На улицу Бориса Богаткова второй раз за неделю обрушилось несчастье. 16 сентября седан Subaru Legacy нырнул в разрытый туннель теплотрассы, а на следующий день в старой панельно-кирпичной девятиэтажке рухнула крыша — случилось это после работ по реконструкции кровли. В результате происшествия чудом никто не погиб и не пострадал, точная причина аварии сейчас выясняется экспертами. Скорее всего, решающими оказались сразу несколько факторов — изношенность верхних плит перекрытия, некачественная работа кровельщиков и изначальный брак, допущенный при строительстве дома 40 лет назад. Коммунальщики не считают этот конкретный случай типичным, однако, негативно оценивая состояние кровель у панельных девятиэтажек, прогнозируют дальнейшие разрушения.
Живописные развалины на крыше дома по улице Бориса Богаткова, 163/8 видно всем проезжающим мимо — на девятом этаже над одним из балконов зияет пустота. Внизу, на земле, валяются три огромные плиты и обломки кирпича. Дом, который постигло несчастье, не такой старый: он был построен в 1972 году — силами солдат стройбата, как утверждают старожилы. Несмотря на то что в техпаспорте обозначено всего 33 % износа, подъезды в доме запущенные, потрескавшиеся, в них пахнет доисторической сыростью.
«В понедельник вечером я услышала громкий удар», — рассказывает пожилая женщина, обитательница 9-го этажа. По ее словам, сначала обрушилась часть кирпичной кладки, а потом верхняя плита упала на пол технического этажа (получердака): «А через час приехали из МЧС, всех жителей последних этажей эвакуировали. Мы все стояли во дворе и ждали».
Прокомментировать причину обрушения и сопутствующие обстоятельства наотрез отказалась администрация Октябрьского района, руководство управляющей компании ЖХ Октябрьского района, в ведении которой находился ремонт дома, а также Олег Князев, директор компании-подрядчика ООО «ОК-Строй», осуществлявшей ремонт кровли. Известно, что УК и подрядчик взяли на себя финансовую ответственность, чтобы исправить последствия аварии.
Начальник департамента по чрезвычайным ситуациям и мобилизационной работе мэрии Данияр Сафиуллин дал предварительное объяснение:
Из разговора с жильцами картина вырисовалась такая. Управляющая компания 8 сентября принялась за ремонт кровли, износ которой составил около 60 %, — в этот день с крыши сняли рубероид и приостановили работы. Пошли дожди, и вода стала просачиваться в квартиры мощными струями, а из квартир — на лестничные площадки. Через какое-то время на крышу были подняты щебенка и цемент, и над первым подъездом (там потоп был самый катастрофический) бригада гастарбайтеров, пользуясь колуном и ломами, сделала стяжку толщиной 2–5 см.
«Все говорят, что плиты провалились на технический этаж из-за перегруза, — восклицает старшая по дому Любовь Даньшина. — Однако на деле сказались долбежка ломами, износ плит и некачественная укладка кирпичей и плит еще во время первоначальной стройки дома».
Глава бригады кровельщиков Элшан Исмаилов также винит во всем дефектную кладку кирпича при постройке дома. Эксперты из строительной области сомневаются, что причина обрушения плиты кроется в слишком большой нагрузке и чрезмерном использовании ломов. «2–3 сантиметра стяжки — это не та нагрузка, которая может плиту вывести из строя, — считает Денис Чернышов, ведущий инженер строительной компании «Проспект», много лет проработавший проектировщиком в «Новосибирскгражданпроекте». — Сомневаюсь и насчет ломов. Вот если бы ударно-вращательным инструментом несущие ребра плит были нарушены, тогда другое дело, такие случаи были. Вес же действительно может привести к обрушению, от избыточной снеговой нагрузки плиты падают, но здесь не тот случай».
У домов 1970-х годов постройки с несущей способностью нормально все, а случай на Богаткова скорее свидетельствует о дефекте кладки, на которые эти плиты опирались, думает инженер.
«Нельзя сказать, чтобы в массовом порядке кирпичная кладка была непригодна к эксплуатации, — комментирует Денис Чернышов. — Есть техническая служба при управляющих компаниях, которой вменено в обязанности время от времени осматривать конструкции и диагностировать их, хотя насколько качественно они это делают, конечно, вопрос».
Коммунальщики также называют случай на Богаткова из ряда вон выходящим, однако подтверждают бедственное состояние плоских кровель панельных девятиэтажек. «Насколько я понял из разговоров со специалистами, у внутреннего каркаса запас прочности есть,
а вот у внешних панелей, взаимодействующих со внешней средой, степень износа очень высока, по плоским же кровлям вообще проблема: они ремонту в основном не подлежат, только замене, —
восклицает замдиректора УК «СПАС-Дом» Андрей Харланов. — По-хорошему, нужно либо делать скаты, либо убирать верхние плиты и менять их. Плиты изношены. Вы же знаете нашу погоду: заморозило — оттаяло, и от снега действительно нагрузки. Поэтому при износе обрушения возможны, причем потенциально опасность грозит не только верхним, но и нижним плитам технических этажей, то есть потолкам девятых этажей».
Владимир Иткин
Фото Татьяны Кривенко