
Некоторые эксперты опасаются, что строительство метро в Новосибирске больше не сдвинется с мертвой точки
Станции метро «Березовая роща» и «Золотая нива» в Новосибирске уже более десяти лет принимают пассажиров. Но, по словам депутата Георгия Андреева, остаются «незаконными»: их вестибюли до сих пор не введены в эксплуатацию. Власти годами переносят сроки, подрядчики допускают ошибки в проектах, а схема развития метро превратилась в архивный документ. Почему город, который когда-то гордился первым за Уралом метрополитеном, сегодня не может решить даже базовые проблемы с ним — в материале НГС.
Что не так?
Станции метро «Березовая роща» и «Золотая нива» стали символами системного кризиса в развитии новосибирской подземки. Несмотря на то, что они функционируют с 2011 и 2012 годов, их вестибюли, по данным депутата горсовета Георгия Андреева, до сих пор не прошли процедуру ввода в эксплуатацию. Он предположил, что проблемы с вестибюлями могут повлиять и на дальнейшее развитие подземки.
«У меня сложилось ощущение, что у нас просто вот эти станции метро криво ввели, а последующие руководители города просто не хотели разбираться и заниматься этим», — негодует в разговоре с НГС депутат.
Информацию о проблемах с вестибюлями редакции подтвердил метростроитель и представитель компании «Ленметрогипротранс» Александр Поляков. По его словам, на станции «Березовая роща» сегодня без официального ввода работает второй вестибюль, а на «Золотой ниве» — оба.
Александр Поляков в период с 2007 по 2009 год возглавлял ПТО МУП «УЗСПТС» (сейчас МП «МетроМир»), а затем был главным инженером Управления капитального строительства мэрии Новосибирска. Сегодня представляет АО «Ленметрогипротранс» — Санкт-Петербургский научно-исследовательский проектно-изыскательский институт, который занимается комплексным проектированием метрополитенов и других тоннельных и подземных сооружений.
АО «Ленметрогипротранс» подавало заявку на участие в конкурсе на проектирование второго тоннеля «Золотой нивы», но торги выиграла компания из Беларуси — ОАО «Минскметропроект».
«Это действительно так, есть документ, который подтверждает, что два вестибюля не введены в эксплуатацию. Сейчас мэрия провела торги по Дзержинской линии — по левому перегонному тоннелю на „Золотой ниве“. А как они могли провести торги, если вестибюли не введены в эксплуатацию и привязки к ним нет?» — заметил он.
Из протокола рабочего совещания по вестибюлям станций «Березовая роща» и «Золотая нива» от 27 декабря прошлого года (есть в распоряжении редакции), на котором присутствовал собеседник НГС, следует, что УАСИ мэрии Новосибирска действительно отказало МУП «УЗПТС» (сейчас МП «Метро Мир») в выдаче разрешения на ввод, предложив откорректировать проектную документацию.
Что именно не устроило ведомство в проекте, в документе не указано. Решение по итогам совещания состоит из четырёх пунктов: проработать возможность включить спорные вестибюли метро в реестр муниципального имущества как незавершённые объекты строительства, запросить у «Метро МиР» документацию по ним, проработать возможность корректировки проектных документов, а также возможность узаконивания вестибюлей через суд.
«Де-факто-то всё готово, а де-юре не было оформлено. Много раз собирались по этому вопросу и в мэрии, и не в мэрии. 6 февраля прошлого года в прокуратуре Новосибирска собирались и нашли решение: нужно провести обследование и через суд оформить решение на ввод в эксплуатацию. Это формальность, но метрополитен, видимо, не хочет этим заниматься», — рассказал корреспонденту НГС бывший руководитель Дирекции по строительству метро (позже преобразованной в «УЗСПТС») Геннадий Рузаев.
Он при этом отметил, что не считает, что станции «Березовая роща» и «Золотая нива» функционируют незаконно.
«Формально они живут в „гражданском браке“, который просто нужно оформить. Переделывать там ничего не нужно. На дальнейшее продление метрополитена это тоже повлиять не должно», — пояснил Геннадий Рузаев.
По мнению Александра Полякова, без обследования и официального ввода дальнейшее развитие подземки будет невозможно — никакие разрешительные документы на ее продление получить не удастся.
В мэрии Новосибирска в ответе на запрос НГС заявили, что на станции «Золотая нива» действительно не введены в эксплуатацию оба вестибюля. Разрешение на ввод не было выдано как раз из-за отсутствия левого перегонного тоннеля.
«В 2012 году на станции были завершены все работы и получено заключение Западно-Сибирского управления Ростехнадзора. Несмотря на это, УАСИ на тот момент отказало в выдаче разрешения на ввод 2-го и 3-го этапов строительства, заявив, что оно будет выдано после строительства левого перегонного тоннеля от станции „Золотая Нива“ в сторону станции „Березовая роща“», — объяснили в городской администрации.
На станции «Березовая роща» из-за нехватки денег не были вовремя выполнены отделочные работы по кассовому и распределительному залам вестибюля № 2, входов № 3 (выводит на проспект Дзержинского), № 4 (выводит на проспект Дзержинского в сторону улицы Селезнева), № 4а (выводит, вероятно, к парку «Березовая роща»).
«В 2013 году отделочные работы были завершены. В выдаче разрешения на ввод этих объектов в эксплуатацию УАСИ так же отказало, мотивируя отказ необходимостью завершения строительства левого перегонного тоннеля. Выполнить это условие в тот период было невозможно», — отметили в муниципалитете.
