![Заборчик на миллионы: кто застроил Новосибирск кладбищенскими оградками и сколько на этом заработал Если договориться, то в заборе, закрывающем выход на парковку, можно оставить проходы. Иначе его сделают сплошным | Источник: Стас Соколов](https://n1s1.hsmedia.ru/54/08/14/540814d99f1060c507fe7f4774e58aed/656x438_1:5593_426f1ab75bdc9612df6c1d3442268a42@3000x2000_0xf3lR98Er_5925197319420708614.jpg.webp)
Новосибирск застраивают оградками — городские власти потратили на них уже десятки миллионов рублей. Местами эти сооружения выглядят полезными, где-то сомнительными, а где-то и вовсе нелепыми. Их обилие вызывает самые разные слухи и вопросы (самый распространенный: кто зарабатывает на этом тотальном огораживании?). Обозреватель НГС Стас Соколов, решив разобраться с проблемой, пришел к выводу, что у появления бессмысленных заборов нет какой-то одной, легко устранимой причины. Это традиционная российская смесь произвола «из лучших побуждений» на федеральном уровне и нежелания на местах принимать какие-то осознанные решения в интересах людей, которые живут в этом городе и ездят по его дорогам.
Откуда взялись оградки
Повсеместное огораживание в Новосибирске (как и в России в целом) началось сравнительно недавно. Сам по себе ГОСТ, одним из положений которого стало требование установки ограничивающих конструкций длиной 50 метров в зонах пешеходных переходов, был принят еще в 2004 году. Но долгое время эта норма была «спящей» — использование ее было, по сути, рекомендательным. Однако в конце 2017 года с подачи ГИБДД вышло постановление правительства, которое сделало наличие ограждений фактически обязательным.
Региональные подразделения ГИБДД повсеместно начали целенаправленный поиск неозаборенных участков, после чего местным властям выписывались предписания об устранении нарушений с последующим штрафом (если эти предписания не выполнялись). Поначалу региональные власти пытались судиться с автоинспекторами, но суды стабильно вставали на сторону ГИБДД.
В новосибирской мэрии прямым текстом говорят, что «установка ограждений по муниципальной программе осуществляется только в местах, по которым есть решения судов, вступивших в законную силу (куда обращаются с исками прокуратура по информации ГИБДД)». Единственная возможность отбрыкаться от оградок — это частные договоренности с руководством местной ГИБДД. В конце концов, выдавать или не выдавать предписание по каждому отдельному случаю — зависит от решения конкретных полицейских начальников.
Кто на этом зарабатывает
Вряд ли стоит видеть в происходящем какой-то коррупционный заговор (дескать, всё это делается для того, чтобы производители оградок могли на этом нажиться). После того как ГИБДД начала активно требовать заборы (а местные власти активно устанавливать) — производством оградок занялись самые разные компании. Даже поверхностный поиск дает с добрый десяток предприятий из разных регионов: ЯЗМК-ТРЕЙД (Ярославль), группа предприятий «Уникум» (Екатеринбург), «ЗНАКИ 154» (Новосибирск), «Продмаш» (Самара), «Центр металлоконструкций» (Санкт-Петербург) и т. д. Как правило, ограждения для них — только одно из направлений деятельности.
![Даже наличие оживленной остановки общественного транспорта не может остановить установщиков заборов | Источник: Стас Соколов](https://n1s1.hsmedia.ru/23/b6/44/23b644161ff2b377661fade5956db4cc/656x438_1:5593_1ce36eddd4f25122ac20f59a6d8e151d@2449x1632_0xzJqX9BKP_4818604858881506619.jpg.webp)
С установкой оградок в самом Новосибирске ситуация более интересная. С 2018 года до лета 2020 года их установкой занималась, по сути, одна-единственная компания — ООО ПК «НАРС». По данным системы «Контур.Фокус», за два с лишним года это предприятие получило подрядов в общей сложности почти на 53 млн рублей (речь только о Новосибирске, у компании были подряды в других городах области). У компании шесть учредителей, самая большая доля принадлежит Олегу Белову (еще 5% у его брата Максима). Еще 50% — у трех членов семьи Пешковых.
