевидно, что территорию не благоустраивали как-то специально, с проектом и сметой: нет ни дополнительных дорожек, ни скамеек, ни освещения. Но за ним определённо ухаживают.

В сквере аккуратно подстрижена трава, а деревья преимущественно молодые — их меняют постепенно
На большей части зелёной территории подстрижена трава, а многие деревья здесь — молодые. Периметр отмечен двухметровыми пнями тополей, а внутри него растут сосны и ели, берёзы, липы, клёны и дубы. Версии о том, чем жителям не угодили тополя, разнятся. Жительница одного из выходящих к скверу домов Екатерина рассказала, что таким образом её соседи защитили зелёную зону от застройки: мол тополя не считаются ценным видом, поэтому их заменили тем, что снести будет сложнее.
Обитатели домов с другой стороны внутреннего квартала назвали более житейскую причину.
«Они просто надоели всем своим пухом, и мы их срезали, — объяснил Валерий. — Вырастили другое — то берёзку привезём, то сосёнку».

Деревья жители находят и высаживаю сами, практически без посторонней помощи, привозя их из лесов или покупая на собственные средства
Часть саженцев жители купили, какие-то попросили у районной администрации, многие — привезли из новосибирских лесов.
«Мы недавно две маленькие ёлочки посадили, по 300 рублей. За ёлками побольше я ездил в лес в Маслянино, у меня там ферма. У нас сосед, Виктор Михайлович, очень активный: ему 75 лет, а он такой живчик — эти деревья все он посадил», — обводит рукой свои и соседские деревья ещё один местный житель Гурбан Халигович.

Силы и время на уход за территорией сквера есть не у всех, поэтому некоторые участки газона могут быть не подстрижены, но это, пожалуй, единственное, к чему можно придраться
Траву косят здесь по границам своих территорий, поэтому высота её в сквере неравномерна. Но некошеные участки можно пересчитать по пальцам одной руки: маленький сквер — гордость местных жителей.
Неприкасаемый

Сегодня сквер находится в сердце массива частного сектора, но новостройки подбираются к нему со всех сторон
Застроить этот зелёный остров как будто ничто не мешает — кроме, разумеется, решимости местных жителей встать на его защиту. Недавно, по словам Юлии, им удалось отстоять свою часть частного сектора от будущей застройки, и десятки участков исключили из планов по КРТ.
На вопрос, как так вышло, что в плотной застройке частного сектора сохранился этот лоскутик с травой, кустами и деревьями, старожилы квартала пожимают плечами: просто он был здесь всегда.

Сегодня жители, возможно, не устраивают общих гуляний, но дружными быть не перестали
Людмила Георгиевна живёт здесь с пяти лет — сейчас ей 71. По её словам, сначала в районе было только несколько домов, а потом он стал развиваться и застраиваться, но небольшой участок не трогали. Когда-то на нём росла капуста, а потом жители просто решили, что зелёная зона должна быть зелёной зоной — зачем её застраивать.
«Мы его называем сквером, конечно, или поляной: где встречаемся — на поляне. Раньше было совсем всё по-другому. Сначала были посажены тополя по периметру, потом клёны. Они разрослись, и когда мы были маленькие, мы на них залезали, лежали там, загорали, — с улыбкой вспомнила пенсионерка. — Была обязательная уборка листьев осенью: люди в выходной выходили сюда, потом там, на перекрёстке, выносили [угощения], у кого что есть, и отмечали. С той стороны (женщина указала в сторону улицы Панфиловцев. — Прим. ред.) сцена была, скамейки, привозили фильмы. Но это закончилось тем, что сотрудники ПТП тут отмечали сначала аванс, потом зарплату. Они бутылки не били, всё за собой убирали, но пьяные, а тут дети — это сейчас по одному–два ребёнка в семье, а раньше по три–четыре у всех было. И мы решили, что нам это не надо».

Тополя специально спилили именно так и оставили: чтобы не привлечь удобными пнями тех, кого жители в сквере не хотели бы видеть
С тех пор никакие скамейки в скверике не ставят, чтобы избежать пьяных сборищ. По той же причине так высоко спилили и тополя: чтобы не оставить ни единого удобного сидения для посторонних с алкоголем.
В 90-е сквер облюбовали наркоманы. Местные мужчины их гоняли, и долгое время потом они сюда не ходили, но недавно появились снова, посетовала Людмила Георгиевна. Сама она выгонять их не решается.
«Я боюсь их. Я однажды попробовала, и мне так ответили, что я ушла», — призналась пожилая женщина.

