Зачем что-то придумывать, если в мире изобретено огромное количество самых разных ресторанных концепций. Причем мало того, что изобретено, так часть их уже успели опробовать в России — в Москве или Санкт-Петербурге.
В Новосибирске появилась новая сеть заведений под названием Prime Time. Открыты уже две точки — на Советской и на Орджоникидзе — и до конца года должны появиться еще пять. Проект серьезный — Prime Time принадлежит одному из совладельцев сети «Дядя Дёнер».
По формату Prime Time — это одновременно кофейня самообслуживания и небольшой магазин готовой еды. Прямо на выходе здесь стоят холодильники с уже упакованными салатами, горячим, супами и десертами. Даже небольшая корзинка имеется, чтобы покидать в неё свой будущий обед, расплатиться на кассе и отправиться дальше по делам. А съесть купленное можно в офисе или дома.
Человеку, который бывает периодически в Москве, Prime Time, конечно, напомнит столичную сеть «Прайм Стар», которая входит в группу компаний Аркадия Новикова. Разве что витрина с готовой едой там побольше. Ну, да новосибирский проект только-только стартовал.
Желающих обвинить создателей Prime Time в плагиате по отношению к столичной сети, впрочем, придется разочаровать, поскольку и сам «Прайм стар» — ни что иное, как слегка адаптированная версия британской сети Pret-a-manger. Это французское название — придуманный британцами неологизм по аналогии с выражением pret-a-porter (буквально — готовое к носке). И суть идеи создателей Pret (как ещё называют для краткости эту сеть) в том и состояла, чтобы дать возможность вечно спешащим жителям мегаполиса поесть более или менее вкусно, быстро и так, чтобы это не было похоже на фастфуд.
Подобного рода заимствования происходят постоянно. Иногда это происходит методом простого клонирования (так в свое время в Новосибирске появилась сеть «Жили-были» — клон столичной «Ёлки-палки», а «Русские блины» в момент создания была довольно точной копией сети «Теремок»).
Но чаще, конечно, рестораторы просто пользуются какими-то идеями или подходами, которые доказали свою эффективность. Скажем, новосибирскую «Академию кофе» нельзя, конечно, назвать клоном Starbuck's, но ее создатели явно взяли оттуда многое. Появление в Новосибирске сразу нескольких ресторанов среднеазиатской кухни (от «Баранжара» и «Чучвары» до «Курагадивана») — прямое следствие успеха, которого в столице добилась сеть «Чайхона № 1».
Иногда, впрочем, для того, чтобы заимствовать чужую модель, местным предпринимателям и выезжать никуда не нужно. Например, единственная на данный момент точка под названием «Сибирские сэндвичи» — это практически дословный пересказ заведения сети Subway. Особенных барышей, правда, это копирование владельцам «Сибирских сэндвичей» не принесло — как минимум две точки с таким названием поработали немного и закрылись. Subway и сам по себе-то не пользуется ажиотажным спросом. А уж имитаторы американской сети и вовсе непонятно, на что надеялись.
Есть, впрочем, и совсем смешной пример, когда совсем уже отчаянный предприниматель решил одновременно поконкурировать с KFC и «Макдоналдсом», открыв пару точек с жареной курятиной и бургерами под названием «Чикенбургер». Кончилось это всё совсем уже анекдотически — заведение закрылось через месяц после начала работы.
Но, к чести новосибирских рестораторов, стоит заметить, что не только они копируют кого-то, но и сами являются источником вдохновения для коллег из других регионов. В прошлом году, например, в Иркутске появилась сеть кофеен «Блисс», чья концепция, оформление и даже логотип напоминал новосибирскую Kuzina настолько, что невнимательный посетитель мог их перепутать.
Стас Соколов