На Алтае школьник заразился бубонной чумой — страшным заболеванием, в Средние века выкосившим миллионы людей от Европы до Китая. На этот раз жертвой чумных микробов стал 10-летний алтайский мальчик Эзен, который приехал к бабушке в небольшое село Мухор-Тархата и решил помочь дедушке, который разделывал только что пойманного сурка. Именно эти грызуны переносят смертельно опасную болезнь — после заражения мальчика Минздрав РФ пообещал полностью уничтожить сурков на территории одного района. Корреспондент НГС.НОВОСТИ узнал подробности страшного случая на каникулах и выяснил, как новосибирскому туристу не подцепить смертельно опасную болезнь.
Справка: Кош-Агачский район — самый южный район Республики Алтай, граничащий с Монголией, Китаем и Казахстаном. Популярное место у любителей активного туризма — многочисленные базы отдыха находятся в 800–900 км от Новосибирска по Чуйскому тракту.
На Алтае в Кош-Агачском районе 10-летний мальчик заразился одной из самых страшных болезней за всю историю человечества — бубонной чумой. Информацию подтвердили в Управлении Роспотребнадзора по Республике Алтай и в Кош-Агачской центральной районной больнице. В среду, 13 июля, в больницу из небольшого (800 жителей) горноалтайского села Мухор-Тархата привезли 10-летнего мальчика Эзена с температурой 39,6. Ребенка тут же поместили в инфекционное отделение и взяли все необходимые анализы. Опасения врачей подтвердились:
Как пояснили в Управлении Роспотребнадзора по Республике Алтай, чумная инфекция проникает в лимфоузлы, они увеличиваются, превращаясь в большие страшные шишки-бубоны на теле — отсюда и название «бубонная чума». Здорового человека зараза убивает за несколько дней. При этом первые симптомы заболевания могут появиться не сразу, а в течение ближайших двух суток после заражения. Пациенты сперва чувствуют сильный озноб, быстрое повышение температуры до 38–40 градусов, резкую головную боль, головокружение, к которым позже добавляются нарушение сознания, бессонница, бред, иногда рвота. При своевременном лечении вероятность гибели пациента снижается до 5–10 %.
В случае с мальчиком Эзеном все было сделано оперативно — сейчас угрозы жизни ребенка нет, уверены врачи. По уточнению Роспотребнадзора,
ребенок заразился в гостях у бабушки. Дед позвал внука помогать разделывать пойманных сурков, и зараженная кровь животного через ранку на ладони попала в организм.
По данным пресс-центра правительства Республики Алтай, в Кош-Агачском районе зараженные чумой блохи живут на сурках и прочих грызунах с 1950-х годов — хотя травили их за это время бесчисленное число раз. В последние же несколько лет ситуация обострилась из-за того, что в соседней Монголии идет повальная эпидемия чумы среди диких грызунов, и, как следствие, растет процент заболевших животных в приграничных южных территориях Республики Алтай. Люди здесь заражаются чумой по одной и той же схеме — либо во время охоты на сурков, либо по неосторожности ранят пальцы, снимая шкурки со зверьков.
Жители Кош-Агача рассказали корреспонденту НГС.НОВОСТИ, что отказаться от опасного промысла местные не хотят. «Всем забавно их ловить. Кроме того, мясо сурков едят. Просто здесь у некоторых людей нет денег на еду. Поэтому и ловят их, чтобы не голодать», — считает местная жительница Жанерке. «Мясо сурка, говорят, очень мягкое и вкусное, а сурочий жир используют для лечения сильного кашля, бронхита», — вторит ей Тогжан. «Сурков ловят не в селе, а уходят в горы, где люди не живут. Шкурки сдирают, обделывают, и потом шьют шапки, жилеты на зиму, куртки. Сами носят и продают, как правило, по дороге на перевале Чике-Таман», — добавляет их односельчанин Есберген.
Как сообщила в пятницу, 15 июля, пресс-служба Минздрава России, в селах Кош-Агач и Мухор-Тархата в ближайшие дни начнется сплошная дератизация — т.е. тотальная травля сурков и других диких грызунов.
По словам владельца кош-агачской базы отдыха «Тулпар» Ханбарбека Увалинова, каждый пятый отдыхающий у него — из Новосибирска. Недельное проживание в домике на четверых на этой базе отдыха стоит 14 тыс. руб., но господин Увалинов уверен, что цену скидывать не придется, так как вспышка чумы к туристам не имеет никакого отношения. «Чуму у нас переносят именно сурки. Но ближайшие сурки живут от базы в 50 км, и сами они никогда к людям не выходят. Охота на сурков в республике под запретом, но некоторые местные так сильно любят сурочье мясо, что все равно их ловят. Просто не надо этого делать», — считает бизнесмен.
То, что «алтайская бубонная чума» аккуратному туристу не страшна, автору подтвердил и новосибирский путешественник Виктор Борзенко: «Мы в этот раз ездили в Джазатор, там местность горно-таежная, в отличие от Чуйской степи в Кош-Агаче, и никто этот вопрос там не поднимал. [Судя] по прошлым поездкам, для туристов эта проблема была неактуальна — в основном для местных жителей».
Врач-инфекционист высшей категории, замглавврача городской инфекционной больницы № 1 Лариса Вовней говорит, что в Новосибирской области чуму не регистрировали уже многие десятилетия.
«В настоящее время в развитых странах заболеваемость чумой отсутствует, поэтому основные профилактические мероприятия направлены на исключение завоза возбудителя из эпидемиологически опасных регионов и санацию природных очагов», — уточняет специалист. Всем, кто отправляется отдыхать на Алтай, врач советует соблюдать личную гигиену и исключить контакт с грызунами и верблюдами. А также использовать профилактические средства от укусов насекомых и употреблять в пищу доброкачественные продукты.
Андрей Ткачук
Фото Astrid Gast (Essentials/iStock)