Последователи транс-культуры, — так уж повелось, — выделяются из всей остальной электронной тусовки: и внешним видом, и внутренним содержанием. Люди в ярких шароварах с разноцветными фенечками и отрешенно-просветленным взглядом могут показаться фриками, как когда-то казались их предшественники — хиппи. Да и сам транс, будучи, пожалуй, самым психоделическим явлением в музыкальной культуре, у людей непосвященных ассоциируется в первую очередь с какими-нибудь запрещенными веществами. Чтобы узнать, кто же такие трансеры и чем они живут на самом деле, корреспонденты НГС.РЕЛАКС отправились на транс-оупен-эйр Noname на берегу Обского моря — недалеко от Бердского электромеханического завода.
Справка: Noname — фестиваль электронной музыки, основные стили — psy- и goa-trance. В этом году фестиваль проходил с 15 по 17 июня; его посетило около 400 человек из Новосибирска, Барнаула, Омска, Новокузнецка, Красноярска.
Фестиваль Noname — второй по значимости и посещаемости фестиваль транс-музыки в Новосибирской области (первый — оупен-эйр «Индия»).
В отличие от других подобных музыкальных мероприятий, куда в основном едут студенты и юные тусовщики, сюда приезжает много взрослых и состоявшихся граждан, некоторые — даже с детьми.
Транс-фестиваль предполагает особую атмосферу и антураж. Поэтому над главным танцполом нависает гигантский флуоресцентный гриб…
…а в чилаут-зоне, оформленной тоже весьма психоделично, вас обязательно напоят чаем — по всем канонам чайной церемонии.
Все дело в том, что транс (хоть и имеет темп от 128 до 145 ударов в минуту) — музыка, способствующая уходу далеко в себя (или, напротив, выходу за пределы сознания). Некоторые в процессе даже засыпают…
…специально для них между деревьями натянули гамак, куда тусовщики по очереди приходили то ли помедитировать, то ли просто поваляться.
Те, кто чувствовал себя бодрее, на второй день фестиваля отправились к главной сцене познавать свои глубинные возможности. Здесь можно было обучиться игре на этнических барабанах…
…или походить (для экстремалов — и полежать) по битому стеклу. «Отличный массаж, у меня аж мурашки по коже!» — восклицали приобщившиеся к древней практике.
«Интересное место, концепция, люди. По сравнению с Москвой больше позитива, — говорит Катя из Москвы. — Там 2-3 крупных мероприятия на выходных, которые конкурируют…
…но много ненужных людей приезжает — не за музыкой и общением. У вас все просто, но настолько душевно! Для меня быть трансером — это любовь к природе. Я взяла три пакета для мусора и убрала часть берега».
Некоторые любили природу не так активно, но не менее искренне — валяясь на траве.
Транс-музыка зародилась в 1990-е годы в Гоа — индийском штате, который в 60-е годы облюбовали хиппи, образовав там колонию. Сибирские трансеры также привержены идеологии хиппи…
…с ее идеалами любви и свободы; интересуются индийской культурой (буддизмом, кришнаитством, йогой и ведической кухней). И опровергают стереотип о том, что транс-культура обязательно связана с наркотиками.
«Идеалы неохиппи — любовь, свобода и так далее. Наркотики — это не обязательно, это молодежное любопытство — попробовать. А так это ни к чему — тут уже все дано: природа, голубое небо, солнце, музыка…
…У нас в Красноярске таких массовых трансовых мероприятий нет. Транс специфичен, поэтому не так много любителей, как у того же драм-н-бейса», — считает диджей из Красноярска Мария.
Среди посетителей фестиваля изредка встречались представители иных субкультур, которые, правда, — ввиду численного превосходства трансеров, — вели себя тихо, умиротворенно восседая на корточках.
В середине пути от чилаута к главному танцполу находился бар, где можно было купить и выпить (виски-кола 100 руб.), и закусить (шашлык 200 руб.), в результате здесь в буквальном смысле оседало немало народу.
В качестве главной звезды на фестивале выступил бельгийский диджей Agneton, играющий демонический гоа-транс. Сам он тоже во время своего сета демонстрировал яростные танцы за пультом…
…сопровождавшиеся не менее демоническими плясками с огнем, посмотреть на которые пришли не только активные тусовщики, но и только что выбравшиеся из палаток люди в одеялах.
В то же время транс-музыка, в противовес, скажем, техно, считается более «нежным» и мелодичным направлением. По сути, она напоминает ускоренный нью-эйдж, наполненный звуками природы и этнических инструментов.
«У каждого музыкального направления определенная энергетика, — рассуждает Илья. — У псай-транса энергетика интересная, местами сказочная, слегка пластилиновая даже.
Есть музыка, которая активирует физические, грубые энергии. А к музыке с более тонкой энергетикой я отношу музыку транс, псай и т.д. На этом фесте человеку кроме музыки — может быть, еще воды, — ничего не нужно».
«Стереотипы о том, что такие фестивали — это наркотики и алкоголь, создают люди, далекие от понимания транса. Я лично не видел здесь людей в подобном состоянии», — говорит Илья из Омска.
Были и противоположные мнения: «Да мы за экологию, за здоровый образ жизни, но, тем не менее, иногда не против что-то покурить. На самом деле, это несправедливо — наше поколение спивается…
…но это замалчивается. Глупо преследовать человека за то, что он курит коноплю, а не пьет водку», — считает Павел из Новосибирска, назвавшийся представителем «старой» тусовки трансеров.
По словам Павла, транс-тусовке Новосибирска около 10 лет. «Все начиналось на Алтае, где проходили различные фестивали, самым популярным из них был «Санвайбс».
Трансеры говорят, что сейчас в Новосибирске ценителей такой музыки — около 2-3 тыс. Быть трансером — значит получать удовольствие от жизни…
…не причиняя вреда окружающим, — считают сами тусовщики: «Это гедонизм, либеральная идеология, защищающая права человека, — свобода, равенство и любовь».
Транс-оупен-эйр Noname, 2-й день
Материал подготовили Виктория Барабошина и Ирина Малыгина
Видео Виктории Барабошиной