Главный идеолог международного инновационного форума «Интерра» Лада Юрченко создала свое первое литературное произведение. Точнее — документально-художественную повесть с элементами допроса. Презентация прошла еще в июне, в Доме актера, однако ноги мои меня туда почему-то не донесли. Но текст я все-таки прочла, спасибо интернету.
А буквально на прошлой неделе подвернулся случай обсудить прочитанное с хорошей знакомой — тоже филологом и театралом. От нее и узнала кое-что об июньском перформансе в Доме актера. «Атмосфера напоминала революционный кружок. Приглушенный свет, немного зрителей, всего одна актриса — Светлана Галкина из «Глобуса», рыжеволосая и харизматичная», — отрапортовала подруга, прихлебывая мятный чай. Мы тогда сидели в летнике с комарами и стопкой из пятидесяти с лишним печатных листов. На верхнем чернела надпись: «Интерра-2012: Все, что вы сделаете, будет использовано против вас».
Согласитесь, название интригует. С учетом того, что Ладу Юрченко, директора Агентства регионального маркетинга, подозревают в хищении 2,7 млн государственных денег, ждешь каких-то откровений. Подогревает интригу то, что события подаются от первого лица. Героиня беседует с молодым следователем, чуть высокомерно зовет его «майн либе» (презрев правила немецкого языка, потому что буквально ее обращение переводится как «мой любовь»), говорит, что он милый, но достал: «Я стала твоей Шахерезадой, ты каждый день вызываешь меня и просишь новых сказок. Ты уже взрослый мальчик, пора научиться засыпать без них».
Текст повести напоминает лоскутное одеяло. Набор воспоминаний о том, как придумывалась и воплощалась «Интерра», подается элегически-пафосно. Выдержки из статей СМИ — с плохо скрываемым презрением. Герои и характеры прописаны в стиле импрессионизма — скорее, намечены, хоть и претендуют на узнаваемость. Например, есть Губернатор (именно так — с большой буквы) — однофамилец, с которым Ладу Юрченко безосновательно подозревают в родственных отношениях. И это становится поводом для иронии даже в момент обысков. «Сообщение об обыске у меня сразу же, прямо в момент обыска, прямо в самом начале, попало в СМИ. О тебе — ничего. Потому как фамилия у тебя ничем не примечательная и вполне себе вульгарная! А у меня фамилия третий год на заборах написана с приставкой «Позор, долой, уходи!», — сокрушается героиня перед своим единомышленником Дмитрием Петровым, бывшим директором маркетингового агентства «Б-52». Он, кстати, разбавляет общую патетику повествования вполне человеческой сюжетной линией, особенно когда оказывается за решеткой и Лада Юрченко ходит к нему на «свиданки».
Каждую новую главу «Интерры» открываешь с надеждой, что вот сейчас тебе расскажут, куда пропали средства, предназначенные для форума в 2012 году, но перечисленные, как утверждает следствие, по фиктивным договорам подконтрольным лицам. Или за что уже полгода сидит в СИЗО Дмитрий Петров… Или кто тут самый плохой и всех подставил… Только ничего этого из повести узнать не удается — увы и ах. Все сводится к фатальному стечению обстоятельств, а совершенными негодяями выглядят только обыватели, не понимающие высокого смысла происходящего. «По нашим планам «Интерра» должна была стать парадным портретом этого города. Но Бог рассмеялся, и она стала портретом Дориана Грея, где сквозь черты Столицы глобальных амбиций безжалостно проступила гримаса Маленького города маленьких мозгов», — подводит грустный и нелицеприятный итог Лада Юрченко.
Фото Сергея Ляшко