На жительницу Красноярска, избившую свою 8-летнюю дочку ремнем, заведено уголовное дело по статье 116 Уголовного кодекса РФ (побои). Заявление в суд направил отец девочки, живущий отдельно от семьи, после того как пришел навестить ее и увидел следы от побоев — бывшая жена била дочку по лицу ремнем с пластмассовой бляшкой. Если вина матери будет доказана, по закону ей придется заплатить штраф или отправиться в тюрьму на 3 месяца. Сотрудники районных инспекций по делам несовершеннолетних в Новосибирске отмечают, что в нашем городе также случаются подобные инциденты: за порку агрессивные родители платят от 3 до 5 тысяч рублей. При этом, отмечают эксперты, практика обращений в суд становится более распространенной.
Как сообщают в ГУВД по Красноярскому краю, мать начала избивать дочку, когда увидела, что та затирает двойки в школьном дневнике. Согласно заключению судебно-медицинской экспертизы, у девочки были обнаружены ссадины и кровоподтеки на лице, руках и ногах. По инициативе отца уголовное дело направлено в суд. В случае если по статье 116 УК РФ вина матери будет доказана, ей грозит штраф в размере до 40 000 рублей (на деле такие штрафы ограничиваются суммой 1–5 тыс. рублей) либо арест на срок до 3 месяцев.
Заявления, касающиеся разовых порок, у нас в инспекцию Новосибирска также приходят, причем, как считает начальник инспекции Ирина Радченко, они возникают прежде всего в случаях вражды между супругами, когда ребенок оказывается «живым щитом». Госпожа Радченко утверждает, что за последнее время родители к детям в Новосибирске стали относиться лояльнее, хотя наше законодательство и не дотягивает до западного, где по пунктам расписываются варианты морального ущерба, причиняемого ребенку.
Любопытно, что вдали от областного центра на проблему смотрят иначе. «Я никогда не слышала, чтобы обычная порка приводила к наказанию, — комментирует Марина Заречнина, специалист комиссии по делам несовершеннолетних Искитима. — Если доказано, что бьют регулярно, и свидетели это подтверждают, то тогда могут завести уголовное дело».
Между тем, по заверению юристов, побоями являются любые действия физического характера, не обязательно наносящие вред здоровью, но причиняющие физическую боль.
«Даже нанесение одного удара может считаться побоями, — комментирует Галина Черниенко, директор некоммерческого партнерства «Союз юристов». — Заявителем может быть и отец, и родственник, и представитель опеки. Сам ребенок может обратиться с таким заявлением после 14 лет. Однако если возбудить уголовное дело очень просто, то доказать вину будет гораздо сложнее. Нужна будет справка от травматолога, который зафиксирует следы побоев».
В сознании современного общества порка до сих пор является допустимым явлением. Так, опрос НГС.НОВОСТИ показал, что около 40 % новосибирцев считают, что небольшая порка может принести пользу, около 15 % думают, что «есть дети, которые иначе не понимают», 22 % предпочитает физическому насилию психологическое («Встань в угол!»), и только 19 % уверены, что насилие недопустимо.
У психологов и воспитателей до сих пор нет единого подхода к телесным наказаниям. «Угол или небольшая порка не всегда является насилием, — комментирует Марина Новикова, руководитель центра психологической поддержки «Я». — Если человек идет с завязанными глазами к открытому люку, его можно отдернуть, и это отдергивание назвать насилием. Но жизнь спасена. С ребенком то же самое. Часто ребенок проверяет и провоцирует родителей, пытаясь проверить границы дозволенного. В таком случае шлепнуть или поставить в угол можно, относясь при этом к ребенку по-доброму».
Руководитель и воспитатель частного детского сада Юлия Ульянова думает иначе. «Плохое поведение сигнализирует о том, что ребенку дискомфортно, — комментирует педагог. — Дискомфортно ему может быть из-за того, что он плохо себя чувствует, устал, у него не удовлетворены какие-то потребности, не выстроены границы и т.д.
Ни в одном из этих случаев физические наказания не помогают, а только усугубляют ситуацию. Они свидетельствуют о беспомощности родителей.
Чтобы разобраться в плохом поведении, необходимо выяснить причины его поведения. Но так как родитель тоже живой человек, и эмоции у него могут зашкаливать, естественно, что он срывается и выплескивает их, шлепнув ребенка или повысив на него голос. Если такое произошло, то ему следует извиниться перед ребенком».
При этом, отмечает Юлия Ульянова, необходимо различать первичные и вторичные травмы психики. Первичные травмы, возникающие тогда, когда ребенок оказывается в неблагоприятной для него ситуации, могут пойти ребенку на пользу. В результате он сам с ними справляется, прощает себя и родителя. Травмы вторичные возникают тогда, когда наносится первичная травма, а потом на ребенка переносится ответственность и вина («Я тебя побила, потому что ты плохой»). Такая травма, по словам педагога, может деформировать психику и привести к печальным результатам.
Владимир Иткин
Фото thesun.co.uk (1), news.gorodkirov.ru (2), gettyimages.com (3)