![Разруха за спиной у мэрии (фоторепортаж) Разруха за спиной у мэрии (фоторепортаж) | ngs.ru](https://n1s1.hsmedia.ru/bc/57/c1/bc57c1c491ad72556e8dc59ba710e068/656x438_1:5593_9417b388fad0511c5a74436a43c276c5@1500x1000_0xqQ7eHS0t_5958491093403943229.jpg.webp)
Недостроенный театр возле оперного, похоже, потерял последнюю возможность стать театром — Сергей Афанасьев готовится переезжать совсем в другое здание. На завершение самого центрального долгостроя Новосибирска у мэрии нет средств — да и, судя по всему, законных оснований. Как многообещающая культурная стройка обманула городские ожидания и есть ли у города шанс получить театральный бульвар, выяснила корреспондент НГС.НОВОСТИ.
В июне театр под руководством Сергея Афанасьева наконец получил собственное здание: под нужды театра переоборудуют бывший кинотеатр «Пионер». При осмотре приобретения Сергей Афанасьев подчеркнул, что особых технологий в новом театре не будет — достаточно ограничиться необходимым набором в виде хорошего света и звука и сделать так, чтобы зрителю всё было видно.
11 лет назад худрук театра был чуть требовательнее: к примеру, в интервью корреспонденту НГС.НОВОСТИ в 2006 году смело мечтал о возможности онлайн-трансляций постановок — на тот момент такие технологии были в новинку.
Тогда ещё предполагалось, что театр к концу 2007 года переедет в специально построенное для него здание на ул. Серебренниковской, 37«а». В публичной кадастровой карте этот участок и сейчас имеет разрешённое использование «для строительства Новосибирского городского драматического театра под управлением Сергея Афанасьева с административным блоком». Административный блок уже давно занят офисом «Промсвязьбанка», а культурная часть здания так и прячется за строительным забором и успевшими вымахать за годы клёнами. Мэр Новосибирска Анатолий Локоть в ходе осмотра здания кинотеатра «Пионер» уклончиво пояснил, что на завершение и оснащение недостроя понадобилось бы куда больше средств.
![В лабазах на базарной площади можно было купить всё — от мыла до автомобиля. Большую их часть снесли, а трамвайное кольцо в 1945 году перенесли в сквер за оперным театром](https://n1s1.hsmedia.ru/0c/9f/08/0c9f088aef174f421fd4b8d549271f28/656x392_1_c07fb70eb5f46def678553806b1f23ff@1200x717_0xpa9stJ4F_8929441579556329541.jpg.webp)
По словам историка, сотрудника Музея Новосибирска Константина Голодяева, здание стоит на интересном историческом месте: когда-то здесь располагались лабазы, в которых торговали всем — от продовольствия до автомобилей. Они были построены с 1910 по 1914 годы, и после революции там было несколько довольно известных на тот момент магазинов.
«Магазины там были уникальные, — говорит Голодяев. — В частности, автомобильный магазин, где продавались ЗИСы — эти чёрные, огромные, дорогие, за 40 тыс. руб. Это единственный автомобиль, который был в свободной продаже: все остальные, "Москвичи" и "Победы" — по талонам, по распределению, а ЗИС по 40 тыс. — пожалуйста, бери».
![На этом фото, датированном 1977 годом, слева ещё виден лабаз, который должно было сменить здание нового театра](https://n1s1.hsmedia.ru/95/0e/4d/950e4d136bfdb35bb7b6d922d7b6a1d6/656x435_1_ce2fd5312c599f198e10c5cb89a5f873@1024x679_0xi6kITGW1_9052414095932738507.jpg.webp)
Один из лабазов в итоге всё-таки получил культурное назначение, вырос на два этажа и превратился в Дом актёра. В соседнем одноэтажном здании долгое время был хозяйственный магазин, а затем склад Облпотребсоюза. Архитектор и советник мэра Новосибирска Александр Ложкин вспомнил, что сперва предлагалось перестроить в театр его, но затем постройку всё-таки снесли.
Новое здание на месте дореволюционного лабаза спроектировал заслуженный архитектор РФ Александр Скоробогатько — на тот момент он занимал должность заместителя главного архитектора Новосибирска. «Тут узнаётся, в принципе, рука Скоробогатько, но не того, который работал в периоды перестройки, а Скоробогатько последнего периода, автора [здания] Сбербанка (вероятно, имеется в виду здание на ул. Серебренниковской, 20. — Л.П.) — есть определённые схожести», — говорит архитектор Игорь Поповский.
![Проект здания театра с двойными колоннами, арками и куполом; навеян классическим зданием оперного театра по соседству](https://n1s1.hsmedia.ru/08/df/2d/08df2d5401398ecd7a6ae572216e0ccd/656x438_1:5593_1847d555038ed49effbae9c3762373a2@1500x1000_0xYHSqFqYG_2467422776995694141.jpg.webp)
Архитектура здания с колоннами, арками, круглым куполом и полукруглым остеклённым фасадом со стороны ул. Депутатской, по мнению Поповского, навеяна контекстом застройки — сильное влияние на проект оказало, в частности, соседство с оперным театром. Но прочтение Александром Скоробогатько классики стало, скорее, постмодернистским, считает архитектор.
«Наверное, да, оно было в тренде [на тот момент]», — рассуждает Александр Ложкин, но давать оценку решению коллеги отказывается, хотя и отмечает, что сейчас к нему есть вопросы. «Скоробогатько сделал так, я бы сделал по-другому, — добавляет Игорь Поповский. — Сегодня, конечно, переделывать его нежелательно, потому что с новым объектом прежняя эклектика может заместиться чем-то худшим с точки зрения среды».
В мэрии за время подготовки материала не уточнили, когда и кому впервые было выдано разрешение на строительство, но в 2006 году здание уже стояло в конструктиве: тогда в Новосибирск по приглашению Сергея Афанасьева даже приезжал известный художник Михаил Шемякин — руководитель театра предложил ему расписать в новом здании театра купол.
Но в то же время начались и судебные тяжбы. Как объяснял Афанасьев в интервью НГС.НОВОСТИ, жильцы соседнего дома переживали, что «обитатели здания станут подсматривать в окна их квартир». Разбирательства в итоге отодвинули запуск театра на полтора года.
![В 2009 году в недостроенном здании в рамках фестиваля «Интерра» прошла выставка современного искусства](https://n1s1.hsmedia.ru/46/f6/0d/46f60d0f15119fcc67814a82e8580ee6/656x656_1:5593_859a2f0e906fff1b9f16b23f0908c9f2@660x660_0x5X1MpVnb_7292566006851028098.jpg.webp)
В 2009 году застройщик будущего театра, алтайское ЗАО «Промфинстрой», обанкротился, а недостроенное здание на Серебренниковской стало одной из площадок для первой «Интерры» — в нём прошла выставка «Смотри! Как мы сделали искусство 2000-х». А ещё через два года Сергей Афанасьев перестал рассматривать здание в качестве места для переезда из подвала дома на Вокзальной магистрали: теперь новое помещение театру пообещали в новом, свежеспроектированном на тот момент многофункциональном комплексе на ул. Большевистской.
В июне 2011 года город театральный недострой потерял: «Промфинстрой» отдал его Сбербанку за долги генподрядчика, компании «Сибнефтьстрой и К». Затем оно было перепродано с торгов. Последний известный владелец здания — барнаульское ЗАО «Новоград», которое в 2014 году заменило ветхий утеплитель и смонтировало на здании новую ветрозащитную плёнку, однако выданное в 2008 году разрешение на строительство компания не продлевала, как и не получала новое. Сейчас, по информации владельца компании Nazarov&Partners Александра Назарова, здание всё ещё принадлежит барнаульцам. В Росреестре оформить выписку с актуальными данными о владельцах здания за время подготовки материала не удалось.
![Территория недостроенного театра густо заросла травой и клёнами](https://n1s1.hsmedia.ru/dc/00/cf/dc00cf1710794d40c1846534a27234f0/656x438_1:5593_c612ad8b1453d3797cd9ff9bd3ac5391@1500x1000_0xgsnZbadp_5549169962965181849.jpg.webp)
Сегодня на территории недостроенного театра в самом центре города даже не видно охраны, а закрывающие здание от любопытных глаз профлисты забора покосились — с этой задачей неплохо справляются плотно припаркованные по периметру автомобили. Часть паспорта объекта, на которой указаны сроки строительства, закрыта, но на архивных фотографиях можно разобрать, что закончить все работы планировалось ещё в июне 2009 года. Номера телефонов на табличке до сих пор указаны старые, шестизначные.
Управляющая зданием ГК «Отелит», чьи баннеры с предложением арендовать в нём площади висят на фасаде, комментировать вопросы корреспондента НГС.НОВОСТИ отказалась.
![В сданной части здания находится офис «Промсвязьбанка»](https://n1s1.hsmedia.ru/30/46/85/30468565bb86798cbe4283c70a12aa98/656x438_1:5593_c8662a60b346df41b966da9ddbc04fbe@1500x1000_0xR07AeUnh_8308999884726902876.jpg.webp)
В 2013 году экс-губернатор Новосибирской области Виктор Толоконский рассказывал о существовавшей ещё в 90-х идее создания театрального бульвара, который бы соединил одной линией театр «Глобус», театр под руководством Сергея Афанасьева на Серебренниковской, оперный театр и театр музкомедии в Центральном парке. «Если пробить [улицу] и сделать сквер за оперным театром, это могло бы достаточно неплохо работать в виде пешеходного маршрута», — считает Игорь Поповский, но признаёт, что при реализации этой идеи возникнет слишком много проблем.
«Всё, что касается пешеходной зоны — болезненно, тем более там понастроили огромных бизнес-центров, а с парковками всё очень тяжело, — соглашается Александр Назаров. — Если перекрыть ещё и подъезды и хоть какую-то возможность парковаться вдоль дороги… Там, конечно, погулять, может, и можно, но я за то, чтобы это как-то обоюдно просчитывалось». По мнению экспертов, создание подобного бульвара потребует сильного административного ресурса, урегулирования множества споров — т.е. неопределённого количества сил, времени и средств.
![Вместо театрального бульвара с прогуливающейся в антрактах богемой город получил узкую запаркованную улицу без тротуара](https://n1s1.hsmedia.ru/81/53/0c/81530c19ec2faaaf455e450915d4341e/656x438_1:5593_26b5702a2bc53305f72ff6a4b3ce3650@1500x1000_0xXWC1YWor_9441662382633627131.jpg.webp)
Ожидать в здании открытия театра уже, вероятно, не стоит — хотя бы потому, что на его судьбу больше не может повлиять мэрия. По словам Александра Ложкина, какие-то переговоры о возврате его в муниципальную собственность велись, но успехом не увенчались.
Для торгового центра здание слишком мало, размышляет Игорь Поповский. «Нужно ставить антресоли, [искать] решения, которые, кстати, могут ещё и по нормам не пройти, — говорит архитектор. — В чистоте этот объект под аренду сделать сложно, а с реконструкцией возникает масса вопросов, которые надо решать. Людям легче новое построить, чем сюда войти».
Самое простое и самое логичное развитие событий, считает Назаров, — появление в недостроенном здании офисов необычного формата (всё-таки история, архитектура и купол над фойе обязывают). Впрочем, не исключает эксперт, возможно, у ГК «Отелит» уже есть концепция развития объекта, но раскрывать её в компании не спешат. Пока же, констатирует Игорь Поповский, прогнозы вряд ли можно назвать оптимистичными.
Лиза Пичугина
Фото Александра Ощепкова (1, 4, 6–8), с сайта nsk-kraeved.ru (2, 3), Веры Сальницкой (5)