Когда-то на поляне была волейбольная площадка, позже — кольца для баскетбола, сегодня ещё остаются поставленные в нулевые турники
Гурбан Халигович подтвердил, что в сквере стали появляться закладочники, но, как и в 90-е, мужчины с ними справляются, устраивая иногда дежурства. Попадаются местной самоорганизованной дружине и алкоголики: выберут местечко на полянке, постелят коврик и бухают, покачал головой мужчина.
«Часто у нас тут дежурит Росгвардия, — добавил он и на вопрос, неужели удалось договориться о патрулировании, отмахнулся: — Нет, это система так работает: мы их не видим, а они везде. Вы замечали, если что-то происходит, то через минуту они там, Росгвардия и полиция? У них же зоны ответственности. Экипаж стоит, вокруг три километра — их. А здесь тень, не жарко, они в машине сидят и ждут».

В сквере, по словам местных жителей, часто дежурит Росгвардия, но журналистам НГС из смотрящих встретились только собаки и голуби
Впрочем, от охотников за цветным металлом эти патрули не спасают: за этот год люки колодцев водоснабжения в глубине сквера крали уже дважды, сначала чугунные, потом железные.
Чужие здесь не ходят?

Кроме людей в квартале очень бдительные пёсики: тихо пройти мимо у посторонних не получится
Жители домов вокруг скверика считают его безопасным: он находится в глубине квартала и посторонних (не считая периодически изгоняемых закладочников) здесь нет. Живут здесь дружно, многие — поколениями, хотя прежней общности с отмечанием субботников, возможно, уже и нет. Но в последние годы здесь стали появляться и новенькие, а пешеходов стало значительно больше из-за сменяющих частный сектор новостроек. Этих новосёлов в квартале со сквериком недолюбливают.
«Все идут с пивом и сигаретами, дети с чипсами, бросают мусор. Мы берём перчатки, берём мусорные пакеты — и идём собирать», — вздохнула Людмила Георгиевна.

Тропа идёт от новостройки к центру сквера далеко от бдительных хвостатых охранников, и жители квартала постоянно с огорчением находят мусор или видят, что кто-то снова не убрал за своим питомцем
«Из соседней высотки задолбали с собаками ходить, всё обоссали. Как их погоняешь? Они пришли, своё дело сделали и свалили, никто же не будет убирать. Зимой по тропинке пройти невозможно — она вся жёлто-зелёная, и такая вонь стоит», — возмущённо добавил Валерий.
Перекрыть доступ к скверу невозможно: территория — не частная, городская, хотя даже снег зимой внутри квартала муниципальная техника не чистит, а обещанные когда-то асфальтированные проезды остановились на этапе щебёнки.

Небольшой участочек зелёной территории «выедает» парковка, но, справедливости ради, у жителей, которые содержат сквер собственными силами, есть на это моральное право
Жители с какой-то долей смирения опасаются, что рано или поздно их заботливо высаженные сосны и дубы всё-таки снесут вместе с домами. Впрочем, территория скверика, хотя и не имеет названия, в городских документах всё-таки зафиксирована.
Как сообщили в городском департаменте строительства и архитектуры в ответ на запрос НГС, территория сквера на 1-м Красносельском проезде расположена в зоне озеленения. Более того, по проекту планировки территории здесь запланировано размещение территории общего пользования: парка, сквера или другой общегородской зелёной зоны. Осталось только не допустить, чтобы это изменилось.

Местная молодёжь призналась, что в нулевые в сквере уже не тусили, да и в принципе в квартале всё меньше молодых людей
Ещё один примечательный сквер в Новосибирске есть на левом берегу, и хотя формально он, как и сквер на Красносельской, пока не зарегистрирован, у него даже есть посвящение — старшему по дому. Кем был этот человек и за какие заслуги его память почтили сквером, выяснила Настасья Медведева.
А в Нижней Ельцовке нашлась необычная лестница, посвящённая некоему Степану. Кто он такой, можно узнать в материале Рихарды Лем.