Город «Дети говорят: "Вы красивая, люблю вас"»

«Дети говорят: "Вы красивая, люблю вас"»

Три воспитателя детсада из Новосибирска — о любви к чужим детям, современных родителях, сложностях и радостях работы и своей копеечной зарплате

Воспитательница из Новосибирска Елена Жаркова вошла в десятку лучших воспитателей России по итогам профессионального конкурса, который проходил в Санкт-Петербурге. В ближайшие семь лет, по подсчетам министерства труда области, эта профессия станет одной из самых востребованных в регионе. Оклад воспитателя высшей категории в Новосибирской области сейчас — не выше 10 тыс. руб., НГС.НОВОСТИ, продолжая традицию общаться с представителями разных профессий, поговорили с тремя воспитателями, не попавшими на конкурс (но оттого не менее хорошими!), которые рассказали, почему не меняют профессию, несмотря на маленький заработок, как завоевывают любовь детей и чего ждут от родителей.

Оксана Ворошилова, 36 лет, работает воспитателем больше 10 лет:

«Хотела быть учителем — очень нравилось, как они выглядят, говорят, мне казалось, что это совсем другой мир, к которому мне хотелось приобщиться. Закончила институт, пошла работать в школу. Но когда стала мамой, я не то что изменила мечте, я изменила мечту. Сначала было сложно создать такие условия, чтобы ребенок лег спать, не плакал, не вспоминал маму. Придумывала сердечки, наклейки для тех, кто засыпает быстрее всех, кому снятся самые чудесные сны.

Сложно каждый день общаться с родителями. Со временем поняла, что нужно ставить себя на их место. Какие претензии от родителей? Ну, например, на прогулку шарфик не так завязали, что-то недосохло, где-то не одели, почему не гуляли. Если говорить, мол, я за свою зарплату еще буду выслушивать, — это ошибочная позиция. Никогда не выстроишь отношения, если сразу поставить такую непробиваемую стену…

Я согласна, что, может быть, здесь материальные проблемы имеют место быть, но мне кажется, что сейчас как-то нас замечают, проводят какие-то конкурсы. Услышала однажды, как одна женщина в министерстве говорила: "Зарплата у нас хорошая, но маленькая".

Я думаю, что это профессия, которая имеет свой возраст. Невозможно работать, когда в душе уже ничего не осталось от детства.

Совсем у малышей я не работала, но приходилось как-то подменять коллегу. Это были непередаваемые ощущения. Когда они совсем малюсенькие, это прелесть. У них же у всех один вопрос — где моя мама, когда она придет. А когда смена декораций — то ты прилетела к ним пчелкой, то уже Баба-яга. Можно быть и белочкой, и зайчиком, и какой-то тетушкой Совой. Вот тогда они забывают про все беды и трудности. Чуть даешь слабину, просто выходишь переодеться, сразу чувствуешь, уже тон в группе меняется, начинается рев и т.д. А со старшими интереснейшие диалоги, они могут даже что-то посоветовать из своего опыта. Сейчас популярна игра "Майнкрафт", вот они рассказывают, что какой-то уровень невозможно пройти, если не сделаешь то-то и то-то.

Как-то один мальчик прочитал полное издание "Дядя Федор, пес и кот" и говорит: "Представляете, в мультике-то нет момента, где Печкин выбирал себе невесту". Но про книги, конечно, говорят не так часто.

У меня есть второе высшее образование, я логопед. И когда от ребенка, который толком не говорил, ты слышишь чистую, правильную речь, это трогает до слез.

Вы знаете, когда я вижу, что маму уже начинает, мягко говоря, трясти оттого, что ребенок упал в лужу, мне не стыдно подойти, сказать, что не нужно так реагировать. Это же такой возраст, когда ребенок — он вот весь ваш, он такое солнышко, он впитывает от вас всю информацию, все считывает, не сердитесь.

Вы потом будете вспоминать эту лужу и думать — Господи, что же я так ругалась. А вы знаете, нормально реагируют. Это же не язвительный укор — мол, не умеете воспитывать, а просто соучастие. Я сама не идеальная мама, могу выйти из себя.

Тогда говорю: "Дети, я не могу с вами разговаривать, потому что я закипаю, поговорим позже". Дети учатся только на нашем примере. Невозможно заставить их иметь порядок в шкафу, если он откроет ваш шкаф и увидит там бардак. Ну никак не приучите. Хотя фантики на диванах, крошки на подушках у всех бывают, и это счастье. Раньше я мечтала об одном, потом о другом, потом о третьем. Сейчас я хочу, чтобы было как можно меньше детей с тяжелыми заболеваниями. Хочу, чтобы эти дети были максимально счастливыми.

Как-то раз я возвращалась с собрания, думаю, все равно уроки с ребенком уже сделал папа. Решила позволить себе погулять хоть минут 10 у железнодорожного вокзала. Знаете, как в первый раз, думаю, как красиво, какой у нас чудесный город».

