В прошлом году Сильвестр Сталлоне собрал старичков — Дольфа Лундгрена, Брюса Уиллиса, Микки Рурка — и вместе с ними отправился в бой, срежиссировав кроваво-пародийную мясорубку «Неудержимые». Прошел год, и ветераны собрались вновь. В результате их ряды пополнили еще несколько мясных пенсионеров — Жан-Клод Ван Дамм, Чак Норрис и Арнольд Шварценеггер, в прошлом фильме сыгравший эпизодическую роль. С чувством глубокого почтения корреспондент НГС.РЕЛАКС отправился на ностальгическую ленту, воскресив в памяти эпоху видеосалонов, постеров культуристов и уличных драк.
Справка: «Неудержимые-2» (The Expendables 2; США, 2012) — боевик о бравых героях, которые мешают злодеям передать запасы плутония в руки террористов. Режиссер — Саймон Уэст («Воздушная тюрьма»). Сценарий — Сильвестр Сталлоне. В ролях: Сильвестр Сталлоне, Арнольд Шварценеггер, Джейсон Стэтхем, Джет Ли, Жан-Клод Ван Дамм, Чак Норрис и Брюс Уиллис.
В те благословенные времена, когда спирт «Ройял» мешали с концентратом «Зуко», когда портвейн «Агдам» можно было купить, отдав взамен талон нежно-сиреневого цвета, когда в душных видеосалонах днем крутили боевики, а вечером «Греческую смоковницу» — в те богоспасаемые времена я постоянно задавался идиотским вопросом: кто кого замочит — Арнольд Шварценеггер Сильвестра Сталлоне или наоборот?
Когда в 2010 году вышла первая серия «Неудержимых», этот вопрос всплыл передо мною вновь. Но ответа я не получил. Старина Сильвестр (или, как называют его ласково, — Слай) собрал в своем кинопроекте главных дуболомов Голливуда, однако Шварцу нашлось место всего на 30 секунд! Картина мира была разрушена.
Но обо всем по порядку. Я отправился в «Синема-парк» на утренний сеанс, зал был полон почти наполовину. Две девушки на последнем сроке беременности с большими ведерками поп-корна обсуждали мужские достоинства «Неудержимых».
Кино без долгих прелюдий началось со стрельбы. Вначале добрая старая гвардия (Сталлоне, Стэтхем, Лундгрен и еще пара бугаев) полетела в Непал освобождать таинственную личность, накрытую белой тряпкой. Какой-то негодяй время от времени подходил к тряпке и пытался воткнуть в нее металлический дрын. Однако ему это не удалось. Старина Слай появился вовремя, убил негодника, снял тряпку, а там… (трагическая пауза) …конечно же, сидел Арнольд Шварценеггер! Добрый старый Шварценеггер! Не дав ему нормальной роли в прошлой серии, Слай опять надсмеялся над ним. Так смеялись друг над другом скандинавские боги.
После спасения Шварца крошатся тела, брызжет кровь, как реченька журчит — в темпе размеренном и, я бы даже сказал, медитативном.
Брюс Уиллис — большой босс — дает Сталлоне поручение: полететь в Албанию и в упавшем самолете найти коробочку с секретом. Сильвестр шевелит желваками. Но только Слай находит коробочку, как возникает Жан-Клод Ван Дамм. И коробочку забирает. А потом улетает на самолете. Жан-Клод — гад, Жан-Клод — чудовище. Коробочка поможет ему найти плутоний, который русские спрятали во время холодной войны, и отдать его террористам.
Иван «Слай» Царевич отправляется за плутонием. Попадает в непонятную страну, похожую на Россию, где говорят на сложнейшем языке — смеси украинского с болгарским, где живет странный народ санги (сценарист, видимо, обкурился). В стране злобных сангов все женщины ходят в платочках, мужчины — в лохмотьях, а на каждой подворотне по-русски написано «Бар».
— Экологически чистое местечко. Вот куда тебе надо перебраться с семьей, — говорит Сталонне Стэтхему, показывая развалины, живо напоминающие частный сектор Новосибирска.
Подробно сюжет этой волшебной сказки описывать не стану, желающие досмотрят ее до конца. Я досмотрел. Не пожалел. И не потому, что «поржал от души». Для меня поход в кино оказался похож на фольклорную экспедицию, где за матерщинными городскими романсами чувствуешь мифологическую мощь.
Сталонне и Шварц — персонажи мифологии, ничуть не меньше, чем Локи и Тор. Вглядываясь в их лица, мы понимаем, что чувствовали викинги, для которых их боги были реальными существами. И которые в грязные свои усы смеялись над богами.
Кто круче — Шварценеггер или Сталлоне? Кто круче — Локи или Тор? Постеры с Рэмбо — в детдоме Барабинска и в глиняной халупе арабских кочевников. Постеры с Терминатором — у наркогаучо Южной Америки и повстанцев Мали или Судана. Ими инфицированы все солдаты мира и все гопники мира. Как полиэтиленовые пакеты с мусором разбросаны по всей планете, так и этих славных ребят знают на Земле везде. Что круче — пластик или пенопласт? Они боги, они мусор, они игрушечные солдатики, они ошибка природы, они — ее убийцы.
Интересно и то, что мусорные эти боги стареют. Сколько понадобилось, чтобы состарилась греческая или скандинавская мифология? Сотни лет. Здесь же все ограничилось продолжительностью одной человеческой жизни. Невольно задаешься вопросом: вот сейчас они шутят — старички, мол, а что будет после того, как мэтры-дуболомы окажутся в могиле?
Как и прошлые «Неудержимые», новый фильм вышел отменно тупым. И эта дефиниция — вовсе не ругательство. Я бы даже сказал, комплимент. В смысле того, что стиль выдержан — так и ждешь, что после сеанса добрая старая гвардия в спортивных костюмах, как в 1990-е, подойдет к тебе и начнет разыгрывать сценку из фильма. И испытываешь диссонанс, когда выходишь не из видеосалона в загаженный двор, а прямо в сердцевину торгово-развлекательного центра, где так много дорогих бутиков. Пытаешься шевелить желваками. Не получается.
Владимир Иткин
Кадры из фильма — kinopoisk.ru