После долгих лет съемок и интриги российский блокбастер «Вий-3D» наконец выходит на экраны. Долгое производство — обычно дурной признак. Но все равно любопытно глянуть, что можно с большим — по российским меркам — бюджетом сделать из действительно дико кинематографичной повести Гоголя о страшных ночах с мертвой панночкой и невообразимо ужасным земляным чудищем с железным лицом. Вот, например, советский кинематограф, как мы помним, сделал из нее свой главный фильм ужасов — и там было чего бояться.
Справка: «Вий» (Россия – Украина – Чехия – Германия) — фэнтези/триллер. Английский картограф в начале XVIII века попадает на тот самый хутор, где год назад Хома Брут три ночи отбивался от нечисти у гроба мертвой панночки — в одноименной повести Н.Гоголя. Реж. — Олег Степченко («Сматывай удочки»). В ролях — Джейсон Флеминг («Карты, деньги, два ствола»), Алексей Чадов («9 рота»), Агния Дитковските («ЖАRА»). 3D. Бюджет — 26 млн долл. 145 мин. 12+
В гоголевский сюжет «Вий-3D» не вламывается невоспитанным тараном, а входит в оставленную открытой автором дверь (стоит ведь до сих пор где-то заросшая бурьяном церковь «с завязнувшими в дверях и окнах чудовищами»). И только освоившись в нем, устраивает кавардак, переворачивая всю историю вверх дном.
Через год после событий, описанных у Гоголя, по Украине путешествует (сыгранный приглашенной звездой фильма «Карты, деньги, два ствола» Джейсоном Флемингом) чудаковатый английский картограф, ученый, верующий только во всесилие человеческого разума и науки. В дороге он знакомится с богословом Халявой и другими знакомыми нам по Гоголю семинаристами. Обнаружив задремавшего джентльмена в чулках и парике, семинаристы тычут в него длинной палкой, как в то ли спящую, то ли дохлую зверушку. Но потом находят с ним общий язык (русский, которым путешественник необъяснимо владеет).
Панночка уже год так и лежит неотпетая в проклятой церкви. Ее отец нанимает картографа — якобы составить план своих земель, а на деле — чтобы с помощью иноземца, не боящегося самого черта, выяснить, отчего погибла панночка (тут все совсем не просто и весьма неожиданно).
Во флешбэках разворачивается классическая гоголевская история, в основной же части фильма — похождения английского умника, который в письмах на родину описывает держащего местных в смертном страхе Вия как «гигантского кальмара», хлещет горилку, а его расследование из малороссийского «Твин Пикса» понемногу превращается, вы будете смеяться, в актуальный политический триллер.
Первые упоминания об экранизации «Вия» датированы аж 2005 годом, фактически производство начали в 2008 году, а выйти фильм должен был году в 2009. Тогда 3D еще было (после «Аватара») главной новостью — и обещания показать, как трехмерная панночка летает в гробу, звучали дико амбициозно. Сейчас же, когда «Вий» наконец-то выпустили, обсуждать, насколько «выпуклое» или «настоящее» в фильме 3D, как-то странно — и уместно разве что если вы позвали в кино Агафью Лыкову. Вообще, выглядит 3D в «Вие» прилично и кстати. Разве что моменты, когда оно используется ради самого себя (топор, летящий в глаза зрителям), выглядят старомодно. Впрочем, это уже неважно.
Но и с тем, что важно, в «Вие» дела обстоят вовсе не так плохо, как ожидаешь (а ожидаешь, конечно, полного провала).
Не то чтобы у него был какой-то оригинальный подход. Частично донашивающий за «Ван Хельсингом» завалявшийся на чешских студиях реквизит, «Вий» старательно следует основной голливудской стратегии последних лет: слизывать действительно совершенно новым (спасибо техническому прорыву) киноязыком старую книжную культуру и пережевывать ее в гигантский комикс. Заброшенные в гигантский аттракцион, тут равны высокие и низкие жанры: будь то изначально аттракционные «Пираты Карибского моря», сумеречный гений Эдгара По («Ворон») или «Три мушкетера».
«Вий-3D» вышел таким, что вполне может конкурировать с второстепенными или неудавшимися западными аналогами. А это, учитывая предыдущие отечественные попытки создать 3D-фэнтези или что-то в этом роде, без шуток, достижение.
В сценарии полно дыр, за долгие годы переделок он явно чрезмерно разросся — но это общая беда жанра. Зато в целом «Вий» вполне успешно наращивает, а не сбавляет интерес до самого конца. Сказочный мир карпатской деревушки в «Вие» выглядит убедительным. При этом «Вий» берется за славянскую мифологию — богатую незаезженной крупной жутью (в конце концов, это из нее взялись красногубые вурдалаки, ныне приносящие Голливуду немыслимые миллиарды). И, при такой основе, кино по большей части слабо в изображении нечистого и ужасного настолько, что даже не ворует у предшественников, а побирается на помойке киноштампов: цифровые волки с галогенными глазами, ползучие корни, панночка, ломающаяся на манер незабвенных девочек из японских ужасов.
Но тут есть и внезапно накрывающий (в разгар пьянки, что многое объясняет) англичанина взрыв дикого гротеска, в котором задушевные поселяне оборачиваются птицеголовыми уродами, лопаются и тянут к нему щупальца, и даже вареники превращаются в мерзких тварюшек. Вроде бы и избыточная, но эта лавина спецэффектов на самом деле куда логичнее укладывается и в гоголевский дух, и вообще в логику всего этого панславянского «Ван Хельсинга», чем произносимые с чрезмерной аккуратностью и напыщенностью реплики из классика. Далеко не все актеры здесь справляются с требуемой и комиксовостью, и самим Гоголем смесью мистического ужаса и комической жизнерадостности. При всех этих недостатках, впрочем, «Вий», в конечном счете, оказывается хоть и не самым удачным, но вполне увлекательным.
Это неожиданно — но еще неожиданнее другое. У тех, кто изучал Гоголя чуть объемнее, чем в рамках школьной программы, и знает, что сам-то он как раз был христианским мыслителем, главная идея «Вия-3D», возможно, вызовет недоумение — фильм ушел совсем в другую сторону. Но выглядит он определенно злободневно. Из просветительских идей XVIII века, в котором происходит действие, «Вий» выхватил мощный антиклерикальный (это вовсе не равно антихристианскому) запал — и в формате комикса с драками на топорах тут доступно разыграно вообще противостояние церковной и светской морали. Светская (с научным подходом на подхвате) побеждает так убедительно, что, вероятно, на фильм кто-нибудь да и пожалуется, как на оскорбляющий чувства верующих в обратное.
Елена Полякова
Кадры из фильма — kinopoisk.ru