Зима в самом разгаре, Новосибирск постепенно перевоплощается в Снегосибирск. Снегопады не думают прекращаться. С одной стороны — хорошо: город станет белоснежным, на деревьях появится вместо лысины седина, а вот где снег никак не будет украшением, так это на дорогах. Особенно когда новосибирцы, как сговорившись, поедут на личном авто и общественном транспорте за елками, подарками и продуктами к Новому году и попадут в пробки. Разбираемся, как в городе сегодня убирают снег, что сыплют на проезжую часть, кто контролирует уборку и на каких улицах водители могут застрять в снежной каше, как пчелы в сиропе.
Чем плавят снег в Новосибирске
В Новосибирске для уборки улиц применяют несколько видов реагентов: обычную серую песко-соляную смесь из классифицированных отсевов горных пород и белоснежный «Бионорд». Современный реагент сыплют на некоторых улицах города не так давно, с 2018 года. Как к любой новинке, многие горожане начали относиться к этому скептически, искать подвох и вред. Может ли «Бионорд» быть опасным?
Для начала разберемся с составом. Из чего состоит простая песко-соляная смесь, ясно из названия: песок и соль. Конечно, рецепт состава могут корректировать и вместо речного песка использовать отсев — тот же песок, только более крупного размера. «Бионорд» же — только соли без всяких грязных примесей. Почему для уборки улиц зимой применяют соли? Они обладают суперспособностью растворяться в воде, а если вода в твердом состоянии в виде снега или льда, они растворяют и их тоже. Усиливает этот эффект автомобильный трафик. Соленая вода не замерзает при морозах, что позволяет держать снег в талом состоянии для легкого очищения проезжей части.
И тут важная разница: «Бионорд» растворяется без остатка. А от песко-соляной смеси остается песок — по сути, грязь. Которую, как ни убирай, всю не выметешь. Особенно когда машины раскатывают ее по дорогам города.
Интересные факт: в «Бионорде» те же самые соли, что и в морской воде. Они не испаряются. И кстати, переход на такие антигололедные средства не увеличил количество солей в Новосибирске.
К примеру, на 1 м2 дороги приходится до 300 г песка с солью, в которой содержится 30 г чистой соли. «Бионорда» потребуется на эту площадь те же 30 г. Но после обработки улиц «Бионордом» дорожники вывозят только стаявший снег, а после посыпания песко-соляной смесью вывозят песчаную грязную снежную кашу.
— Уровень воздействия у «Бионорда» намного ниже, чем у соли в песко-соляном коктейле. В состав «Бионорда» входят различные виды ингибиторов, которые противодействуют процессам агрессивности по отношению к коже, к металлу, — комментирует Алексей Лыков, директор МКУ «ДЭУ № 1». — Но дело не только в этом.
За пару лет работы с этим реагентом дорожные службы поняли, как он ведет себя на дорогах, и научились применять небольшой объем «Бионорда» (всего 10% от доли других материалов на сезон) более эффективно.
— Реагенты хорошо работают по площадям, по квадратуре: быстро срабатывают, равномерно распределяются, не сбиваются колесами машин с проезжей части. Особенно если речь идет о двухфазном реагенте — он дозированно распределяется по всей дороге, не сдувается ветром и не разносится потоками машин: он прилип и начал действовать, — отметил Алексей Николаевич. — Универсальный «Бионорд» и двухфазный мы применяем при разных дорожных условиях. Двухфазный плавит снег лучше при сильном трафике, а универсальный плавит снежно-ледяной накат сразу, и чем дольше он взаимодействует со снегом и не сбивается колесами машин, тем большая площадь оттаивает. Грамотное применение реагентов на разных участках дороги позволяет очистить асфальт до летнего варианта.
Горожан пугает соль в почве, вредная пыль и бесят пробки из-за снега
Каждую зиму гнев новосибирцев растет прямо пропорционально уровню сугробов. И сейчас в соцсетях обсуждают, что якобы реагент виновен в снежной каше, плохом сцеплении и грязи. Но забывают, что 90% улиц по-прежнему обрабатывают песко-соляной смесью. Хотя за два года ее объемы существенно удалось сократить, а качество улучшить, грязевая смесь с дорог Новосибирска никуда не делась.
— Каких только мнений мы, дорожники, не выслушиваем: кто-то хочет побольше снега, потому что зима, а кто-то говорит: ребята, вы почему так мало реагента сыплете? Два квартала от центра — и дороги уже в снежно-ледяном накате или посыпаны крошкой. Зачем нам крошка?! Хотим видеть разметку на проезжей части! Хотим видеть асфальт, мы же в XXI веке живем! — смеется Алексей Николаевич Лыков. — Но скажу честно: госавтоинспекторы оперативно реагируют на уборку, спрашивают: вы «Бионордом» не сыпали? Срочно посыпьте, мы уже привыкли к нормальным дорогам в асфальте!
Кстати, цифры по итогам применения «Бионорда» в Новосибирске впечатляют.
Чем меньше нужно техники, чтобы обработать дороги, тем быстрее службы могут отреагировать в снегопад и одновременно «просыпать» больше улиц. И конечно, тем меньше помех водителям создают КДМ на дорогах.
