Главный архитектор Новосибирска Владимир Фефелов уволен со своего поста «в связи с достижением предельного возраста». Господин Фефелов с 2009 года занимал должность главного архитектора, на которой он сменил Валерия Арбатского. Будучи главным архитектором города, Владимир Фефелов мечтал как можно больше строить под землей (преимущественно парковки) и признавался в нелюбви к хай-теку и прочим футуристичным стилям. Корреспондент НГС.НОВОСТИ встретилась с Владимиром Фефеловым, чтобы подвести итог его работы и поговорить о том, как меняется Новосибирск.
Справка: Фефелов Владимир Васильевич — окончил в 1978 году НИСИ (ныне НГАСУ (Сибстрин)) по специальности «архитектура»; работал в проектном институте «Сибгипротранс» и ОАО «Новосибирский государственный проектный институт». По проектам мастерской Владимира Фефелова в Новосибирске построены бизнес-центр «Гринвич» и отель Marriott. Главный архитектор Новосибирска с июня 2009 года до февраля 2016-го.
Какими зданиями, построенными в городе за тот период, когда вы были главным архитектором, вы довольны?
Например, здание на Октябрьской магистрали, которое победило в конкурсе «Золотая капитель» (бизнес-центр «Кокон». — Е.П.). Появился отель «Марриотт» по проекту, который я и мои коллеги делали в 2007 году, — и с тех пор он просто лежал, и в итоге строили его без меня, и ввели в эксплуатацию в 2013 году.
Как бы вы подвели итоги своей работы в качестве главного архитектора Новосибирска?
Была системная серьезная работа по разработке градостоительной документации. В настоящее время земельные участки, перспективное назначение которых не определено, в городе отсутствуют. Мы практически закончили все проекты планировок, кроме двух — Лесоперевалки и Затона. Но это весьма сложные территории: исторически сложившаяся индивидуальная застройка попадает в зону подтопления. Мы не можем там что-либо размещать без значительных инженерных затрат — строительства дамбы, например. В то же время это — чрезвычайно ценная в градостроительном отношении территория, приближенная к историческому ядру, хорошо связанная с центром.
Много работы проведено по развитию парковочных пространств, по устройству перехватывающих парковок. Реализация этих проектов не соответствует ожиданиям, но все-таки где-то — в частности, на площади Маркса, — они в этот период появились. Но проблема, которая так и осталась, — строительство подземных парковок, особенно в центре города. Тут есть перспективы: эти вопросы можно решать с привлечением частного капитала, и вроде бы эта схема уже отработана.
Я удовлетворен тем, что не стало осуществляться строительство громадного торгового центра на месте [ДК] «Сибсельмаша». В том виде, в котором он предлагался, — это окончательно разбило бы площадь Маркса.
Именно сейчас мы начали прорабатывать правила, определяющие параметры плотности застройки, количество машино-мест и другие параметры, от которых зависит качество среды. И работа над этим будет вестись — со мной или без меня.
Вообще, если говорить о плотности и точечной застройке, то Новосибирск — не столько плотно застроенная, сколько бестолковая среда, грубо говоря. Слишком много мусора и паразитных построек типа металлических гаражей, бессистемных зеленых насаждений.
Вы имеете в виду, что в Новосибирске есть лишние зеленые насаждения?
Озеленение необходимо, но это должна быть организованная система. В том же Академгородке (объявленном охранной зоной для защиты лесов. — Е.П.) те регламенты, которые предлагаются, станут тормозом для развития района.
В каких случаях вы были согласны с «зелеными»?
По Нарымскому скверу, например. Отказались от стройки, и слава богу.
Какие нереализованные проекты вам жаль?
Нереализованных масса. Болевая точка — тот же Сухой лог. Мы приходим на пересечении Дуси Ковальчук и Ипподромской в транспортный тупик, и рано или поздно, несмотря на то что это колоссальные вложения, там потребуется подземная магистраль. В СССР в 1970-е была сделана ставка на укрупнение кварталов, на магистрали. И так мы лишились обычной капиллярной дорожной сети, которая существует при застройке кварталами, как, например, в Барселоне. А ставка на магистрали… не скажу, что она совсем тупиковая, но их надо развивать.
