24-летняя новосибирская модель Мария Кочнева, участница конкурса красоты «Миссис Новосибирск International», объявила об акции «Социальное такси», в рамках которой вызвалась бесплатно возить пенсионеров и мам с детьми. Некоторые соперницы Марии — участницы этого же конкурса, заподозрили модель в обычном пиар-ходе, необходимом для успешного продвижения в конкурсе. Корреспондент НГС.НОВОСТИ решил разобраться, сколько здесь рекламы, а сколько искреннего желания осуществить безвозмездную помощь нуждающимся и действительно ли такси может быть «социальным»?
Справка: Кочнева Мария — профессиональная модель агентства Global Russian Models. В 2012 году стала «Мисс Европа Плюс». Замужем, муж спокойно относится к работе Марии, но не отпускает ее по работе в длительные зарубежные поездки.
24-летняя красавица, модель, в прошлом — «Мисс Европа Плюс-2012», Мария Кочнева заявила, что готова бесплатно возить на своей Honda Civic 2002 года пенсионеров и мам с детьми по заранее оформленным заявкам. Высказывание девушки совпало с участием в конкурсе красоты «Миссис Новосибирск International», который пройдет 25 марта, что послужило поводом для некоторых ее соперниц по конкурсу и горожан окрестить данное заявление пиаром. Правда, другие девушки поддержали Марию, уточнив, что и сами готовы пойти на такой же шаг.
Это можно было бы расценивать как пиар, если бы я впервые организовала такое и в рамках конкурса. А так я уже организовала, наверное, 6 подобных акций. Примерная периодичность — раз в 3 месяца. На Новый год мы с волонтерами собирали деньги, шоколадки, конфеты и дарили сладкие подарки всем пенсионерам на улицах города», — рассказала Мария.
Заявление о «социальном такси» девушка разместила на своей странице «ВКонтакте», после чего ее заметили СМИ, а дальше узнал город. То, что пенсионеры в основном не ходят в эту соцсеть, девушку не смущает: ведь у пожилых людей есть дети и внуки (возможно, без авто), кто и увидит это объявление и запишет своих родных в «очередь». Возить пенсионеров и инвалидов Мария готова 2-3 раза в неделю по всему городу, исключая, правда, сильно отдаленные районы — типа Академгородка.
По поводу мам с детьми произошла небольшая корректировка: их возить девушка не готова — нет детского автокресла, да и пенсионерам с инвалидами такие поездки нужнее, рассуждает Мария. Насчет собак, кошек и котов в салоне — вдруг пенсионеру захочется перевезти куда-нибудь своего питомца — ограничений нет.
Главное, чтобы животное чувствовало себя комфортно.
Пока девушка объявила об эксперименте до конца весны, но если она увидит, что такая услуга востребована, благотворительная акция обязательно будет продолжена.
В Новосибирске уже действует муниципальный проект с таким же названием — «Социальное такси» — для инвалидов, ветеранов и пенсионеров (старше 80 лет). Появилось оно в 2007 году, и ежегодно в конкурсе выбирается один перевозчик, который и осуществляет эту деятельность. Сейчас это компания «Гранд-Авто». Клиент платит 80 руб. (за час поездки), остальное перевозчику доплачивает бюджет Новосибирска.
«Предоставляется эта услуга только в рамках утвержденных мэрией лимитов. Сегодня лимит составляет около 150 поездок в день — на всех нуждающихся. Любой представитель льготной категории может воспользоваться этой услугой 3 раза в месяц, ребятишки — 4 раза. Если требуется больше поездок, например, на лечение к врачу, то пишется заявление», — объяснил директор МБУ «Ветеран» Дмитрий Плоских, отвечающий за реализацию городских социальных проектов (среди которых и «Социальное такси») и поддержавший начинание модели.
«В любом случае это хорошо. Даже если это пиар. Но мне ее жалко, девушки-таксисты — они все такие замученные, сильно устают. У нас в городе была служба «Леди-такси», я видел их», — заметил омский водитель маршрутки № 335 Артем Белозеров, который с прошлого года стал подвозить часть своих пассажиров бесплатно.
Наталья Карелина, завоевавшая в прошлом году титул «Вице-Миссис Россия International», сама не раз помогала молодым мамам с детьми — подвозила их до нужного места: «Если у тебя есть такая возможность, собственно говоря, ты и помогаешь тому, у кого такой возможности нет. Начинать можно и с малого. Я не знаю ни одного мецената, кто бы сразу начинал со строительства стадионов или детских домов. Все начинали с чего-то мелкого».
Ее поддержала и супруга миллиардера Игоря Кима, модель Евгения Мелешина, которая также не раз подвозила незнакомых людей, например, однажды довезла мужчину, упавшего на ул. Советская и сломавшего ногу, до травмпункта: «У нас люди привыкли, что все, чего ни коснись, сплошной пиар. А я считаю, что это лучше, чем ничего не делать. Каждый помогает в меру своих возможностей».
Тем не менее в связи с увеличением личного автотранспорта в Новосибирске желание бесплатно подвозить попутчиков у горожан проявляется все реже.
Один из бывших автостопщиков Михаил Крайнов вспоминает, что добираться на бесплатных попутках в черте города во времена СССР было проще — ждать в те годы приходилось не дольше, чем общественный транспорт. Сейчас же внутри городской черты, как уточнил другой автостопщик Дмитрий Михайлов, соглашается тебя подбросить до места только один из 7–10 остановившихся водителей. Правда, между городами водители подбирают автостопщиков так же охотно, как и в советские времена. И даже могут поделиться деньгами.
Илья Калинин
Фото Екатерины Калиневич