Улучшение качества песко-соляной смеси позволило снизить количество грязи и пыли в 16 раз. Но она не исчезла совсем, к сожалению. И горожане дышат ею и зимой, и летом, и весной, и осенью. Чтобы и дальше сокращать объемы грязи, поступающей из-за зимних посыпок, дорожники постепенно планируют расширять площади обработки современными антигололедными средствами. На Гусинобродском шоссе, улице Жуковского, Нарымской, Большевистской, Владимировской, Фабричной был проведен капремонт, и в соответствии с программой «Безопасные дороги» теперь их должны убирать по самым высоким стандартам.
— С приростом новых территорий за два месяца мы израсходовали на 500 тонн больше, чем в аналогичном сезоне 2019 года, — рассказал Алексей Лыков. — Но применение реагентов снижает затраты на уборку. Например, по Советскому району затраты уменьшились в 10 раз, соответственно, и в Центральном районе затраты также снизятся. Экономия происходит за счет того, что материал уменьшает количество вывозимого снега, остатков противогололедных материалов и песка, отсева дробления. Тратим меньше не только финансов, но и времени. Уборка Красного проспекта занимала обычно период с конца апреля по конец мая, а в прошлом году мы его убрали за неделю.
По поводу опасений за засоленность почвы Анна Климентова, руководитель аппарата Национальной ассоциации зимнего содержания дорог, привела в пример простое сравнение: чайная ложка в стакане воды не причинит нам вреда, наоборот, ею можно прополоскать горло для дезинфекции. То есть все дело в объеме: малое количество соли никак не вредит окружающей среде. Тот объем солей, который применяется для уборки, ничтожно мал в общей массе выпадающих зимних осадков.
Чего не хватает Новосибирску, чтобы у нас зимой были дороги как в Москве
Как в Москве — это везде голый асфальт. И не думайте, что там нет снега на дорогах только потому, что он не сыплется с небес на москвичей. Еще как сыплется! Но там есть достаточное количество дорожной техники для уборки этих осадков и обработки дорог. В Москве действует регламент, который разрешает применять в уборке улиц только реагенты и запрещает разбрасывать песко-соляную смесь. Разбираемся, почему этот регламент не применяется в нашем регионе.
По словам Анны Климентовой, руководителя аппарата Национальной ассоциации зимнего содержания дорог, уборку на федеральном уровне регламентирует национальный стандарт ГОСТ Р 50597. Он существует несколько лет, но в 2017 году был значительно переработан, был добавлен раздел про зимнее содержание дорог. И смысл его таков: зимой на улицах города, неважно, какого размера город и какая эта улица, не допускается снега и зимней скользкости. Причем в этом стандарте четко определено, что такое зимняя скользкость, так как часто возникали споры. Под ней подразумеваются любые осадки, талый снег, рыхлый снег, накат и т.д. То есть в городе должен быть черный асфальт с хорошо различимой разметкой. Для разных категорий улиц регламентировано время от трех до четырех часов на уборку. Как только закончился снегопад, в течение четырех часов дороги должны быть чистыми. Во время снегопада допускается наличие снега не более 5 см. Как только больше, дорожные службы должны его ликвидировать. Но в федеральном стандарте не прописано, какими материалами должна проводиться уборка. Это определяют городские власти и местное законодательство.
В Новосибирске, по словам Алексея Лыкова, директора МКУ «ДЭУ № 1», тоже был разработан единый регламент для всех:
— Управляющие компании зачастую вообще сыплют песко-соляную смесь, с ними пытаются бороться главы администраций, чтобы призвать к единым стандартам. Недаром был разработан регламент по зимнему содержанию улично-дорожной сети в Новосибирске, чтобы все одинаковые материалы применяли, а не кому какой вздумается: кто-то пищевой солью посыпал, кто-то речного песка накупил, кто-то карьерным песком засыпал, кто-то глину смешал с чем-то непонятным. Если не придерживаться единых для всех правил, вся работа может свестись к нулю, потому что с периферии тащится очень много грязи. Ведь если в отсеве дробления содержится 95% и более рабочих (противогололедных) частиц, а для пыли даже и места не остается, то в речных песках, наоборот, рабочих частиц всего порядка 20-25%, а остальное пыль и глина.
Как отметила руководитель аппарата Национальной ассоциации зимнего содержания дорог Анна Климентова, Новосибирск сделал большой шаг вперед за последние два года:
— Города, который бы так скрупулезно подошел к выбору противогололедных материалов и усовершенствованию песко-соляной смеси, я еще не видела. В Новосибирске применяют одни из продвинутых реагентов, похожие по составу на московские. Но стоит отметить, что кроме реагентов на скорость уборки влияет и количество техники. Вы не можете оперативно вывозить снег, если у вас три машины. Ответственные и грамотные люди в дорожной отрасли у вас есть. Эффективные противогололедные материалы тоже. Новосибирску не хватает спецтехники. Возможно, найти финансирование на эту составляющую помогут неравнодушные общественники, которые тоже в городе присутствуют.