26-летняя Юлия Воронина — младший инспектор женской исправительной колонии № 9. В ноябре Юля стала первой вице-мисс конкурса красоты среди сотрудниц колоний и СИЗО Новосибирской области.
Среди сотрудниц колоний и СИЗО выбрали королеву красоты. 17 работниц учреждений уголовно-исправительной системы Новосибирской области приняли участие в региональном этапе Всероссийского конкурса «Мисс УИС». Победительницей стала инспектор отдела охраны, которая курирует других сотрудников. А вот первой вице-мисс признали настоящую надзирательницу, которая сутками находится в ШИЗО — штрафном изоляторе с особо строгими условиями содержания для нарушительниц режима. Корреспонденты НГС.НОВОСТИ пообщались с ней на службе — в самом страшном месте женской колонии.
В первый конкурсный день участницы сдавали нормативы по стрельбе и бегу, а также писали тесты на владение профессиональной информацией. Во второй — читали стихи, пели и танцевали в нарядах, сшитых собственными руками.
Соревнование отличалось от привычных конкурсов красоты: вместо дефиле в купальниках — сдача нормативов по плаванию. Юля участвовать в конкурсе не стремилась, ее попросили. «У нее такая очаровательная улыбка!» — умиляется замначальника колонии.
Юля пока рядовой — в колонии она работает чуть меньше года. До этого трудилась в миграционной службе, нотариальной конторе, кассиром в казино и продавцом спорттоваров. Окончила Томский юридический институт по уголовно-правовой специализации.
В колонию пошла, чтобы аттестоваться. Зачем? «Не знаю, почему-то хотелось». Может, тянуло подсознательно к службе: все-таки папа у нее военный, мама — медик. «Вначале часто снились сны, как заключенные ходят по улице строем», — признается Юля.
Юля несет службу на разных участках колонии — куда направит начальство. В день, в ночь или сутками. Визит корреспондентов НГС.НОВОСТИ застал прекрасную надзирательницу в ШИЗО.
Это штрафной изолятор, о нем осужденные говорят, испуганно расширяя глаза. За нарушения режима сюда помещают на 5 или 15 суток. Если нарушения систематические — можно угодить на полгода, тогда это уже СУОН (строгие условия отбывания наказания).
Вид в глазок внутрь камеры СУОН: можно курить прямо в комнате и смотреть телевизор. Правда, смотрят его только по графику. Интересная особенность — чтобы женщины не спали и даже не могли прилечь, кровати складываются, как полки в вагоне…
…и фиксируются вдоль стен. На полу или столе лежать тоже запрещено — за этим надзиратели следят через глазок. Это уже камера ШИЗО. Туалет расположен прямо тут: осужденные затыкают отверстие пластиковой бутылкой, чтобы не было запаха.
Кормят здесь прямо в камерах — при нас на обед давали суп и перловую кашу с мясом. «Я есть не буду». — «А что так?» — «Плáчу я». — «Ну покушай, возьми», — заботливо говорит Юля. С теми, кто не идет на конфликт, можно общаться как в обычной жизни.
Конечно, бывают и те, кто начинает грубить, но нахамить могут и в кассе, в магазине, замечает Юля. «Меня сначала считали практиканткой какой-то, серьезно не воспринимали», — призналась она. На вопрос, тяжело ли быть жесткой, робко пожимает плечами.
Юля следит за исполнением режима, в том числе — чтобы не было драк. Разнимать за год службы никого не приходилось. «А не страшно, что могут ударить?» — «Мне ни разу не было страшно, я не должна лезть в драку — при необходимости вызову дежурный наряд».
Яна в колонии уже четыре года. Осуждена за то, что вместе с матерью они убили Яниного отчима: «Он жил с нами 15 лет и… все было не очень хорошо». Мать Яны отбывает наказание в Свердловской области.
В ШИЗО сидят, как правило, по 1-2 человека в камере. На прогулки выводят индивидуально. Из формы — бордового халата — осужденная переодевается в уличную одежду, и ее заводят вот в такую коробку с сеткой сверху — прогулочный дворик.
«Друзья сначала переживали, а мама и сейчас — звонит после каждой смены. Но они видят, что со мной все в порядке, и вроде спокойны». Единственный человек, кто поддержал Юлю с выбором новой работы, — муж, с которым они вместе уже 7 лет.
Он работает вахтовым методом — два месяца на вахте, месяц тут. Во время его отпуска молодые супруги стараются выехать на море — были в Таиланде и в Турции. «Море — это то, что я люблю больше всего», — мечтательно признается красавица.
Материал подготовили Зинаида Кузнецова и Татьяна Кривенко, фото 1–3 предоставлены пресс-службой ГУФСИН по НСО