Новосибирск лишают улицы в центре — с нее начался город, она была знаменита публичными домами, ее прятали от президента США и полвека мечтали превратить в сквер
Название «Каменская магистраль» сочли неудобным для навигации; против него голосовало 83 % из нескольких сотен новосибирцев, принявших участие в опросе на муниципальном портале. Название отсутствовало в Едином реестре адресных наименований города Новосибирска. Стоящие вдоль магистрали здания имеют адреса пересекающих ее улиц: переименование не побеспокоит собственников и арендаторов.
Каменская магистраль исчезнет с карт Новосибирска, решила 6 апреля комиссия по наименованиям мэрии Новосибирска. Дорога от Большевистской до Фрунзе официально становится частью Ипподромской. Речке Каменке не повезло уже второй раз: сначала — когда в начале 1960-х выбирали, либо загнать реку в трубу, либо обустроить ее набережными, и первый вариант победил. Еще полвека Каменка просуществовала в центре города в виде метафорической реки — магистрали, повторяющей очертаниями спрятанное под землей русло. Корреспонденты НГС.НОВОСТИ воспользовались поводом прогуляться вдоль исчезающей улицы по району одновременно историческому и бурно развивающемуся — а оттого полному контрастов.
Теперь Ипподромская начинается от Южной площади и «Мегаса». Таксист, везущий корреспондентов НГС.НОВОСТИ, одобряет: «Не то чтобы мне мешало название. Но само собой вытекает называть Ипподромской. Вы когда-нибудь слышали, чтобы кто-то говорил: поедем через Каменскую? Все говорят: поедем через Ипподромскую».
«Название "Каменская" соответствует топонимике и ментальному восприятию поймы реки как речного пространства», — возражает архитектор Игорь Поповский, сетуя, что теперь замытая под магистралью речка Каменка совсем исчезнет из памяти горожан. Впрочем, остаются улица Каменская, Каменское шоссе и село Каменка.
В самом начале Каменской магистрали корреспонденты НГС.НОВОСТИ делают шаг в сторону — и попадают в исторический квартал: от Каменской ответвляется ул. Инская, никогда не знавшая ни переименований, ни асфальта. Бóльшая часть ее застройки — дореволюционные деревянные домики, многие — с резными наличниками.
В дореволюционном Ново-Николаевске Инская была, по сути дела, кварталом красных фонарей — здесь работало сразу несколько публичных домов. Здания некоторых сохранились (на фото).
Будь старинная Инская отреставрирована и ухожена — она бы стала одним из самых открыточных видов Новосибирска. Но улица пребывает в страшном запустении: кругом стихийные свалки, а большинство домов полуразрушены.
Когда-то Новосибирск наиболее бурно развивался именно поближе к Каменке. В конце XIX века землянки и бараки, в которых селились стянувшиеся к железной дороге рабочие, торговцы и авантюристы, строились на берегу Каменки сотнями. В начале ХХ века на реке крутились мельницы, в реке ловили рыбу и полоскали белье, из нее же брали воду для питья.
На открытках первой половины прошлого века можно видеть адреса вроде «Правый берег Каменки, дом номер…»; Закаменским изначально назывался Октябрьский район. К середине ХХ века берега Каменки превратились в гигантские трущобы. На картинах знаменитого новосибирского художника Николая Грицюка, запечатлевшего «Каменские домики», — море прилепленных друг к другу избушек. Говорят, здесь можно было передвигаться, перешагивая с крыши на крышу.
Во время визита вице-президента США Ричарда Никсона в 1959 году каменские фавелы и загрязненную нечистотами речку пытались спрятать за деревянными щитами, но американская делегация все равно их заметила. По легенде, именно это и решило судьбу позорной речки: в 1960-е ее начали замывать, а обитателей «нахаловки» переселили на Затулинку, спровоцировав уличную войну молодежных группировок. Загнанная же под Каменскую магистраль река Каменка открыто течет через частный сектор Дзержинского района и уходит в подземный коллектор возле гаражей на ул. Лежена.
Обсуждался альтернативный вариант: расчистить и облагородить речку, обустроив ее каскадами и набережными. Если бы он взял верх, эти места стали бы привлекательными для жизни и досуга горожан на полвека раньше — а так район перестал быть глухим только в XXI веке, когда частный сектор сменили новостройки, а местом прогулок горожан стал ТРЦ «Аура».
Окрестности Каменской (а в еще большей степени Октябрьской) магистрали — быстрее всего растущий в высоту район города, стремительно застраиваемый зданиями самого разнообразного вида. Шевченковский жилмассив, например, имеет комическое сходство с руинами какой-либо древней, не слишком архитектурно изобретательной цивилизации. Чуть ниже, возле метро «Октябрьская», под землей хранятся уже настоящие следы другой цивилизации: над Каменкой находилось поселение чатских татар XVI века, прозванное Чертовым городищем.
Вокруг пересечения Каменской и Октябрьской магистралей сейчас идет сразу несколько строек. На треугольнике между магистралями и Коммунистической возводят жилой комплекс из двух домов переменной этажности (до 30 этажей). Еще три небоскреба строятся на месте неофициального сквера в треугольнике магистралей и ул. Сибревкома. Когда-то власти планировали развить его до парковой зоны, но потом выставили на торги — под протесты движения «Искалеченный Новосибирск».
В свое время, как пишет Игорь Маранин в книге «Город-вестерн», — советский архитектор Борис Иофан, поучаствовавший в обсуждении судьбы Каменки на стороне тех, кто требовал ее убрать под землю, считал, что на месте замытой речки должна появиться зеленая зона. Этого не случилось.
А мое детство с 1958г.(момент рождения) до 1966г (момент сноса дома) прошло по адресу- Левый берег Каменки.Никаких трущоб у нас не было. Все дома были отстроены в начале 50-х годов.Каменку переходили по мостику , чтобы выйти на остановку ул. Королева.Там были магазины , школа, поликлиника и т.д.Все время вспоминаю свое детство , проведенное там.И речка Каменка была еще чистая. В ней купались , ловили рыбу, возле речки взрослые садили капусту , чтобы ее можно было всегда полить.А какие были горки для катания зимой на санках.Короче есть , что вспомнить.
Гость
16 апреля 2015, 09:45
До 1976 года жил в районе речки каменки на улице военная горка 3 линия, там еще были Бийский конный спуск, Бийский пеший спуск. Конечно не так красиво было как на картине и в речке рыба не водилась, а водились стоки кирпичного завода и отходы жизни жителей. По крышам нельзя было ходить т.к. землянок не было, стояли как приличные по тем временам дома так и небольшие дома бараки. Застройка была достаточно хаотичной, но улицы просматривались однозначно, правда не по всем можно было проехать на автомобиле и даже мотоцикле и поэтому люди привозя уголь - дрова перетаскивали все на себе. Так называемый "капай город" был в районе библиотеки ГПНТБ и старого "Октябрьского рынка", вот там действительно можно было ходить по крышам "домов"