Любовь Олейник, 38 лет, работает воспитателем 12 лет:

«Начинала с младшего воспитателя — устроилась, чтобы сын здесь пошел в садик. Думала, сейчас отходим, потом пойду куда-нибудь дальше. Но понравилось, осталась. Закончила колледж, затем поступила в институт. Сложно было с бумагами — Минобр что-то придумывает, придумывает, мы подстраиваемся. Каждый день пишем планы — в любой момент могут прийти и посмотреть их, проверить заведующую. Но если рука набита, уходит полчаса, не больше.

Встаю в половине шестого, потому что в 7 у меня уже ребятишки в группе. Вечером должны забрать до семи, но родители могут прийти и в 15 минут восьмого. Знаете, родителям даже бывает не стыдно, что они пришли поздно. Я понимаю, что пробки и так далее, но у меня тоже семья. Воспитатель стоит с ребенком ждет, а потом просто пожмет плечами.

Когда дети улыбаются, скучают, бегут к тебе, — очень приятно, привыкаю. Не знаю, плохо или хорошо, но эмоциональное выгорание тоже имеет место быть. Труд наш почему-то не сильно ценится, даже не знаю почему. Какая зарплата? Оклад — 9200, так в среднем получается тысяч 15–18, может, чуть больше со всеми надбавками, премиями.

Однажды у ребенка в группе была травма, руку сломал. Он запнулся, потому что были рваные сандалики — подошва оторвалась. Сильно переживала, хотя была вина родителей, которым не раз говорили заменить обувь.

Иногда слышу, как дети матерятся, они ведь из дома принесут все что хотите. Мне кажется, мы уже все знаем про их родителей, бабушек, дедушек. Играют в ролевые игры, например, сидят на кухне с посудкой — там и пиво пьют, и водку, самогонку, все знают.

Бывает, натягиваешь, натягиваешь ребенку эти колготки, а они же тяжело тянутся. И вот только натянула, а он говорит: "Это же не мои колготки".

Да, родители дарят подарки. Я говорю — мне так неудобно. Но дарят же все равно. На выпускной был подарок — сертификат в "Посуда Центр" на 2 тыс. руб. Я немного добавила, купила посуду.

В 3–4 года дети интересуются уже своими половыми органами, спрашивают, почему тут так, а тут эдак. Объясняем, говорим родителям, что нужно разговаривать с детьми. Не все прислушиваются. Многие воспринимают какие-то советы по воспитанию как вызов, как претензию. А я ведь никаких претензий не предъявляю. Мы учим детей договариваться, играем в такие игры, создаем ситуации, из которых нужно выйти без драки. А родители учат так — надо давать сдачи, дерись. Он тебя ударил, ты его тоже...

Я все время говорю родителям — спрашивайте у меня, если что-то не так. Но в последние три года и не только в нашем садике родители сразу идут писать заявление в мэрию, причем анонимно. Например, по СанПиН детям можно давать сосиски раз в месяц. Сразу написали в администрацию, что кормят сосисками. Говорят — мы дома сосиски едим, еще и в садике будем?

Желания уйти не было, ни разу даже не задумывалась. Мне муж постоянно говорит: что ты сидишь там в этом саду с такой зарплатой. А дети говорят — вы красивая, люблю вас. Мне это нравится».

Татьяна Кравченко, 48 лет, работает воспитателем 28 лет:

«Почему воспитатель? Мама была примером, хоть она была и учителем. Я попробовала работать в школе, но потом решила, что все-таки детский сад. Конечно, были проблемы, бессонные ночи, переживала о занятиях, мероприятиях, какая-то чрезмерная ответственность. Работаю уже 28 лет. Самое сложное было найти контакт с родителями. Но потом поняла, что нужно давать больше поручений, вовлекать их в жизнь детского сада. На собрании говорю, что смех — это хорошо, продлевает жизнь. Нужно с детьми разговаривать, общаться, смеяться. Думаю, родители меня слышат, но с ними стало сложнее. Может быть, занятость, другой ритм жизни — рано привозят, поздно забирают.

Были такие моменты, хотелось все бросить. Потом остынешь. Ночь прошла — думаю, куда же больше, да никуда. Я больше не представляю ничего. Больше нигде на работала. Частной няней — нет, не хочу.

Тогда ко мне будет другое отношение, не тот статус. Сильно привыкаю к детям, скучаю. В отпуске отдохнешь немного, потом уже хочется снова увидеть, побыть вместе. Но все-таки свои дети и воспитанники идут параллельно. 1 сентября пришел Сергей Анатольевич, привел свою дочь Дарью. Он смотрит на меня, а я на него. Говорю: "Сереж, ты?". Он: "Я, Татьяна Александровна". После детского сада мы с ним увиделись, получается, только через 20 с лишним лет. Узнала и сразу вспомнился случай. Медсестра должна была за ним зайти на прививку — тогда детей водили в поликлинику. Говорю: "Сережа, одевайся". Провожу занятие, а сама посматриваю. Слышу, дверь хлопнула, я подумала, что медсестра его забрала. А он сбежал к маме. Ну и все — мне плохо, мы детей оставляем с помощником, выскакиваем на улицу. Мама ведет его за шкирку, ругает. Он: "Я прививок боюсь". А взрослый сказал, что такого не помнит.

