Экономика Встал за прилавок

Встал за прилавок

Известный застройщик запустил собственную сеть магазинов — в новых микрорайонах живут тысячи людей, но нельзя купить булку хлеба

В жилмассиве «Просторный» появился первый магазин — жители ждали его более года. Оказалось, что он входит в сеть торгового дома «Плющихинский», которую развивает девелопер Алексей Джулай. Почему крупные торговые сети не стремятся открывать супермаркеты в развивающихся микрорайонах и может ли собственная сеть застройщика стать успешной, узнавала корреспондент НГС.БИЗНЕС.

В строящемся жилмассиве «Просторный» на окраине Кировского района появился первый магазин — его в одном из первых заселенных домов открыл ТД «Плющихинский». Небольшой магазин под баннером с надписью «Продукты» работает около 3 недель — с двумя торговыми залами и стандартным для такого формата набором продуктов: хлеб, бакалея, хозяйственные товары и др. У торгового дома «Плющихинский» точка стала шестой: 4 работают на Плющихинском жилмассиве (последний, на ул. Татьяны Снежиной, 43, открыли 6 февраля), а еще один (в офисе его назвали киоском) — на территории завода «Дискус». В ближайшее время в одном доме с продуктовым магазином должен появиться и магазин промтоваров, рассказал руководитель отдела продаж компании Олег Басалаев.

По данным ЕГРЮЛ, торговый дом в 2010 году учредил владелец группы «Дискус» Алексей Джулай. Он же владеет сегодня компаниями, управляющими уже построенными «Дискусом» домами и обеспечивающими их интернетом. Выручка ТД «Плющихинский» в 2015 году составила 241,5 млн руб., хотя по итогу компания все же сработала в убыток на 2 млн, следует из отчета о ее финансовых результатах в «СПАРК».

«Рынок не терпит пустоты, если есть рыночная возможность — ее кто-то реализует. Пусть [Алексей] Джулай попробует, — размышляет управляющий партнер компании DSO Consulting Сергей Дьячков. — Понятно, что там потребителей много, понятно, что сети туда с опаской смотрят, и понятно, что он хочет максимально диверсифицировать свой бизнес на тех территориях, которые он застроил. Есть кошелек потребителя, который там живет, и он пытается в этом кошельке занять максимальную долю. Единственное сомнение — в квалификации. Но поживем — увидим».

Первый магазин на «Просторном» — единственный пока способ обеспечить самым необходимым жителей развивающегося жилмассива, свидетельствуют данные 2ГИС. Других магазинов тут просто нет.

Впрочем, как отмечала директор компании RID Analytics Елена Ермолаева, развивающийся жилмассив с полным отсутствием какой-либо серьезной торговой конкуренции вполне может дать старт развивающейся торговой сети — например, новому формату «Ленты».

Однако если компания и решит заходить на жилмассив, то ей, вероятнее всего, придется строить собственные здания. «Максимум, что мы можем предложить, — это 300 кв. м, даже если весь дом объединим. Сетевикам этого мало, им надо хотя бы 600 кв. м», — говорит Олег Басалаев.

Коммерческий директор сети супермаркетов «Быстроном» Тимофей Герасько назвал отсутствие подходящих площадей основной причиной невысокого интереса к новым микрорайонам. «Сейчас у нас формат — 7–8 тыс. кв. м. В жилом доме разрешено делать магазин не более 1,5 тыс. кв. м, это маленький магазин, — объясняет он. — Тем более первый этаж, как правило, получается очень неудобным, потому что он рассечен лестницами, лифтами и т.д.».

В холдинге «Сибирский Гигант» (владеет, в частности, сетью супермаркетов «Горожанка») отсутствие интереса к новым микрорайонам подтверждать не стали. «Мы просто постепенно осваиваем новые микрорайоны», — заверила директор по маркетингу и рекламе холдинга Мария Бей. Основные требования ритейлера сводятся к наличию необходимых техусловий для размещения оборудования, в том числе производственного, парковкам и плотности застройки, а площади компания готова как возводить сама, так и покупать или брать в аренду. Впрочем, для «Горожанки», самого компактного формата сети, рассматривают помещения в 1,2–1,3 тыс. кв. м.

По мнению Сергея Дьячкова, дело не только в площадях, но и в платежеспособности населения новых крупных микрорайонов. Поэтому там и открываются в первую очередь небольшие магазины сетей-дискаунтеров: «Магнит», «Ярче!», «Мария-Ра», «Пятерочка». «Цена квартиры определяет доход потребителя, именно поэтому дискаунтеры чаще туда заходят, а условно более дорогие сети еще 100 раз подумают, есть ли там для них рыночные возможности», — комментирует Дьячков.

По оценке Олега Басалаева, свободных коммерческих площадей в домах «Дискуса» очень много. Их стоимость стартует с 40 тыс. руб. за кв. м и зависит от расположения — на правом или левом берегу. В ближайшее время в «Просторном» откроются и другие магазины. О подробностях представитель компании говорить отказался, отметив лишь, что они не сетевые.