В мэрии при этом уверяют, что не введенные в эксплуатацию вестибюли не создадут сложностей для дальнейшего развития подземки. Согласно заявлению властей, сейчас специалистами метрополитена и департамента транспорта разрабатывается план мероприятий по сдаче вестибюлей.
Тоннель на «Золотой ниве» и генеральная схема

По проекту станции «Берёзовая роща» и «Золотая Нива» соединяются двумя тоннелями, которые проходят под улицей Кошурникова. Сейчас от подземной стрелки до «Золотой Нивы» идет лишь один тоннель — правый
Не введенные в эксплуатацию вестибюли — не единственная проблема новосибирского метро. Александр Поляков уверен, что в конкурсе на проектирование тоннеля «Золотой нивы» много нарушений и ошибок, и проект не сможет пройти госэкспертизу.
«Произойдут ненужные затраты — около 2,5–2,7 миллиарда рублей уйдут в никуда, а затем всё придется переделывать. Будет как со „Спортивной“: изначально она стоила 2,3 миллиарда, а сейчас уже больше 5 миллиардов», — считает он.
В мэрии Новосибирска не согласились с этим утверждением. В ответе на запрос НГС в муниципалитете заявили, что определение подрядчика было проведено без нарушений.
Есть у Александра Полякова вопросы и к генеральной схеме развития метрополитена. В конце марта власти начали искать подрядчика на ее изменение за 205 миллионов рублей, но конкурс приостановили из-за жалобы в ФАС. Автором жалобы оказался как раз институт «Ленметрогипротранс».
Сейчас новосибирское метро представляет собой две ветки из 13 станций, при этом на правом берегу расположено 11 из них, а на левом — всего две. Ознакомиться с тем, как должна была выглядеть подземка по старой схеме, можно в нашей публикации.
Специалисты института посчитали, что организаторы конкурса допустили противоречия в закупочной документации и установили недопустимые по закону требования к потенциальным подрядчикам: в частности, минимальную стоимость выполненных претендентом контрактов сходной направленности. По мнению Александра Полякова, закупка сформирована так, чтобы получить госконтракт могла только компания из Минска.
В мэрии Новосибирска подтвердили, что ФАС действительно приостановило определение подрядчика.
«Комиссия Новосибирского УФАС России выдала предписание МКУ „УЗТиИС“, заключающееся в исключении из порядка рассмотрения и оценки заявок требование к предельному минимальному значению цены контрактов — не менее 150 миллионов рублей. После устранения замечания срок подачи заявок будет продлен», — объяснили в муниципалитете.
По мнению Александра Полякова, для дальнейшего развития подземки нужно решить вопросы с построенными, но не введёнными вестибюлями, а затем изменить генеральную схему развития метрополитена. И только после этого планировать новое строительство.
«Я лично встречался и с мэром Новосибирска, и с большим количеством других людей. Они абсолютно ничего не понимают. Был запрос в Росэкспертизу — она дала ответ, что не сможет этот левый перегон пройти экспертизу, потому что нужен измененный генплан, нужны планово-экономические расчёты, технико-экономические расчёты, отраслевая схема. Без этих документов пройти экспертизу будет невозможно», — сказал Александр Поляков.
Собеседник НГС добавил, что он вместе с инициативной группой отправил обращения в Следственный комитет и прокуратуру. В СК — по станции «Спортивная», в прокуратуру — по проблемам с вестибюлями, станцией «Спортивной» и аукциону по строительству перегонного тоннеля на «Золотой ниве».
«Новосибирск — не Москва»

Депутат Владимир Анисимов считает, что власти Новосибирска движутся в правильном направлении
Депутат Владимир Анисимов, который руководит рабочей группой по развитию метрополитена в Законодательном собрании Новосибирской области, не согласился с утверждением, что станции «Берёзовая роща» и «Золотая нива» фактически существуют незаконно из-за не введенных в эксплуатацию вестибюлей.
«Что значит незаконно? Получены все разрешительные документы. Если бы это было незаконно, метропоезд бы просто никто не запустил в этот существующий тоннель. Но тоннеля должно быть два, они должны быть достроены как положено. Торги такие уже провели. Понятно, что и входные группы будут в случае необходимости доведены до полного соответствия», — отметил в разговоре с НГС депутат.
По его словам, следующим шагом должна быть как раз корректировка генеральной схемы развития метро. С учетом того, что протяженность метрополитена достигает определённых расчетных параметров, для этого необходимо ввести в эксплуатацию еще одно электродепо. Это нужно для того, чтобы полноценно обслуживать электропоезда, выполнять график движения и в случае необходимости качественно проводить технический регламент в ночное время, когда поезда не ездят.
«Это все определено дальнейшими этапами проектирования и, будем надеяться, последующего строительства. Были горячие головы, которые предлагали запроектировать сразу станций 20, но Новосибирск — не Москва и не располагает ресурсами, чтобы вводить по 10 станций в год. А с учетом темпов предшествующего строительства, если запроектировать 10 или 20 станций, то документация на последующие 15 станций просто морально и физически устареет», — рассуждает Владимир Анисимов.
Собеседник НГС подчеркнул, что считает текущие действия мэрии по развитию метро обоснованными, заявив, что власти движутся в правильном направлении. И выразил надежду, что новосибирцы будут «ездить на хорошем, красивом метро».
НГС направил официальные запросы в мэрию Новосибирска и правительство Новосибирской области с просьбой прокомментировать ситуацию.
Ранее НГС писал о том, что эксперты раскритиковали отношение Новосибирска к развитию метро.