У нас сейчас дети стали, можно так сказать, неуклюжими, физически я имею в виду.

Но это мое мнение. Мы привозим их на машинах, на машинах увозим. Раньше дети босиком бегали, теперь родители боятся — то грибок будет, то еще что-то. Через заборы лазали, штаны рвали, платья рвали.. Сейчас — не ходи, не упади. Наблюдала недавно — мама ведет ребенка по улице. Он шел впереди, поскользнулся, упал. Она его так отчитала, а я думаю: ну и что, что упал, поднимется, второй раз будет осторожнее. А мы не даем поскользнуться, упасть.

Мне кажется, школе немножко больше уделяют внимания — ремонты, зарплаты и т.д. Хочется больше пособий для работы с детьми. Рада, что родители добровольно и безвозмездно приносят даже мебель, коврики. Да, можно сказать, что воспитатели — своего рода фанаты, но их становится все меньше. Кто-то приходит временно, до того момента, когда находится более удобный вариант по зарплате.

Конечно, дети разные, но неуправляемых нет. Иногда утром дети приходят со слезами — видимо, был конфликт дома, смотрю — мама не в настроении и т.д. Нужно и обнять ребенка, дать какое-то поручение. Бывает, трогают до слез — подходят, обнимают, говорят, что любят.

Самые главные качества воспитателя — доброта и требовательность: как к ребенку, так и к родителям. Если мы учимся убирать игрушки — это не единовременная прихоть, а должно быть каждый день. То, что мы делаем в детском саду, хочется, чтобы закрепляли дома. Родители спрашивают — как он здесь, убирает игрушки? Убирает. А дома не заставишь.

У меня есть поощрение — звездочки. Говорю: "Ваня, как ты хорошо сегодня убрал кубики, я тебе дам сегодня даже две звезды. Никто так не складывал". Смотришь, другие побежали — помогают. Недавно мы учили гимн России. Выучили первый столбик, потом предложила детям послушать дома. У меня есть два мальчика-близнеца. Мама говорит, что теперь каждый вечер перед сном они просят его поставить. А утром у них дедушка включает.

Не хочу никаких подвижек по карьерной лестнице, хочу работать с детьми. Время покажет, но пока нет.

Да, обидно, что у нас такие зарплаты. Я воспитатель высшей категории, у меня оклад 9 с копеечками. Есть еще стимулирующие, премии, от многого зависит. Когда пришла работать 28 лет назад, встала в очередь на квартиру, но так ее и не заработала, льготу убрали. Хотелось бы в отпуск — отдохнуть и поправить свое здоровье, например поехать в санаторий. За границей не была, хотя нет, была, Украина же тоже считается заграницей.

Встаю в 5. Во сколько ложусь? (Смеется.) Меня даже Любовь Юрьевна (заведующая) ругала. В половине второго, в час. Не хватает, но спасает кофе. Сова — не сова, иногда мне кажется, что я уже не знаю, кто я. (Смеется.) Сейчас работаю с 7 до 19 уже месяц, потому что пока нет второго воспитателя. Прихожу даже немножко раньше семи, потому что нужно проветрить группу, протереть полочки, игрушки, написать меню, чтобы родители ознакомились. Ведь может какой-то продукт, который ребенку нельзя, нужно, чтобы мы знали.

У старшей группы прием ведется на улице, поэтому до –20 в 7 утра мы уже гуляем, собираемся. Когда снег, берем лопатки, чистим. У нас воспитатели — и дворники, и садовники, и плотники, и все на свете. Спасибо родителям — они меня увидят с лопатой, жалеют, подходят, помогают — папы, мамы и даже бабушки.

В профессии остаются те, кто ее любит, ну или те, кто больше ничего не умеет. Но это шутка, конечно. Вот какой, например, из меня продавец или еще кто-то? Просто я на своем месте. Я даже из группы никуда не хочу уходить. Хочу лишь поправить здоровье и счастья в личной жизни, а так все хорошо». (Смеется.)

Анна Богданова
Фото автора (1, 2, 5, 6), Густаво Веласкеса (3, 4)
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
251
Форумы
ТОП 5
Мнение
«Копай и собирай мешки бесконечно»: неравнодушная россиянка поехала волонтером в Анапу и показала масштабы трагедии без прикрас
Дарья
Мнение
«Зовите командира, я научу его летать». Бортпроводник — о самых неприятных пассажирах
Кирилл Фрош
Мнение
«Сердце стучало в ребра». Как россиянин 20 лет пил энергетики и вдруг перестал — может, последуете его примеру?
Анонимный автор
Автор предпочел остаться неизвестным
Мнение
«О скидке договориться можно»: новосибирский девелопер — о падении рынка новостроек и будущем жилищного строительства
Валентин Тиунов
Директор девелоперской компании «Система»
Мнение
«Зачем тогда спрашивать?»: мэрия Новосибирска попросила у горожан предложений по парку Усть-Тула — и отклонила все
Олеся Гречко
Рекомендуем
Знакомства
Объявления