NGS
Погода

Сейчас+7°C

Сейчас в Новосибирске

Погода+7°

пасмурно, без осадков

ощущается как +2

4 м/c,

с-в.

759мм 40%
Подробнее
2 Пробки
USD 92,13
EUR 98,71
Реклама
Город Ликвидация магистрали (фоторепортаж)

Ликвидация магистрали (фоторепортаж)

Новосибирск лишают улицы в центре — с нее начался город, она была знаменита публичными домами, ее прятали от президента США и полвека мечтали превратить в сквер

Название «Каменская магистраль» сочли неудобным для навигации; против него голосовало 83 % из нескольких сотен новосибирцев, принявших участие в опросе на муниципальном портале. Название отсутствовало в Едином реестре адресных наименований города Новосибирска. Стоящие вдоль магистрали здания имеют адреса пересекающих ее улиц: переименование не побеспокоит собственников и арендаторов.

Каменская магистраль исчезнет с карт Новосибирска, решила 6 апреля комиссия по наименованиям мэрии Новосибирска. Дорога от Большевистской до Фрунзе официально становится частью Ипподромской. Речке Каменке не повезло уже второй раз: сначала — когда в начале 1960-х выбирали, либо загнать реку в трубу, либо обустроить ее набережными, и первый вариант победил. Еще полвека Каменка просуществовала в центре города в виде метафорической реки — магистрали, повторяющей очертаниями спрятанное под землей русло. Корреспонденты НГС.НОВОСТИ воспользовались поводом прогуляться вдоль исчезающей улицы по району одновременно историческому и бурно развивающемуся — а оттого полному контрастов.

Теперь Ипподромская начинается от Южной площади и «Мегаса». Таксист, везущий корреспондентов НГС.НОВОСТИ, одобряет: «Не то чтобы мне мешало название. Но само собой вытекает называть Ипподромской. Вы когда-нибудь слышали, чтобы кто-то говорил: поедем через Каменскую? Все говорят: поедем через Ипподромскую».
«Название "Каменская" соответствует топонимике и ментальному восприятию поймы реки как речного пространства», — возражает архитектор Игорь Поповский, сетуя, что теперь замытая под магистралью речка Каменка совсем исчезнет из памяти горожан. Впрочем, остаются улица Каменская, Каменское шоссе и село Каменка.
В самом начале Каменской магистрали корреспонденты НГС.НОВОСТИ делают шаг в сторону — и попадают в исторический квартал: от Каменской ответвляется ул. Инская, никогда не знавшая ни переименований, ни асфальта. Бóльшая часть ее застройки — дореволюционные деревянные домики, многие — с резными наличниками.
В дореволюционном Ново-Николаевске Инская была, по сути дела, кварталом красных фонарей — здесь работало сразу несколько публичных домов. Здания некоторых сохранились (на фото).
Будь старинная Инская отреставрирована и ухожена — она бы стала одним из самых открыточных видов Новосибирска. Но улица пребывает в страшном запустении: кругом стихийные свалки, а большинство домов полуразрушены.
Когда-то Новосибирск наиболее бурно развивался именно поближе к Каменке. В конце XIX века землянки и бараки, в которых селились стянувшиеся к железной дороге рабочие, торговцы и авантюристы, строились на берегу Каменки сотнями. В начале ХХ века на реке крутились мельницы, в реке ловили рыбу и полоскали белье, из нее же брали воду для питья.
На открытках первой половины прошлого века можно видеть адреса вроде «Правый берег Каменки, дом номер…»; Закаменским изначально назывался Октябрьский район. К середине ХХ века берега Каменки превратились в гигантские трущобы. На картинах знаменитого новосибирского художника Николая Грицюка, запечатлевшего «Каменские домики», — море прилепленных друг к другу избушек. Говорят, здесь можно было передвигаться, перешагивая с крыши на крышу.
Во время визита вице-президента США Ричарда Никсона в 1959 году каменские фавелы и загрязненную нечистотами речку пытались спрятать за деревянными щитами, но американская делегация все равно их заметила. По легенде, именно это и решило судьбу позорной речки: в 1960-е ее начали замывать, а обитателей «нахаловки» переселили на Затулинку, спровоцировав уличную войну молодежных группировок. Загнанная же под Каменскую магистраль река Каменка открыто течет через частный сектор Дзержинского района и уходит в подземный коллектор возле гаражей на ул. Лежена.
Обсуждался альтернативный вариант: расчистить и облагородить речку, обустроив ее каскадами и набережными. Если бы он взял верх, эти места стали бы привлекательными для жизни и досуга горожан на полвека раньше — а так район перестал быть глухим только в XXI веке, когда частный сектор сменили новостройки, а местом прогулок горожан стал ТРЦ «Аура».
Окрестности Каменской (а в еще большей степени Октябрьской) магистрали — быстрее всего растущий в высоту район города, стремительно застраиваемый зданиями самого разнообразного вида. Шевченковский жилмассив, например, имеет комическое сходство с руинами какой-либо древней, не слишком архитектурно изобретательной цивилизации. Чуть ниже, возле метро «Октябрьская», под землей хранятся уже настоящие следы другой цивилизации: над Каменкой находилось поселение чатских татар XVI века, прозванное Чертовым городищем.
Вокруг пересечения Каменской и Октябрьской магистралей сейчас идет сразу несколько строек. На треугольнике между магистралями и Коммунистической возводят жилой комплекс из двух домов переменной этажности (до 30 этажей). Еще три небоскреба строятся на месте неофициального сквера в треугольнике магистралей и ул. Сибревкома. Когда-то власти планировали развить его до парковой зоны, но потом выставили на торги — под протесты движения «Искалеченный Новосибирск».
В свое время, как пишет Игорь Маранин в книге «Город-вестерн», — советский архитектор Борис Иофан, поучаствовавший в обсуждении судьбы Каменки на стороне тех, кто требовал ее убрать под землю, считал, что на месте замытой речки должна появиться зеленая зона. Этого не случилось.
Елена Полякова

Фото Ольги Бурлаковой, фото 3 и 8 — архивные
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления