Анджелина Джоли, делающая искусственное дыхание рот в рот Хабенскому и таранящая поезд «Жигулями», — звучит почти невероятно, но вы это увидите своими глазами. Любители подсчитывать очки уже, наверное, подметили, что голливудский дебют Тимура Бекмамбетова попал в струю. Вначале наши футболисты разгромили голландцев, ну а следом подоспел сделанный «там» продукт российского режиссера, которому доверили Анджелину, внушительный даже по заокеанским меркам бюджет в 150 миллионов и летнюю (в самое горячее времечко) премьеру.
В основе «Особо опасен» — одноименный комикс Марка Миллера. Впрочем, в западной предпремьерной прессе пишут, что от комикса мало что осталось (сами отзывы американских критиков, кстати, чуть ли не сплошь положительные). Главный герой Уэсли Гибсон (Джеймс МакЭвой из «Искупления») – нытик, отрабатывающий модный образ офисного планктона. Образ противный, но, судя по тоннам макулатуры, для любителей почувствовать себя «не таким, как все» (имеются в виду спешно написанные подражания всевозможным бегбедерам с названиями вроде «ПоSHли наCHaльника в ZaDницу») вполне актуальный.
Уэсли воспитан одинокой матерью и, как и любой самоед, хватанувший популярной психологии, обосновывает свое самоощущение никчемности тем, что даже родной отец не пожелал с ним знаться.
Славная деталька — знаете, что применяемую при дрессировке собак и прочих бессловесных тварей штучку под названием «кликер» некоторые собаководы успешно заменяют именно степлером?
«Слишком много извиняешься», — вдруг услышит однажды Уэсли в супермаркете, рассчитываясь на кассе. И, конечно, голос принадлежит дико прекрасной и невозмутимой, как море в спокойный день, Анджелине Джоли. Фокс (героиня Джоли) сообщает Уэсли, что его отца убили вчера и человек, его убивший, сейчас находится у Уэсли за спиной. Далее Фокс завязывает перестрелку, придерживая бьющегося в истерике Уэсли чуть ли не за шкирку, как щенка. В следующие несколько минут Фокс под причитания Уэсли раскурочит пару полицейских машин и на полной скорости вылезет на капот машины, чтобы лежа на спине палить во все стороны.
Распробовав вкус свободы, Уэсли на следующий день разберется с коллегами и отправится навстречу своей новой судьбе на старинную ткацкую фабрику. Там находится штаб-квартира Братства Ткачей — тайного ордена убийц, который уже тысячу лет заранее устраняет тех, кто в будущем может представлять опасность для человечества. Членом Братства был и отец Уэсли, за которого теперь герою предстоит мстить. Но вначале он должен научиться стрелять так, чтобы пуля могла петлять в воздухе, заворачивая за угол...
А еще раньше новые учителя будут избивать его в бифштекс и вывешивать перед ним для тренировок на мясных крюках... нет, не туши, а настоящие трупы.
Все это, разумеется, выглядит более чем вторичным по отношению к «Бойцовскому клубу», «Матрице» и еще десяткам фильмов. Но в таком случае это «Бойцовский клуб», укушенный бешеной собакой, и «Матрица», которой куском арматуры вышибли мозги. Претенциозность жеванных-пережеванных к настоящему моменту рассуждений о современной цивилизации заранее убита прямо-таки нарочитой маразматичностью истории. Имена жертв выдает ткацкий станок. Покалечившиеся киллеры, вернувшись в средневековые интерьеры штаб-квартиры, купаются в какой-то живой воде и моментально исцеляются. И так далее. «Особо опасен» точно не понравится зрителям, которым нужно, чтобы во всем был смысл (или хотя бы его жалкое подобие).
С другой стороны, как сказал однажды Джон Леннон, «не обязательно, чтобы во всем был смысл». Зато «Особо опасен» по концентрации экшна похож на прошлогодний стебный боевик «Пристрели их». Во всех интервью господин Бекмамбетов неизменно рассказывает о том, как его поразили предоставленные ему голливудскими боссами свобода и контроль над процессом. Кстати, кроме Хабенского (в небольшой роли помешанного на жестоких экспериментах над крысами русского) Бекмамбетов захватил с собой своих специалистов по спецэффектам.
Уже по трейлеру было видно, что режиссер остался верен своему (прекрасно узнаваемому — не зря о нем так любят шутить) избыточному стилю — просто теперь он не отягощен типичными болезнями отечественного «ответа Голливуду». И теперь (когда больше не нужно делать скидку на техническое несовершенство спецэффектов и прочих визуальных понтов или их неуместность) этот стиль оказывается сплошным удовольствием для любителей жанрового кино — крепким и насыщенным всякими маленькими запоминающимися выдумками.
Любовно осмотренные камерой со всех ракурсов пули сталкиваются в воздухе, расплющивая друг друга. Джоли, лежа на капоте машины и охватив ногами руль, на пару секунд отвлекается от перестрелки и, чуть повернув голову, совершенно незабываемым рассеянным и каким-то беззащитным взглядом осматривает окрестности. Джоли на белых «Жигулях» таранит поезд. То, что будет дальше с поездом, сделано еще круче...
В «Особо опасен» нет никаких особенных прорывов – это просто (очередной) дорогой летний потенциальный блокбастер. Но – блокбастер с необузданным жестоким драйвом и отменной зрелищностью.
По энергетике это один из тех комиксовых фильмов о человеческих сверхвозможностях, которые дают развалившемуся в кресле зрителю чисто физиологическую радость бытия, удовольствие от обладания телом. Прыгать по крышам вагонов, конечно, не стоит, но, воспоминание об этом вдохновении в спортзале или во время пробежки явно пригодится.
Елена Полякова