16 октября суббота
СЕЙЧАС +9°С

Новосибирцам пришли странные СМС из «Пятерочки» — это мошенники? Разбираемся с экспертами

Жители города получили сообщения с кодами подтверждения, хотя не запрашивали их

Поделиться

Скорее всего, причиной странных сообщений была простая ошибка, но таким способом могут работать мошенники

Скорее всего, причиной странных сообщений была простая ошибка, но таким способом могут работать мошенники

Поделиться

Новосибирцам пришли странные СМС из «Пятерочки»

Новосибирцы часто сталкиваются с телефонным спамом: звонки с «пустых» номеров, предложения кредитов, акции ювелирных магазинов. Недавно жители города столкнулись с другой ситуацией — им на телефон пришли СМС от «Пятерочки» с 4-значным кодом активации, хотя они его не запрашивали. Читатели заподозрили в странных СМС действия мошенников — возможно ли это? НГС разбирался, почему на телефон приходят подозрительные СМС, как обезопасить себя и насколько надежна система передачи кодов подтверждения через СМС.

Сообщения от «Пятерочки» начали приходить новосибирцам в конце августа. В тексте был указан 4-значный код подтверждения. Обычно такие коды отправляют для списания бонусных баллов обладателям накопительных карт магазина. Но читатели, которые рассказали редакции о странных CMC, в этот момент не находились в магазинах сети и не производили никаких операций с бонусными баллами.

Поделиться

В пресс-службе X5 Group, управляющей торговыми сетями «Пятерочка», сообщения связали со сбоем в системе.

— Указанные сообщения были разосланы по причине краткосрочного сбоя в системе, отвечающей за работу авторизации учетной записи в сервисе доставки. Сообщения с кодом авторизации были разосланы автоматически, им не предшествовал запрос пользователя. Отметим, что эта ситуация никак не была связана с программой лояльности или списанием бонусов. В настоящий момент проблема полностью решена, — рассказали в компании.

Тем не менее СМС приходили в разные дни и в разное время.

Так работают мошенники?

По словам начальника Департамента связи и информатизации мэрии города Новосибирска Александра Горнштейна, так могут действовать мошенники:

— Скорее всего, это какой-то способ мошенничества, который может быть реализован на разных этапах. Например, программа лояльности «Пятерочки» позволяет переводить бонусные баллы с одной карты на другую. Для этого необходимо установить приложение, вписать вручную номер случайной бонусной карты и сделать запрос на перевод бонусных баллов на свою карту. В таком случае владельцу вписанной вручную карты придет СМС с кодом подтверждения. Дальше мошенникам остается только попробовать угадать четырехзначный код подтверждения. Не угадали? Делают еще 1–2 попытки — каждая из них сопровождается СМС-кодом. Независимо от результата переходят к следующей карте. Таким способом можно перебирать карты в автоматическом режиме. Через какое-то время, перебрав карты по кругу, алгоритм повторно может попытаться перевести баллы с вашей бонусной карты, сопроводив это новыми СМС-сообщениями. Стоит отметить, что организации стараются бороться с подобными методами мошенничества путем блокировки источников массовых запросов, так как отправка СМС-сообщений стоит денег, — рассказал Александр Горнштейн.

По словам декана факультета автоматики и вычислительной техники, доцента кафедры защиты информации НГТУ Ивана Ревы, таким мошенничеством могут заниматься бывшие сотрудники компаний:

— Возможно, кто-то работал в «Пятерочке» и взял базы данных. Зная номер карты и номер телефона, можно ввести номер и получить код на списание баллов. Возможно, возникают какие-то проблемные ситуации, когда телефон утерян, и человек прикрепляет к карте свой новый номер. Может, злоумышленники прописывают второй номер телефона, а СМС одновременно приходит на номер владельца. Но это тоже маловероятно, потому что одну и ту же карту к нескольким номерам не привяжешь. Скорее всего, служба безопасности заблокирует. Мне сложно представить, что кто-то будет на этом зарабатывать — это ведь баллы, не деньги, — рассказал Иван Рева.

О том, что причиной странных СМС может быть обычная ошибка, говорит и Александр Горнштейн:

— Другой причиной получения разовых кодов подтверждения может быть банальная человеческая ошибка при вводе номера телефона или намеренное указание чужого номера — иногда человек хочет получить бонусную карту, но не хочет сообщать свой номер телефона.

По словам Горнштейна, защититься от подобного мошенничества со стороны жителя не получится:

— При этом вероятность потерять баллы очень низкая, а самая простая защита — не хранить большое количество бонусных баллов на таких картах, — говорит чиновник.

Что еще почитать про телефонное мошенничество?


«Два месяца копил»: как воруют деньги при помощи карты «Ленты» — история покупателя из Новосибирска.

Чтобы разобраться, куда пропали 623 балла, Федор Дерябин отсмотрел записи с камер в магазине. «Вы не можете взять и сбежать, это не ваши деньги!»: Как телефонные мошенники убеждают отдать им последнее.

Мошенники предложили журналисту НГС подработку в Amazon за 20–25 тысяч в месяц. Как он их раскрыл — аудио.

Что им надо? Кто каждый день звонит новосибирцам с незнакомых номеров и зачем сбрасывает.

Автор

оцените материал

  • ЛАЙК5
  • СМЕХ13
  • УДИВЛЕНИЕ3
  • ГНЕВ8
  • ПЕЧАЛЬ0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Хочешь быть в курсе событий, которые происходят в Новосибирске? Подпишись на нашу почтовую рассылку
Загрузка...
Загрузка...