Новосибирский хореографический колледж получил новый корпус — строительство здания по адресу ул. Каменская, 36 продолжалось 32 года. Кроме учебных залов и общежития в здании поместился театр, который без преувеличения можно назвать самым красивым в Новосибирске. Красный бархат портьер, классическая лепнина и мрамор цвета кофе с фисташковым мороженым — в такой обстановке ученики колледжа впервые поднимутся на сцену. Сейчас бесплотные девушки и жилистые юноши танцуют по шесть часов в день, бинтуют стертые в кровь пальцы и снова берутся за станок, забыв о личной жизни, любимой еде и развлечениях. До выпуска доберутся единицы — одних разнесет в талии, у других не выдержит психика. Корреспонденты НГС.НОВОСТИ провели несколько часов в балетных классах и побеседовали с десятком балерин и танцоров, чтобы выяснить, ради чего они лишают себя лучших лет жизни.
Справка: Новосибирский хореографический колледж был создан в 1956 году как училище для подготовки артистов НГАТОиБ. В первые годы существования учебное заведение располагалось в двухэтажном здании на ул. Романова, 33. В последние 7 лет пост директора занимает Александр Василевский. В разные годы колледж окончили ведущие солисты НГАТОиБ Анна Жарова и Роман Полковников, солист Большого театра Семен Чудин.
В Новосибирский государственный балетный колледж поступают в 10-летнем возрасте (5-й класс) и заканчивают его в 18 лет (3-й курс). Сейчас в колледже около 160 учеников, по одному классу на каждом потоке. В этом году выпускается 13 человек — в начале обучения в этом классе было 35 человек. На пути к «финишу» их подкосил лишний вес, травмы и психологическая нагрузка. Ученики танцуют по 4–6 часов в день.
Колледж более 60 лет выпускает артистов балета. Половину этого срока — почти 33 года — в его дворе шла стройка. Новый корпус возводился на федеральные деньги — финансирование прекратилось в 1980 году. Бетонные конструкции простояли без движения десятки лет, но в 2008 году работа возобновилась. В итоге на месте уродливого остова выросло 4-этажное здание, которое на фоне серых корпусов выглядит как лишняя деталь конструктора. Корпус состоит из общежития, классов и театра.
Корреспонденты НГС.НОВОСТИ побывали в колледже одновременно с гостем из полпредства — главный федеральный инспектор по НСО Вадим Головко приехал узнать, как освоены бюджетные 200 млн.
В колледже легко столкнуться с японкой или китаянкой — сейчас здесь учится 12 иностранцев. Приезжие платят за стажировку около 1 тыс. евро в месяц. Гости охотно идут на эти траты: российское балетное образование ценится во всем мире, а новосибирский колледж считается одним из лучших. Сюда едут в основном с востока — из Японии, Кореи и Китая. Сейчас идут переговоры с претендентками из США и Мексики.
Балет предъявляет строгие требования — у танцовщицы должны быть длинные руки и ноги, небольшая голова на тонкой шее. Пропорциональность тела высчитывают по специальной формуле. Также оцениваются выворотность (способность развернуть наружу) стопы и строение тазобедренного сустава. Каждый год приемная комиссия отсматривает несколько десятков пятиклассников, балетным параметрам соответствуют единицы. «Это элитное и очень дорогое образование — один танцор обходится государству 1,5 млн руб. за 8 лет», — рассказал худрук колледжа Александр Шелемов.
Балерин каждую неделю взвешивают — за лишние килограммы могут отчислить. По негласному правилу, вес балерины не должен превышать 50 кг. «Еще 80 лет назад считалось, что балерина категорически не может быть выше 165 см, а сейчас есть коллективы, которые ищут девушек от 170 см — они тяжелее», — удивляется г-н Шелемов. По его словам, ведущие солисты уходят после 15 лет на сцене, остальные работают 20 лет, затем, как правило, идут в балетмейстеры.
В НГАТОиБ выпускники на первом этапе могут рассчитывать на зарплату около 20 тыс. руб., ведущие звезды получают от 120–130 тыс. В колледж постоянно приезжают «купцы», которые зовут молодых танцоров в свои театры. К получению диплома танцор или балерина обычно имеют по 3-4 предложения работы. Многие посылают записи выступлений в зарубежные труппы — их приглашали в королевский балет в Осло, «Юниверсал балли» в Сеуле, в театры Германии, Москвы и Санкт-Петербурга. Балерины выходят на пенсию в 38 лет.
Студентка выпускного класса Маша Машкина (в черной футболке) пришла на урок классической хореографии, несмотря на травму колена. На личную жизнь у балерин не хватает времени, но у Маши есть молодой человек — тоже артист. «Мы с ним вместе работали на банкете — иногда нас заказывают», — огорошила девушка корреспондента НГС.НОВОСТИ. Оказалось, что многие ученики старших курсов находят себе подработку в выходные — танцуют балетные партии на банкетах.
Девушка рассказала, что идею стать балериной 8 лет назад подкинула ей педагог из детской студии танцев. Ребенком она видела балетный мир в розовом цвете, в старших классах наступил переломный момент, накатила усталость. «Такой момент наступает у всех, и через него переступить, уйти из балета уже невозможно, ты просто в него влюбляешься. Многие балерины живут с этим до старости, говорят: балет — мой единственный муж», — рассуждает она.
В коридорах училища было непривычно тихо — мальчики пинали тряпичный мяч и чинно беседовали, а девочки хихикали и танцевали. Корреспондентам НГС.НОВОСТИ они рассказали, что станут знаменитыми балеринами. «Хочется слышать аплодисменты и чтобы цветы на сцену бросали!» — девочки говорили практически хором, успевая позировать перед фотоаппаратом.
14-летняя Елизавета приехала в Новосибирск из Санкт-Петербурга. Девочка много лет занималась художественной гимнастикой, но в училище ее приняли не сразу. Еще в детстве она твердо решила стать балериной — никто ее не заставлял. «Здесь живешь и работаешь только ради себя — чтобы тебя приняли потом в театр, взрослая жизнь начинается с первого класса. Я бы хотела в Большом танцевать или в Мариинке», — поделилась Елизавета.
8-классник Валерий живет в Новосибирске — балетом решил заняться, когда посмотрел «Жизель». Молодой человек посетовал на нехватку свободного времени — на свежем воздухе он бывает только пока идет от колледжа до остановки. О балете он рассуждает уважительно, но без девчачьего восторга: «Мне нравятся специальные предметы — строгая классика, нравятся костюмы, как это ни странно».
Ученики Артем, Иван и Демид не мечтали о балете с детства. «Мама сказала — иди, и я пошел», — признался один из юношей. Они пока не представляют, как сложится их карьера, но балетный мир уже все за них решил: мужчине-танцору практически всегда поступает больше предложений, рассказали балетмейстеры. Молодые люди, оглянувшись, нет ли за их спиной преподавателя, признались, что больше мечтают о футболе.
8 лет назад Ангелина вместе с мамой прилетела из Хабаровска, чтобы поступать в балетное училище. Через несколько лет ее семья купила квартиру в Новосибирске. Девушка признается, что устала и боится сделать неправильный выбор — не тот театр или не ту хореографию. По ее словам, «постоянная муштра» изнашивает тело и психику. Постоянно хочется сладкого или большой кусок мяса. Вопрос — для чего нужны такие трудности, заставил ее задуматься. «Столько лет потрачено, столько сил, крови и пота — эти годы не должны пройти впустую, я должна стать хорошим балетным артистом», — вздохнула она.
Маша просыпается в 6 часов утра и едет на учебу через весь город. Это не мешает ей искренне любить балет. «Когда что-то нравится, не смотришь на трудности, идешь к своей цели. А цель моя — достичь совершенства», — объяснила она. Совершенство, по ее словам, достигается постоянными тренировками и отказом от сладкого: до обеда можно съесть булку, а после — ни в коем случае.
«Так, девочки. Раз-два-три — плие, тур, фуэте, открыла. Тарам-пам-пам — батю — села в позу. Села, Катя, а не упала. Это что за калачи? Зад отклячен, как будто палку проглотила!» — балетмейстер Галина Николаевна перекрикивала звуки фортепиано. Иногда она вскакивала с кресла и подбегала к отстающим — толкала носочки и дергала за руки. Стороннему наблюдателю казалось, что девушки движутся на удивление слаженно и синхронно.
Корреспондент НГС.НОВОСТИ побеседовала с балетмейстером, когда класс опустел, — в ее голосе звучало гораздо больше теплоты. «Вы посмотрите на них — все красавицы, как на подбор, все воспитанные и вежливые. Не сравнить с простыми школами, там отвязные девицы, тошно смотреть. Им надо привыкать, закалять характер. Ведь это балет — он на всю жизнь дает запас прочности. Тут главное — самодисциплина, борьба с собой. Тебе лень — а ты танцуешь, нога не держится — стиснул зубы. И я считаю, что лучше нашей профессии нет, но и труднее, конечно, тоже».
Дарья Староверова
Фото Татьяны Кривенко