Утром 3 декабря в посёлке Степной в Искитимском районе загорелся трёхквартирный дом — сельчане дружно бросились тушить пожар, но пятерых детей, младшему из которых было всего семь месяцев, спасти не удалось. Многодетный глава семейства выскочил через окно. Соседи считают, что в смерти детей виноват именно он, и уверены, что главу семьи надо было лишить родительских прав ещё до трагедии. Корреспондент НГС.НОВОСТИ побывала на месте трагедии, узнала подробности пожара и выяснила, от кого весь посёлок собирается защитить единственного ребёнка из этой многодетной семьи, оставшегося в живых.
Звонок с сообщением о пожаре на улице Центральной в посёлке Степной поступил на пульт дежурного МЧС в 7:15. В это время пожар уже пыталась затушить своими силами местная добровольная пожарная команда. «В 6:55 начали тушить, — рассказала корреспонденту НГС.НОВОСТИ глава посёлка Степной Юлия Блинкова. — Меня разбудили люди, я на голое тело куртку накинула, в калоши ноги сунула и побежала туда. Пока бежала, уже всем позвонила».
По словам Блинковой, пожарные ехали в посёлок из Искитима, а это минимум 45 минут. «За 45 минут всё сгореть может, — переживает глава. — И мы, как всегда, тушили своими силами. У меня уже на системе это всё. Не часто пожары [происходят], но есть. И если бы не мои добровольцы, пластало бы там очень долго».
Пожарных вызвали соседи из ближайшей квартиры. «Я проснулась от сильного запаха дыма, смотрю — мы горим, все выскочили на улицу, смотрю — а соседи прям полыхают, я давай кричать им и звонить пожарным», — вспоминает страшное утро соседка пострадавшей семьи Любовь Захарова. Женщина говорит сиплым шёпотом — из-за копоти у неё сел голос.
«В момент возгорания все находящиеся в доме лица спали, — рассказали НГС.НОВОСТИ в пресс-службе СК России по НСО. — Пожар обнаружил гость дома, проснувшись от обильного задымления. Выбив раму окна, позвал на помощь и предпринял попытки потушить пламя. Однако распространившийся по дому огонь и дым не позволили стремившимся на помощь людям зайти в жилище. В результате происшествия находившиеся в доме дети погибли, взрослым оказывается медицинская помощь».
Как пояснили в Следственном комитете, 32-летний хозяин горящей квартиры успел выбежать из дома, но пятеро детей — две девочки возрастом 5 и 7 лет и трое мальчиков возрастом 7 месяцев, 1 год и 3 года — погибли, по предварительным данным, они отравились угарным газом ещё в первые минуты пожара.
«Дети задохнулись и сгорели, — объясняет местная жительница Екатерина Мамаева. — Трупы вытаскивали в пакетиках. Одного ребёнка нашли около дверей, видимо, пытался выползти, но задохнулся».
По словам соседей, в ночь перед трагедией глава семейства Владимир П. выпивал вместе со своей новой беременной супругой Натальей, другом Владиславом и приятельницей. Компания жарила шашлыки прямо на веранде дома. По мнению местных жителей, именно горящий мангал и стал причиной пожара — первой загорелась веранда, от веранды огонь перебрался на кухню. По словам соседки Елены Касьяновой, первым пожар заметил Владислав, гость главы семейства, приехавший из Искитима. «Он учуял запах, никого не разбудил. Видимо, выбил окно и вышел», — негодует девушка.
Для жителей посёлка Степной страшная гибель детей стала настоящим шоком. К трёхквартирному дому, где произошёл пожар, то и дело подходят местные жители — люди с ужасом осматривают пепелище и ругают Владимира П., мужчину соседи называют не иначе как убийцей. Местные жители считают, что мужчина мог спасти детей, но не сделал этого.
«Они сами вышли, а дети сгорели, — рыдает бабушка погибших детей Любовь Никончук. — Даже не пытались вытащить. Видать, в таком угаре были пьяные, что не смогли сообразить спьяну за что хвататься. Сами сообразили, что им надо выскакивать, а детей-то оставили. А дети спали, наверное, все».
О том, что глава многодетной семьи выпивает, в посёлке знали все. На учёте мужчина не состоял, но, как объяснили в сельсовете, с проверками к нему постоянно заходили. «Мама детей Оксана, первая жена Владимира, умерла у них 14 августа от цирроза печени, они выпивали, — объясняет Юлия Блинкова. — Володя остался с шестью детьми на руках, деньги он приличные получал по потере кормильца. Как Оксану похоронили, он за три месяца умудрился жениться. Официально женился, жена его уже беременная. Он (Владимир. — А.И.) всё мечтал седьмого ребёнка сделать и получить бесплатно машину».
В администрации подчёркивают, что с недавних пор мужчина стал выпивать реже, а за детьми он приглядывал. «Если раньше дети при живой матери могли всю зиму сидеть в квартире взаперти, потому что не было одежды, то потом всё изменилось... Вова стирал, Вова готовил. Конечно, все его будут сейчас винить, я с него ответственности не снимаю, бессовестный, сволочь, конечно», — сетует глава сельсовета.
Но соседи рассказывают совсем другое — в селе считают, что следить за детьми Владимиру было некогда, всё время уходило на посиделки с друзьями. Поговаривают, что мужчина получал около 50 тысяч рублей пенсии, иногда сумма доходила до 100 тысяч. «Постоянно пил. И на почту к нам приходил с запахом перегара, — объясняет Елена Касьянова. — Ему говорили: "Вов, будь добр, не пей, заберут детей". Он не верил».
Больше всего сейчас в посёлке боятся, что когда Владимир выйдет из больницы, то заберёт к себе своего 11-летнего сына Никиту. Соседи говорят, что мальчик и так чудом выжил, и обещают встать горой на защиту ребёнка.
В ночь перед пожаром мальчик ночевал у бабушки. «Пока тепло было, они все у меня были, — пояснила Любовь Никончук. — Потом ко мне только двое учеников ходили. В первый класс пошла Снежочек, она всегда приходила, в этот раз почему-то её не было, только один Никита. Двое суток у нас ночевал, не хотел домой идти, не хотел этот бардак видеть».
По словам женщины, после смерти дочери она хотела забрать внуков к себе, но ей не дали. Теперь она жалеет о том, что не смогла отстоять своих внуков, больше всего в своей жизни. «Я Никиту никому не отдам, — голос Никончук опять срывается, пенсионерка плачет. — Мы будем бороться за него, этого тунеядца лишим отцовства. Как так? Четверо взрослых людей остались живы, а детей у меня нету, дети сгорели».
В посёлке сейчас собирают одежду, учебники и канцелярию для 11-летнего Никиты. Местные жители несут и деньги — их собирают на похороны погибших.
Никита уверенно идёт к завалам когда-то родного дома. Мальчик осматривает руины и кидается к углу дома, где стоит почерневший от копоти велосипед. «На нём ещё можно ездить, заберу, только помыть надо, и всё», — уверенно произносит мальчик и улыбается уголками губ. Через мгновение улыбки нет, ребёнок как будто вспоминает что-то страшное, его лицо опять мрачнеет — и он резко кидает велосипед на землю.
Напомним, в начале ноября в частном доме в Первомайском районе Новосибирска случился пожар, в котором взрослые сумели спасти детей: глава семейства погиб в огне, а девочка и мальчик успели выбежать.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram, его лично ведёт наш главный редактор, отбирая туда самые важные новости со своими комментариями.
Алёна Истомина
Фото автора