С самими конкурсами всё было довольно интересно. Первые два конкурса (в 2018 году) прошли с большим количеством участников и существенным снижением цены — почти до 40%. Потом в этом механизме что-то сломалось, и, несмотря на формальное наличие трех и более участников, стоимость подряда в результате торгов снижалась на символические 0,01–0,04%.
![На улице Новогодней несколько секций забора воткнули прямо в тротуар | Источник: Стас Соколов](https://n1s1.hsmedia.ru/9b/ed/b1/9bedb1f54becbd024c0d4e30636736cd/656x438_1:5593_cc6919e0fc79206f14054c08c7edc9e8@2266x1510_0xfY998000_9315031486722530579.jpg.webp)
Пешеходные ограждения не единственный, но весьма существенный источник доходов «НАРС». По данным «Контур.Фокус», выручка компании в 2019 году составила всего около 82 млн рублей. В том же году только на контрактах по установке ограждений в Новосибирске предприятие должно было получить почти 50 млн рублей. Как можно понять из информации о других конкурсах, в которых участвовала «НАРС», предприятие специализируется на утвари и оборудовании для ритуальных нужд: стойки для колумбариев (место, где хранится прах кремированных), гробы трапециевидной формы и т. д.
Череда побед «НАРС» была прервана только в этом году, когда тендер на очередной контракт на 14,998 млн рублей выиграла компания из Екатеринбурга «АЛЬЯНС РИТЭЙЛ». Цену этого заказа удалось, кстати, сбить на 25%. Правда, участвовала ли новосибирская компания в тендере, неясно — среди названных претендентов ее нет (но есть две анонимные заявки). Таким образом, всего с 2018 года мэрия потратила на пешеходные ограждения порядка 68 млн рублей.
Забор ради забора
Сами по себе ограждения могут быть где-то действительно полезными (или хотя бы безвредными). Проблема возникает, когда ГИБДД начинает требовать установки их вообще везде, невзирая на местные обстоятельства, — по принципу «есть переход, должна быть оградка».
![Черное ограждение на Сибирской, которое установил еще застройщик жилого комплекса, оказалось не соответствующим новому ГОСТу | Источник: Стас Соколов](https://n1s1.hsmedia.ru/3c/ee/37/3cee37f046ed7b6b7379d96bb0458be7/656x438_1:5593_7d8c712ad9ed84467e97209afada63df@2000x1333_0xI3JwBbdA_6167841270540615232.jpg.webp)
В результате регулярно возникают нелепые ситуации, когда новая оградка добавляется к уже существующей. Один из таких случаев даже прославил Новосибирск на всю Россию. В районе перекрестка улиц 25 лет Октября и Народной пешеходную оградку поставили вплотную к уже имевшемуся там забору парка. Другой двойной забор «радует глаз» на улице Сибирской, рядом с жилым комплексом «Александровский сад». В мэрии такие случаи объясняют тем, что, дескать, имевшееся уже на этом месте ограждение не соответствует ГОСТу. А значит, прокуратура и ГИБДД будут воспринимать его как нарушение.
![Чтобы дойти до машины, оставленной в этом парковочном кармане на улице Покрышкина, придется выйти на проезжую часть. Или перелезть через забор | Источник: Стас Соколов](https://n1s1.hsmedia.ru/d6/26/c0/d626c0ec6dba933ed330b1200af37fd4/656x438_1:5593_1a6924945927b34a990e5fb37b2a5da5@2000x1333_0xHmN11JeB_1784558685771805586.jpg.webp)
Сплошь и рядом оградки возникают вокруг парковочных карманов, которым не посчастливилось оказаться в зоне пешеходных переходов. В результате для того чтобы попасть в машину, автовладельцу приходится выходить на проезжую часть. Видимо, с точки зрения ГИБДД, это повышает безопасность на дорогах.
![Загон на улице Крылова позволил разместить нужное количество погонных метров забора более компактно | Источник: Стас Соколов](https://n1s1.hsmedia.ru/d1/eb/32/d1eb3274f5807b7d0c113da5f14bd6af/656x438_1:5593_85483099779af9a931feb57bea01dbef@1993x1328_0xEt3SFc4L_3442661452176347537.jpg.webp)
Бывает, что ограды формируют какие-то петли, как будто подрядчику нужно было куда-то воткнуть дополнительные секции, и не важно, есть ли в них хоть какой-то практический смысл.
