У новосибирца Богдана Разумовского аутизм. Диагноз поставили далеко не сразу, но когда стало понятно, почему мальчик все время молчит, мама и старшая сестра постарались в кратчайшие сроки развить у него речь и навык коммуникации. Лучше всего понимать и переосмыслять мир, а также взаимодействовать с ним Богдану помогает творчество. У него выявили совершенный музыкальный слух, а еще большую тягу к сочинению историй. Журналисты НГС побывали в гостях у семьи Разумовских и узнали, что делает талантливого юношу по-настоящему счастливым.
«Он отказывался молчать без музыки»
У Светланы Разумовской двое детей: старшая Вера и младший Богдан. Дочь пошла по стопам матери и стала педагогом. А Богдан в силу диагноза не работает, зато свободно занимается творчеством: музыкой, сочинением рассказов, изготовлением изделий из гипса.
Светлана вспоминает, что, еще будучи у нее в животе, младшенький не терпел тишины. Вера, которая старше Богдана на 10 лет, как раз в это время уже неплохо играла на фортепьяно. И Светлане во время беременности от головных болей помогала только дочкина музыка. А по дороге из роддома домой, если во время остановок на светофорах в машине замолкало радио, он начинал плакать.
— Тогда мы думали, это реакция на движение, но со временем мы поняли, что это была реакция на звук. Что должен быть звук — тогда мир существует, — пояснила Светлана Разумовская.
Когда это понимание пришло, музыкальное сопровождение в семье Разумовских стало не блажью, а суровой необходимостью. Причём музыка в хорошем качестве, желательно — живая.
— Он отказывался вообще молчать, если не играет музыка. Я говорила: «Пожалуйста, Вера, поиграй, чтобы он помолчал, я хоть посуду помою». И она играет, а потом жалуется: «Мама, у меня уже ручки болят!» Я прошу: «Вера, еще одна тарелка», — с улыбкой вспомнила Светлана.
Когда Вера стала чаще уставать и жаловаться, что ей надо делать уроки, специально для убаюкивания Богдана купили хорошую музыкальную аппаратуру. По словам матери, это стало настоящим спасением.
А будучи восьмимесячным крохой, мальчик тянулся к инструменту сестры, привставая на ходунках. Поэтому крышка фортепьяно постоянно была открыта и зафиксирована на скотч, чтобы не упала и не пришибла малышу пальчики.
Но страсть к музыке — не единственное, что отличало маленького Богдана от других детей.
«Богдан сказал слово»
Если в первые месяцы Богдан отказывался молчать, то когда пришла пора говорить, он стал тихоней.
— Год молчит, два молчит, три молчит. Единственное, у него любимый напиток был тогда — «Фанта», мы ему иногда его позволяли. И если мы идём в магазин, я спрашиваю: «Богдан, что тебе купить?» И он шепотом отвечает: «Фанта». Всё, у нас праздник на целую неделю — Богдан сказал слово, одно единственное, — вспоминает Светлана.
Естественно, стали искать врачей, которые бы объяснили, что происходит с ребенком. Своей ошибкой Светлана называет то, что позволила положить 3-летнего сына в стационар в психоневрологический диспансер. Там ей на второй день сказали, что лечат мальчика от шизофрении. Мать усомнилась в диагнозе — особенно когда прочитала, что во Франции до 15 лет шизофрению детям не ставят вообще. Еще три с половиной года мальчик пил таблетки, назначенные в той больнице. Семья вспоминает, что все это время он был сонный и раздражительный, но так и не заговорил толком.
Отменить препараты было идеей матери — это немного помогло. К семи годам им удалось найти того самого врача, который поставил наконец правильный диагноз.
Богдан до сих пор помнит его имя: Илья Викторович Фальковский. Он — детский невролог, и именно он понял, что у мальчика РАС — расстройство аутистического спектра. Мальчику назначили капельницы для поддержания мозговой активности.
— Буквально через несколько капельниц мне соседи жалуются на Богдана, что он стал бегать на этаж выше, стучать в дверь и убегать. То есть у него появилось желание общаться! — вспоминает свой восторг от этого открытия Светлана.
При этом, по ее мнению, мальчика нужно воспитывать строго, поэтому, несмотря на диагноз, она не баловала Богдана. Чтобы развивать ребенка, его стали водить в бассейн, потом в художественную школу. Оказалось, он здорово рисует шаржи, очень узнаваемо. Если он начинал лениться и жаловаться, Светлана спрашивала его: «Ты старик? Ты больной?» Эти вопросы его отрезвляли, и мальчик брал себя в руки.
