Бар «Пивная арена» в свое время сделал маленькую революцию на ресторанном рынке, начав торговать едой и напитками по смешным ценам, зарабатывая на плате за вход. За четыре года существования из названия бара ушло пиво, исчезла входная плата, а в конце этой недели самый первый бар на Вокзальной магистрали и вовсе прекратит работу. Создатель «Арены» Юрий Аксенов объяснил, что случилось с популярным проектом, рассказал о пьяных драках и кардинальных изменениях вкусов новосибирских любителей выпить.
Справка: Бар «Пивная арена» (сейчас просто «Арена») открыт в 2010 году компанией Publiс group по адресу Вокзальная магистраль, 16. Первоначально его концепция предполагала, что посетители платят за вход фиксированную сумму, после чего имеют возможность заказывать еду и напитки без ресторанной наценки. Сейчас Publiс group принадлежит 14 заведений под брендами «Арена», «Доски» и ResPUBlica в Новосибирске, Томске, Барнауле и Санкт-Петербурге.
Почему закрывается «Арена» на Вокзальной магистрали?
Все достаточно банально — мы не договорились с владельцем помещения об условиях. Попросту говоря, нам просто существенно повысили ставку, и мы решили, что это для нас уже просто невыгодно, поскольку у нас есть другие площадки и в Новосибирске, и в других городах. Есть «Арена» на «Студенческой», есть огромное помещение в здании на пересечении Советской и Ленина (бары «Республика» и «Крыжовник»), есть бар на Крылова, который мы тоже сейчас переделываем. Мы решили, что даже если мы половину клиентуры «Арены» на Вокзальной распределим на эти три точки, то будем зарабатывать столько же, сколько зарабатывали вместе с ней. К тому же этот бар за 4 года работы основательно поизносился, там нужно было бы провести ремонт, а вкладывать деньги в объект, который будет обходиться существенно дороже, и непонятно, будет ли в этих условиях прибыльным, не имеет смысла.
Изначально вы брали деньги за вход, но потом от этого отказались — модель себя не оправдала?
Изначально мы строили все на том, что плата за вход дает нам необходимую прибыль с посетителя, получив которую, мы могли себе позволить продавать ему еду и напитки практически по себестоимости (с учетом работы повара, официантов и т.д.). Это привело к нам публику, но принесло и кучу проблем, потому что с этим потоком было трудно работать. И поначалу у нас действительно были сложности и с безопасностью, и с поведением персонала.
Потому что дешево и потому что просто не умеют еще пить, не знают меры. Все это создало негативный образ, который стоил нам части посетителей. И мы отказались от этой модели, просто немного подняв наценку, чтобы люди могли зайти к нам просто пообщаться, заказав чай или по кружке пива, и всё.
Удалось ли что-то сделать с постоянными драками у «Арены»?
Поначалу это действительно было проблемой — через нас проходит очень много людей, нам нужно было время, чтобы научиться в таких условиях работать. За это время, видимо, у нас успела сформироваться соответствующая репутация, и теперь все, что происходит в этом районе Вокзальной магистрали, привязывается к «Арене». Например, недавно там человек, вышедший из одного клуба, стрелял в людей, вышедших из другого бара. Но в новостях это проходило как происшествие у «Арены». Внутри мы у себя порядок практически навели — охрана работает качественно.
А вот что делать, если конфликт выплескивается на улицу, непонятно:
мы же не имеем права в принципе вмешиваться в то, что происходит за пределами бара, — только полицию можем вызвать. И вообще, говоря о количестве происшествий у нас, нужно понимать, сколько через «Арены» проходит людей. В пятницу-субботу у нас бывает порой до 1000 человек за день. Разумеется, вероятность каких-то конфликтов возрастает в разы.
И опять же, к нам ходит больше молодежь. Взрослые люди все же более спокойны и меньше склонны к серьезным конфликтам, чем молодые люди в 20 лет. Но, повторяю, мы боремся с неадекватным поведением. И нам тут, я думаю, помогает наша система карт резидента. Чтобы ее получить, человеку нужно раз прийти с паспортом, сфотографироваться и получить карту. Таких карт у нас выдано в Новосибирске уже около 40 тыс. Понятно, что если человек с картой попал в какую-то историю, мы его просто не пустим к себе больше.
Меняются ли как-то вкусы публики?
Проходит мода на суши — мы это чувствуем по своим заказам. Люди переели всего этого, сейчас, мне кажется, все сильнее будет развиваться среднеазиатская кухня. Мы даже думали о том, чтобы самим ввести манты и плов, но пока не решили, как это сделать так, чтобы обеспечить нормальное качество на большом потоке.
Существенно упали продажи пива. Политика государства в этом смысле сработала. Если 4 года назад пиво было у нас самым продаваемым напитком по выручке, то сейчас номер один — это коктейли, потом идет виски, потом водка и только потом — пиво. Если в 2010 году картина, когда девушка сидит с пивным бокалом и соломинкой, была нормальной, то сейчас девушка будет сидеть уже с коктейлем. А молодой человек — с виски. Конечно, я говорю о нашей публике — это молодежь, но у нас статистика такая. Мы даже ассортимент его сократили, потому что столько его просто не выпивают, оно начинает киснуть.
Что будет со всей сетью?
Сейчас мы ремонтируем частями «Арену» на «Студенческой». Мы закрыли «Республику Рока» на Крылова и будем там делать тоже «Арену», но поменьше. Она будет рассчитана на более узкую аудиторию, мы хотим хорошо туда вложиться сейчас в интерьер и оборудование. А также попробуем поэкспериментировать с подачей блюд. Я долгое время считал, что еде достаточно просто быть нормальной, а как она выглядит, это не важно. Но как выясняется, это существенно. Люди едят глазами, да еще сейчас и фотографируют поголовно, чтобы выложить в соцсети. И в этой новой «Арене» мы будем больше работать с подачей. В общем, будет примерно то же самое, но красивей.
У нас была мыслишка сделать там коктейль-бар, но в результате мы пришли к мнению, что никакого отдельного проекта там не будет. Мы просто наращиваем коктейльную карту.
«Крыжовник» на Советской мы закрыли как отдельный проект, но помещение не бросили, а соединили его с «Республикой», которая расположена в том же здании. И теперь там будет большой бар с возможностью танцевать. «Крыжовник» был попыткой сделать танцевальное место для центра, более гламурное, чем другие наши проекты. Но, как выяснилось, мы такие места делать пока не умеем.
У нас уже есть заведения формата «Арены» в Питере (они там называются «Доски»), Барнауле и Томске. А сейчас будем открывать в Кемерово и потом весной — в Омске. Вместе с барами «Республика» всего у нас сейчас уже 14 объектов, и в будущем году мы хотим еще 4–6 новых открыть.
Не обижает вас, когда в комментариях пишут, что «Арены» — это место для «быдла»?
Это несправедливо и неумно как-то. У нас есть существенная доля публики, для которой мы вообще первый бар в их жизни, первое место, куда они стали регулярно ходить сами, а не с родителями. Для них это такой мир, где они могут общаться, знакомиться. Это важно.
Причем это действительно массовые заведения — через «Арену» на Вокзальной проходит в год больше 100 тыс. человек. И называть всех этих людей «быдлом» просто некрасиво. Это как с машинами «АвтоВАЗа» — их принято ругать, но они лидируют в продажах.
Стас Соколов
Фото автора