![Три секции забора на улице Челюскинцев играют исключительно ритуальную функцию | Источник: Стас Соколов](https://n1s1.hsmedia.ru/9f/e4/7a/9fe47aadb7e2c7a9a42c2a7f73d38c12/656x438_1:5593_f6d094e78152246a429aedd875242fe5@2422x1614_0xJDcCy9eg_2982495079471992628.jpg.webp)
Встречаются и вовсе анекдотические примеры, когда кусок ограждения появляется посреди «ничего», когда несколько секций забора стоят в окружении пустоты — то есть забор можно просто обойти, сделав несколько шагов влево или вправо.
![На заборах в Новосибирске зарабатывает компания, которая делает гробы и прочие ритуальные принадлежности | Источник: Стас Соколов](https://n1s1.hsmedia.ru/1e/d6/b3/1ed6b3f11ba730b20b18d5f148dfead2/656x438_1:5593_639c031d1e6b3d090e7b5597b2d2a4a7@2000x1333_0xETR6W6B3_1196596807839917687.jpg.webp)
Совершенно выдающийся пример «бессмысленного и беспощадного забора» прислал читатель НГС — в новосибирском пригороде умельцы ухитрились установить ограду таким образом, что она отделяет тротуар не от дороги, а от придорожной канавы.
![Забор перед воротами у техникума геодезии впору делать новосибирским памятником местного значения | Источник: Стас Соколов](https://n1s1.hsmedia.ru/80/f1/29/80f1293744facc26f25df14e98a0caa2/656x438_1:5593_60fd344477e5241ee5cfed42fd0ff237@2422x1614_0xcD3vhJrA_5187137742425983564.jpg.webp)
Справедливости ради, нужно отметить, что новосибирцы готовы ставить заборы и безо всякой прокуратуры и ГИБДД. По всему городу можно встретить новые жилые комплексы с придомовой территорией за высоким забором. А Новосибирский техникум геодезии и картографии за свой счет соорудил перед своим зданием настоящий «скотопрогон». Геодезисты так увлеклись, что поставили забор и ворота перед уже стоявшими там воротами.
Как с этим бороться
Подобных ситуаций можно было бы избежать, если подходить к вопросу разумно, учитывая обстоятельства каждого места. В Москве и Санкт-Петербурге, например, городским властям вообще удалось договориться с ГИБДД, и в центре города оградок практически не встретишь.
![ГОСТ не помешал отказаться от оградки у банковского офиса для особенно важных клиентов | Источник: Стас Соколов](https://n1s1.hsmedia.ru/05/17/5c/05175c4df59cbb16dd8971e885b74764/656x438_1:5593_64fee4b25035368a69a1faf9b421f042@2000x1333_0xyN5in5Jk_7999442695406658679.jpg.webp)
Но местами ГИБДД, видимо, можно как-то убедить отойти от жестких норм и в Новосибирске. Например, перед VIP-офисом Альфа-Банка на Гоголя ограничились солидными тумбами перед парковочным карманом. Все-таки люди приезжают солидные — чего им бегать вокруг оградок. При этом на другой стороне улицы, где точно такой же парковочный карман сделан у офиса Сбербанка, оградка стоит. Обошлись без сплошного забора и рядом с торговым центром «Галерея Новосибирск». Здесь стоят низкие ограждения, которые препятствуют выезду на тротуар машин и просто обозначают границу.
![Городские власти получили разрешение демонтировать вторую ограду у Павловского сквера | Источник: Стас Соколов](https://n1s1.hsmedia.ru/6e/d7/6a/6ed76a138f467026418697fa367be961/656x438_1:5593_707fa5a729f445367301622d250419c3@1993x1328_0xXL1kazux_8363340827682408872.jpg.webp)
Нужно отдать должное городским властям и местному начальству ГИБДД — в некоторых особенно вопиющих случаях им удается прийти к разумным решениям. Например, прогремевший на всю страну двойной забор у Павловского сквера, устыдившись позора, в итоге демонтировали.
Некоторую надежду дают и вступившие в силу в этом году изменения в ГОСТ, согласно которым ограждения можно не ставить, если тротуар отделяет от проезжей части газон шириной не менее метра или живая изгородь. То есть надежда есть.