В более обжитых микрорайонах проблему ритейла решило время. На вопрос, сложно ли было заманить к себе ритейлеров, директор по продажам ООО «ДСК КПД-Газстрой» (развивает микрорайон «Чистая Слобода») Эдуард Ляхов смеется: «Сложно — это школа, сложно — это поликлиника, а торговые сети — это несложно».

По его словам, переизбытка торговых площадей в домах «Чистой Слободы» нет: в домах их закладывается от 2 до 4, их размер варьируется от 60 до 100 кв. м. «Цена их невелика, от 2,5 млн до 6 млн руб., и у нас нет проблем с продажей помещений, потому что в первую очередь мы предлагаем их тем людям, которые уже имеют торговые точки у нас в районе. Как правило, в 70 % случаев они же их и выкупают», — добавляет Эдуард Ляхов.

Директор компании «Энергомонтаж» Иван Сидоренко долю свободных коммерческих помещений в домах при арендной ставке в 600–700 руб. за кв. м оценил на уровне 20–30 %.

Недостатка в продуктовых магазинах «Родники» не испытывают, считает он, но договориться с крупными сетями пока действительно не получается.

«Для них лучше, конечно, проектировать заранее и специально. У супермаркетов на 200–500 кв. м свои требования, и не всегда на первых этажах жилых домов это реально сделать», — объясняет девелопер.

У компании был собственный опыт открытия магазинов формата «у дома», но, признает директор «Энергомонтажа», не слишком удачный: на территории микрорайона и сейчас работает несколько магазинов «Изюминка», но без перспективы превратиться в настоящую сеть. «Все закупочные цены основываются на объемах, а "Изюминка" — это маленькие магазинчики около дома, 70–100 кв. м, и, конечно, закупаемые объемы не могут конкурировать с тем же "Холидеем" или "Марией-Ра". Соответственно цены на продукты просто не получилось сделать [доступными]», — комментирует Иван Сидоренко, добавляя, что все-таки «каждый должен заниматься своим делом».

Определенные проблемы с открытием магазинов на территории отметил и директор компании «ПромГражданСтрой» (строит поселок «Пригородный простор») Алексей Кузнецов. «С удовольствием какую-нибудь сеть бы здесь увидел, честно, но у сетей очень жесткие стандарты, — говорит Алексей Кузнецов. — У нас был опыт общения с одной сетью: они приехали и первое, что увидели, — усадебную застройку села Толмачево. Написали "частный сектор", а у них это равно отказ. Здесь в округе 15 тыс. человек живет, и примерно 15 тыс. машин суточный трафик по шоссе, но "нет, нам это неинтересно, частный сектор". Поэтому я иллюзий никаких не строю».

Сейчас в «Пригородном просторе» работает крытый рынок, затраты на него Кузнецов называет «авансовыми», как и на создание другой инфраструктуры — остановки, дома быта, спортивного центра, детского сада и кафе:

«Это все, на самом деле, пока попахивает благотворительностью — так очень хорошо попахивает, но и без этого никуда нельзя».

Аналогичный опыт есть и у группы «Стрижи»: в микрорайоне работает магазин сети «Магнит», но помимо него в собственном ТЦ группа открыла небольшой крытый рынок фермерских продуктов. «Фермерский продукт, продукт малого бизнеса, продукт среднего бизнеса был вытеснен [ритейлерами] на задворки, а интерес у потребителя остался. И вторую точку ритейла мы сделали именно для этого сегмента — и, как нам показывает опыт, угадали, — говорит гендиректор застройщика Игорь Белокобыльский. — Конечно, этот подход потребовал очень большой возни с созданием системы контроля качества, свежести и т.д., но окупился сторицей, потому что потребитель по этому формату соскучился».

Аналогичный проект «Стрижи» планируют реализовать на площадке на ул. Объединения: в здании площадью около 3 тыс. кв. м часть займет фермерская продукция, часть будет сдана сетям, торгующим непродовольственной продукцией. Если опыт окажется удачным, в компании не исключают запуска собственной сети.

Лиза Пичугина
Фото Ольги Бурлаковой (1, 2), предоставлено ГК «Стрижи» (3)

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
257
Форумы
ТОП 5
Мнение
«Доверия нет никакого»: сибирячка погасила огромные долги умершего экс-супруга — почему она не смогла закрыть счета в банках
Анонимное мнение
Мнение
Вечер под винил и элитные голубцы: жительница Новосибирска приехала в Томск на выходные, чтобы поесть — что ее впечатлило
Маргарита Резникова
СММ-редактор
Мнение
«Мясо берем только по праздникам и не можем сводить детей в цирк»: многодетная мать — о семейном бюджете и тратах
Анонимное мнение
Мнение
«Любителям „всё включено“ такой отдых не понравится»: почему путешествие в Южную Корею лучше курортов Турции
Анонимное мнение
Мнение
«Никто не спрашивает мать: „Как вы?“». Сибирячка рассказала, через что прошла, когда ее сын решился на самое страшное
Анонимное мнение
Рекомендуем
Знакомства
Объявления