И очень жаль красивый немецкий проект областной библиотеки! (предлагавшийся в 2011 году немецкой компанией Tilke GmbH проект 11-этажной библиотеки в виде стопки книг. — Е.П.) Жаль, когда достойные проекты в итоге не реализуются в полной мере. В качестве примера — ТРЦ «Галерея "Новосибирск"». Я видел эскизный проект, который рисовали англичане. Он был гораздо интереснее, другой фасад, парковка на этаж больше. Должна была быть подземная парковка под Центральным рынком — но рынок и им не дал, и сам толком ничего не сделал.
Как скажется этот кризис на будущем облике города?
Проблема в том, что кризисы заканчиваются, но к этому моменту со ссылками на кризис уже появляются страшные здания, сделанные по принципу максимального удешевления, и стоят еще долго.
Сейчас я жду колоссальных проблем с реконструкцией старых зданий.
Сейчас эти здания — на площади Калинина, например, на привокзальной площади, — требуют ремонта. И в частности — надо реставрировать украшения, барельефы, балконы. Но собственники могут решить, что проще все это убрать и выложить керамической плиткой. Мне уже такие проекты приносили! Думаете, легко с этим бороться?
Приходится общаться, беседовать, — и очень часто в итоге встречаешь понимание. Красота, презентабельность дома — это, вообще-то, составляющая цены.
То есть главный архитектор в таких случаях может влиять только беседой и убеждением?
По сути, да. В строительстве тоже — на своем участке ты можешь строить все, что не противоречит правилам. Ничто не ограничивает стилистику. Отсюда все и происходит.
Сейчас мы видим в новостях, как в Москве за ночь сносят торговые павильоны, а в Новосибирске тем временем разворачивается история с людьми, которые купили квартиры в незаконном трехэтажном доме и теперь его должны снести. По вашим прогнозам, может ли в Новосибирске произойти такой же масштабный и внезапный снос незаконных построек, как в Москве?
В Москве люди говорят, что это совершенно законные постройки, но это не так. У них были разрешения на временные сооружения, а эти сооружения обросли, приросли и превратились в капитальные. И у нас точно так же существует масса объектов, которые из временных стали трехэтажными.
Например?
Не скажу.
Вокруг Центрального рынка?
Центральный рынок вообще не выдерживает никакой критики и с точки зрения парковки, и с точки зрения противопожарной безопасности.
Что касается сносов, то я не буду тут ничего прогнозировать. Рано или поздно что-то подобное произойдет. Когда под видом индивидуального дома строят трехэтажный муравейник… каково соседям?
Как, на ваш взгляд, будет выглядеть Новосибирск через 15–20 лет при лучшем и худшем сценариях развития?
Это без меня. Я сейчас буду рыбалкой заниматься. Подледным ловом. А по вопросу… У меня есть фильм, снятый лет 30 назад, в котором тогдашние боссы архитектуры обсуждают такой же вопрос и жалуются на несоответствие своих желаний и реальности. Прошло 30 лет — и что-то ведь действительно стало лучше. Тогда ведь кроме типового панельного вообще практически ничего не строилось. Любое отступление от типового проекта надо было согласовывать в Москве. Поэтому, например, у нас несколько одинаковых цирков, в Новосибирске цирк, например, такой же, как в Донецке. О жилье я и не говорю, в «Иронии судьбы» все сказано.
Теперь же появились хотя бы отдельные достойные жилые здания. По Шамшиных, например, едешь… там есть такие интересные, пластичные, современные дома. Или, например, «Европейский Берег» на Большевистской.
У нас теперь другие масштабы — в советское время построить многоэтажное здание было просто технически нельзя: имеющийся в Новосибирске кирпич не подходил, а каркасные строить выше 10 этажей тоже было невозможно. Куча ограничений в отделке.
Семьдесят лет, получается, строили серятину.
В худшем случае, если кризис не кончится, будет то же, что сейчас происходит: экономия на отделке, на благоустройстве, отсутствие развития транспортной сети.
Если бы у вас была возможность снести в Новосибирске все что угодно — что вы бы снесли?
О, это мне надо подумать. Трудно ответить. Во-первых, я привык строить, а не сносить. Во-вторых, такого очень много. Даже если просто проехаться по Красному. Вот за Жданова (имеется в виду ДК «Энергия», ранее назывался ДК им. Жданова. — Е.П.), например, вылезла жилая высотка, 25 этажей, — и архитектура неправильная, и оно не на своем месте.
Елена Полякова
Фото автора