Сети бытовой электроники прекращают закупки телевизоров с электронно-лучевыми трубками (ЭЛТ) и выводят их из ассортимента. О своем решении прекратить закупки таких телевизоров уже заявила компания «М.Видео». Официальная причина — забота о здоровье потребителей и состоянии окружающей среды. В скором времени кинескопные телевизоры пропадут с полок всех торговых сетей. Закат эры выпуклых телевизоров вместе с опрошенными экспертами наблюдал корреспондент НГС.НОВОСТИ.
Справка: ЭЛТ-телевизор — телевизор, который использует для вывода изображения на экран электронно-лучевую трубку (ЭЛТ), она же CRT (Cathode Ray Tube). В кинескопе расположены три катодные пушки (красная, зеленая, синяя), которые «обстреливают» экран, покрытый люминофором, вызывая при этом свечение. Работа ЭЛТ-телевизора и направлена на управление этими пушками. И от качества кинескопа и качества схемы управления зависит совершенство той картинки, что мы видим. С 1964 по 1998 годы новосибирский завод «Электросигнал» выпустил более 5,5 млн телевизоров «Изумруд», почти 5 млн из них были черно-белыми. (tv-vision.info, electrosignal.ru)
Нежелание закупать новые ЭЛТ-телевизоры «М.Видео» объясняет заботой об экологии и здоровье потребителей: «Кинескопные телевизоры содержат вредные вещества — соединения бария в катодах, люминофоры. Кинескопные телевизоры являются опасным мусором и подлежат вторичной переработке или захоронению на отдельных полигонах».
По словам директора Сибирского дивизиона компании «Техносила» Александра Фельдмана, ЭЛТ-телевизоры практически не пользуются спросом среди покупателей. Господин Фельдман уверен, что забота об экологии — просто красивое объяснение намерению прекратить продавать товар, который практически не приносит прибыль.
Сегодня купить такой монитор можно лишь с рук. Спрос на мониторы с идеальной цветопередачей, сохранившийся среди профессиональных дизайнеров, производители пытаются удовлетворить благодаря внедрению LED-технологий и применению более дорогих технологий при изготовлении LCD-мониторов.
Из опрошенных нами представителей сетей бытовой техники прекращать продажи старых телевизоров не намерены лишь «Эльдорадо» и «Сибвез».
По оценкам компании «Эльдорадо», за 2009 год рынок ЭЛТ-телевизоров сократился с 2 млн до 1 млн штук. «В Новосибирске осталось около десяти моделей кинескопных телевизоров», — сказал PR-директор «Эльдорадо» Сергей Павлов. В магазинах «М.Видео» сейчас 200 таких телевизоров четырех наименований. «ЭЛТ-телевизоры стоят дешево, и у них есть свой покупатель, — добавляет директор по маркетингу корпорации «Сибвез» Елена Романова. — Мы продаем ЭЛТ-телевизоры Polar, Supra, Izumi по цене от 2790 рублей и выше».
Падающий спрос на ЭЛТ-телевизоры продавцы объясняют низким качеством картинки, большими размерами приборов, а также высокой эстетичностью и технологичностью современных LCD, LED и плазменных телевизионных панелей.
«Кинескопные телевизоры имеют неизмеримо большие габариты и массу, потребляют значительно больше электроэнергии, у них низкое разрешение, в 2–3 раза меньшее «время жизни», — добавляет заместитель директора по науке Московского научно-исследовательского телевизионного института (МНИТИ) Константин Быструшкин. — Раньше кинескопные телевизоры имели только некоторое преимущество по цене, однако к настоящему времени цены на LCD-телевизоры составляют реальную конкуренцию массовым моделям ЭЛТ-телевизоров с размером экрана 20" и более». «Интерес покупателей смещается к LCD-телевизорам, — констатирует Сергей Павлов. — Являясь более компактными по сравнению с плазменными панелями, они лучше подходят на роль наследников кинескопных телевизоров, которые уже давно обосновались на кухнях и в спальнях. В скором будущем на их место встанут недорогие LCD диагональю до 29"».
Одна из причин, по которой сети электроники не хотят продавать кинескопные телевизоры, — отказ производителей от их выпуска. В числе первых ЭЛТ-телевизоры со своих конвейеров выбросила компания Samsung. «Выпуск прекращен в связи с тем, что ЭЛТ-технология потеряла конкурентоспособность по сравнению с ЖК-технологией», — рассказали корреспонденту НГС.НОВОСТИ в пресс-службе корейской компании.
Опрошенные нами эксперты также отмечают, что выгоду от тонкого телевизора ощущают не только потребители, чьи квартиры становятся на 1–2 кв. м просторнее, после того как ЭЛТ-телевизор отправляется на свалку, но также производители и продавцы, которые экономят торговые и складские площади.
По мнению опрошенных нами специалистов, после смерти кинескопных телевизоров новых потрясений на рынке не будет еще как минимум 10–15 лет — прогнозируется плавный рост потребления в сегменте LED-телевизоров. «В прошлом году доля LED-телевизоров от ассортимента всех телевизоров в наших магазинах составляла около 5 %, сейчас она выросла до 30 %, а к концу года может подняться до 70–80 %», — говорит Сергей Павлов.
Ученые московского института телевидения уверены, что телевизоры будущего — это плоские 3D HD-приемники с широкими мультимедийными возможностями — по сути, домашний центр видеоразвлечений с выход в интернет, функцией записи программ на внешний жесткий диск, подключением к домашним беспроводным сетям. «Верхние модели телевизоров Samsung, Sony, Panasonic и Philips, которые поступят в продажу в России этой осенью, уже сегодня обладают всеми этими возможностями. Через несколько лет эти технологии будут внедрены в массовые бюджетные модели», — уверен Константин Быструшкин.
Кирилл Маковеев
Фото album.foto.ru