14 мая в ЛДС «Сибирь» прошел концерт легендарной немецкой группы Scorpions, посвященный 50-летию коллектива. Сверхопытные музыканты не растеряли ни энергии, ни физической формы. Зрители почти полностью заполнили зал — пели хором с кумирами и забрасывали сцену бумажными самолетиками. Корреспондент НГС.АФИША сходил посмотреть на невероятного воздушного барабанщика, летающие тамбурины и дымящиеся гитары с глушителем. Подробнее — в нашем материале.
Не буду строить из себя большого знатока «Скорпионс». Все, что знал о группе до концерта, — пару песен («Ветер перемен», конечно же), что группа немецкая и что концерт будет в ЛДС. Тем интереснее было посмотреть на «фирмачей» с 50-летним опытом (только подумать — когда «Скорпионс» впервые собрались дать рок-н-роллу, мою маму принимали в пионеры!).
Тщетно покружив в поисках места вокруг Ледового дворца спорта, я припарковался где-то у черта на рогах и минут 10 добирался пешком. Утыкаюсь в хвост длиннющей очереди, которая растянулась на добрых 200 м от входа. «Куда очередь? За колбасой?» — деловито интересуются новоподошедшие в футболках «Guns'n'Roses» и сами же смеются своей шутке. До концерта 15 минут.
Публика, к слову, самая разная. Я больше ожидал увидеть людей старшего поколения — лет 50, может, 40, — но нет, полно совсем молодых ребят. Разные поколения смешались в примерно равных пропорциях.
В томительном ожидании поклонники со скуки читали рекламные проспекты, которые раздавали какие-то сообразительные парни, и фотографировались на фоне выстроившейся людской колонны. У входа спешно, весело и массово допивали запрещенный к проносу алкоголь. Перед рамкой металлоискателя заботливый охранник неожиданно молча схватил меня за рюкзак и основательно его промял, прежде чем я успел хоть что-то сказать. Если бы я пытался пронести бомбу — она бы точно взорвалась от неосторожного обращения.
К началу трибуны и лед заполнились почти полностью, процентов на 90 (часть трибун не использовалась), хотя еще за день до концерта в соцсетях ходили слухи, что «продается плохо», «билетов полно». По старой (не очень доброй) традиции публику заставили подождать. Минут через 40 от заявленного начала в зале завыли тревожные сирены, занавес рухнул, и музыканты без сюсюканий обрушили на сибиряков мощнейшие риффы.
За спинами Scorpions на мониторах развевался огромный российский флаг.
От начала и до конца артисты делали шоу. На помост, выдающийся глубоко в фан-зону, по очереди выбегали все — вокалист Клаус Майне как копье кидал в зал стойку с микрофоном, призывая подпевать, музыканты по одному и коллективно выходили общаться со зрителями, гитарист Рудольф Шенкер несколько раз выбегал, чтобы прыжками подчеркнуть последние аккорды песен. Он же носился с гитарой, к которой был приделан дымящийся мотоглушитель. 66 лет человеку.
Все было отрепетировано, отточено и выверено, но даже близко не возникало ощущения вымученности и усталости от 50 лет дорог, концертов и прыжков. Легко и естественно. Музыканты щедро обсыпали толпу медиаторами на память, вокалист раскидал по первым рядам целый колчан барабанных палочек. Несколько раз музыканты взбирались на колонки возле сцены, чтобы быть к публике поближе. Однако действовали осторожно — протянутые к ним руки явно намеревались схватить кумиров, утащить в кричащую пучину и там любить и обожать.
Оценивать качество исполнения бессмысленно — это настоящие профессионалы, машины. Уверенность в каждом движении, каждая нота за полвека укоренилась на своем месте.
В любой момент все знали, где нужно быть: музыканты менялись флангами, выбегали, убегали, летал как в цирке тамбурин, который техники сцены ловили с подачи Клауса Майне, как с конвейера получал сухие футболки яростный барабанщик Джеймс Коттак. Он впечатлил больше всех — растатуированный, харизматичный, остервенелый. Во время собственного соло он, казалось, воспарил над сценой. Впрочем, не показалось: платформа с установкой поднялась метра на три и висела на цепях, пока Джеймс в одиночку ставил зал на уши.
В заключение ударник исступленно прокричал в микрофон «Новозэпэрзк!», прошептал «Раша» и произнес тост «На здоровье!», после чего порядком отхлебнул пива (ну конечно же, безалкогольного) из пластикового стакана.
Каждое из действий будило рев зала, и воодушевленный Коттак полез на установку. Прогулка по раскачивающимся барабанам на такой высоте выглядела импровизацией, причем довольно рискованной — были опасения, что прославленный музыкант упадет и сломает себе шейку бедра (извините, не удержался от шутки про возраст). Но всё обошлось.
Часть программы «Скорпионс» спели, собравшись на пятачке в конце помоста, максимально среди зрителей. Коттак для этого слез с верхотуры и сел на стул со спинкой, как царь, все видом показывая, что пришел отдохнуть. Впрочем, быстро выяснилось, что под стулом есть новомодный кахон — коробка-барабан, на котором Коттак поддержал товарищей. Очень красиво получилась «Send Me An Angel», когда основную партию пели зрители, а «Скорпионс» только подтягивали «бэки». Оглушительно взрывается зал при первых звуках свиста «Wind of Change». Взрывается и тут же гаснет, чтобы ни одна нотка не пропала зря. На сцену летят бумажные самолетики. Клаус Майне после песни утирает слезы. Может быть, он каждый раз так делает — не знаю, но было очень трогательно.
Зрители более-менее раскачались уже к концу выступления. Понятно, фан-зона ходила ходуном весь концерт, но волны энергии, выплескиваемые музыкантами в зал, гасли где-то в середине танцпола и на трибунах был почти полный штиль. Однако пели сибиряки слаженно.
Завершился концерт тем, что «Скорпы» вышли на край сцены, запустили обратно самолетики, раскидали остатки медиаторов и палочек, подписали то, что им протянули фанаты (среди прочего была гитара, которую передали из задних рядов, и даже балалайка).
Наверное, на такие концерты должны ходить начинающие музыканты, которые хотят увидеть, как надо работать на концерте — с публикой, с инструментами. У кого еще набираться опыта, если не у легендарных музыкантов, которым, как мудрой черепахе, без малого 300 лет на пятерых.
Никита Гиевский
Фото РИА Новости, Илья Питалев (1), Анны Золотовой (2–4)
Видео Анны Золотовой