Сеть Subway в Новосибирске сжалась до одной-единственной точки в ТРЦ «МЕГА». Так развитие самого массового в мире (по количеству заведений) проекта в сфере быстрой еды в Новосибирске вернулось к самому его началу. Именно с этой точки у Subway в 2007 году все и началось. Ею, по всей видимости, все и закончится.
В Новосибирск Subway пришел вместе с сетью «МЕГА», хотя, например, в Красноярске эти бутербродные работают с середины нулевых годов. На максимуме своего развития у сети было больше десятка точек — в том числе на вокзале Новосибирск-Главный и на центральных улицах города. Правда, даже тогда никакого ощущения победного шествия мирового гиганта фастфуда по городу не возникало. Возможно, потому, что точки эти зачастую стояли полупустыми (или просто пустыми).
Subway — это в некотором смысле сеть-индикатор. В отличие от McDonald's она ничего даже толком не готовит, ее продукт — это сэндвичи, которые в состоянии нарезать для себя любой человек, владеющий собственными руками. Конечно, для того, чтобы сделать сэндвичи именно такими, как в Subway, потребуется сразу много ингредиентов, но в принципе, повторюсь, для того, чтобы соорудить себе бутерброд, много ума и умения не нужно. Покупатели «сабов» по всему миру платят именно за бутерброд, а вовсе не за американскую мечту и прочие глупости (как это происходит с «Маком» или KFC). Просто при определенном уровне благосостояния в обществе появляется достаточное количество потребителей, которые готовы оплатить изготовление для них этого самого бутерброда.
Но, видимо, времена относительного богатства для Новосибирска проходят. Ну а повышение стоимости импорта вдвое (с обвалом рубля) и запрет на ввоз продуктов из ряда стран должны были сделать шаткий бизнес Subway у нас еще более уязвимым. Можно предположить, что и оставшаяся в «МЕГЕ» точка вынуждена просто дорабатывать какое-то время по договору, поскольку в таких крупных ТРЦ нельзя просто взять и закрыть магазин или ресторан, когда тебе вздумается.
У Subway в Новосибирске, возможно, и были бы какие-то шансы, если бы не бурное развитие местной уличной еды. Шаурма, блины, хот-доги, беляши — все это продается на каждом углу и стоит (по сравнению с американскими сэндвичами) куда как дешевле. В результате человек, которому нужно просто взять что-то перекусить на бегу (а это целевая клиентура Subway), скорее, предпочтет «Дядю Дёнера» и «Русские блины», чем большие, но дорогущие батоны с начинкой.
Уход Subway (даже если точка в «МЕГЕ» каким-то образом там сохранится), кстати, открывает дорогу местным проектам в том же жанре. В конце концов, есть людям все равно нужно, и если кто-то сможет предложить вкусные сэндвичи за более адекватную цену, то его может ждать успех. Недаром один из бывших Subway на Дуси Ковальчук с недавних пор называется StarSubs — можете сходить и сравнить, чем эти звезды отличаются от оригинала.
Фото автора