— По вечерам я водила его по улице и рассказывала, что заканчивается день, что люди идут домой, возвращаются с работ. Мы рассуждали, чем они будут дома заниматься, — вспомнила она. — Потому что аутизм такая штука интересная, она немножко пелену создаёт в сознании. А когда задаёшь конкретный вопрос, человек вдруг начинает осознавать, что есть он, а есть ещё и окружение, и он просыпается.
«Смотри на ноты»
Таланты Богдана раскрылись примерно в 12-летнем возрасте. Это было перед новогодними праздниками: Светлана с Верой готовили салаты, а Богдан бегал по кухне и мешал им.
— Я говорю: «Богдан, иди, сыграй „В лесу родилась ёлочка“». Я думала, что он сейчас пойдёт и будет пим-пим-пим. И тут мы слышим — «В лесу родилась елочка» пошла. А потом сестра ему дала какую-то песню Филиппа Киркорова — он и ее подобрал, — вспомнила мама парня. — Если ему нравится, он слушает и начинает подбирать. День–два — и уже играет с левой рукой.
Семья Богдана часто переезжала: Хабаровск, Курск, Новосибирск. В Курске он два года посещал музыкальные занятия, выступал на сцене и даже был бэк-вокалистом в группе.
— Причем когда ему говорили: «Смотри на ноты» — он смотрел на ноты, играл. Но никто не знал, что он их не понимает! Там было 50 произведений, это надо было все выучить. Никогда ничего не учил — просто приходил, слушал. Только к концу второго года обнаружили, что нот он не знает, — рассказала Светлана.
О том, что Богдан не знает нот, его учитель узнал совершенно случайно: сам ошибся, наигрывая какую-то песню, а мальчик повторил за ним, да так и выучил с ошибкой.
Сейчас Богдану 24 года и нотную грамоту он уже изучил. Журналисты НГС попросили Богдана сыграть на синтезаторе, и по памяти он исполнил три свои любимые песни: «В плену» Мики Ньютон, «Вижу тебя» Алены Высотской, «Земля моя добрая» Карела Готта. Богдан объяснил, что когда ему нравится какая-то песня, он находит ее в Сети и слушает, чтобы запомнить и подобрать. Так он подбирал песни Depeche Mode, Лоры Брэниган и других исполнителей.
Тогда мы решили устроить Богдану проверку: включили спонтанно мелодию и попросили подыграть. Это была фортепьянная версия песни Yesterday ливерпульской четверки. Богдан сориентировался практически мгновенно.
А вот с танцами как-то не задалось.
— Он очень хорошо двигается под музыку. Но учитель сказала: «Я с ним заниматься не буду. У него свои танцы». Ушли, — коротко рассказала мама Богдана.
«Хи-хи» на бумаге
— Счастливым меня делает музыка, дискотека и общение с друзьями. Ходить, гулять в парке, в кино ходить даже, — старательно перечисляет он.
Впрочем, друзей у него мало, в основном, это друзья по переписке. Зато есть вымышленные друзья. Но не такие, какие бывают у детей дошкольного возраста, а персонажи его рассказов. Он сочиняет истории, героями которых становятся подростки. Из рассказа в рассказ — одни и те же.
— Я думаю, что у них даже уже и лица есть, — улыбается Светлана.
Поначалу свои истории Богдан не записывал на бумагу — сочинял что-то в голове и посмеивался. А когда мама спросила, почему он смеется, рассказал, что представил, как их кот Кузя попал в переделку.
Эту склонность к сочинительству стала развивать сестра Вера. Поначалу было сложно: сюжеты жили в его голове как будто сами по себе, а воспроизвести их стоило немалых усилий.
— Лет до восемнадцати он совершенно не мог пересказывать, а как только начал выписывать свои «хи-хи» на бумагу, научился — вот такая сцепка произошла. Ну, и плюс, конечно, сестра с ним занималась в течение двух лет три часа ежедневно, — рассказала Светлана.
Еще компанию Богдану всю жизнь составляют коты. Недавно, после смерти предыдущего любимца, семья взяла по объявлению кошку-подобрашку Соньку. Она сразу признала парня своим человеком — животные чувствуют в людях доброту.
В декабре 2024 года НГС рассказывал, как простой парень из Сибири создает танцевальное шоу, от которого бегут мурашки.