Жители Новосибирска обнаружили на бывших картофельных полях недалеко от реки Камышенки неогороженный глиняный карьер. Он существует около двух лет, но особенно активно начал разрастаться этим летом. Часть его уже заброшена и успела зарасти мусором, стихийная свалка образуется вдоль накатанного проезда к нему, а на спуске появились глубокие трещины. Кто может быть причастен к незаконной разработке глины и чем это грозит экологии и городскому бюджету — в материале НГС.
За логом и небольшим березовым лесом между жилмассивом Энергетиков и Ключ-Камышенским плато, по которым бегут речка Камышенка и её ручьи-притоки, когда-то, по словам местных жителей, была территория агрофирмы и картофельные поля. Сегодня о них ничего не напоминает. Вместо картофеля местные жители уже пару лет наблюдают постепенно разрастающийся карьер.
— Карьер появился примерно 2,5 года назад, 2 года назад я его точно видел, — рассказал журналисту НГС житель района Пединститута Денис. — Я бегаю там постоянно и вижу, что он разрастается. Буквально за это лето там образовалась вторая половина карьера, и он углубился.
Разрастание карьера мужчину обеспокоило: он не огорожен и не охраняется, у него нет паспорта объекта и на одном его краю уже образовалась стихийная свалка. Всё это, очевидно, не идет на пользу окружающим ручьям и лесу, где Денис видел ежиков.
Всего карьеров здесь два: маленький и постоянно разрастающийся большой. Второй расположен частично на земельном участке, сформированном для строительства магазина, частично — на неразграниченной территории, которая, по данным публичной кадастровой карты, относится сегодня к зоне рекреации Р-4.
И выделенный участок, и окружающая его земля, согласно ответу мэрии Новосибирска, находятся в государственной собственности. Никаких работ мэрия на территории не проводит и о выданных разрешениях на земляные работы не знает. Лицензии на разработку недр выдает региональное министерство природных ресурсов и экологии, но в этом случае ведомство никому подобных документов не выдавало. Фактически разработка глиняного карьера ведется незаконно.
Кто ворует глину?
Президент Фонда защиты природы и окружающей среды «Зеленый стандарт» Михаил Михайлов предположил, что глину активно выбирают для одной из строек в этом районе.
— Дорога, которая туда ведет, отсыпана строительным мусором, там выложены дорожные плиты — это подготовленная технологическая дорога. Добыча глины идет нелегально, но в больших масштабах, с привлечением тяжелой техники: экскаваторов, самосвалов. Следы свежие, значит, добывают уже вот в этот период, когда дожди пошли, — описал свои наблюдения Михаил Михайлов.
Денис появление карьера связывает с началом строительства на улице Рябиновой, 14/1 — там ЖК «Первый на Рябиновой» строит ГК «Первый строительный фонд», отсыпая площадку в том числе глиной. Впрочем, по словам владелицы соседнего со стройкой частного дома, глина есть и на ее участке, а в «Первом строительном фонде» причастность к карьеру отрицают. Помощник исполнительного директора Екатерина Трунова в довольно эмоциональной форме ответила на запрос журналиста НГС, что «никто из компании никаких разработок там не ведет и не понимает, о чём речь».
— Для обратной засыпки и планировки земельного участка использовался грунт, оставшийся при разработке под фундаменты жилого дома и парковки, — добавила замдиректора по развитию «Первого строительного фонда» Ольга Романова.
Еще две стройки идут на Ключ-Камышенском плато. В компании «СтройЭверест-Н», которая строит два дома на Ключ-Камышенском плато, также отрицают свою причастность к карьеру. На улице Пролетарской группа «ВИС» возводит здание поликлиники № 7 — в компании сообщили, что для их проекта глина в принципе не нужна.
— Ни генеральный подрядчик строительства поликлиники № 7 на улице Пролетарской, которым является ООО «ПФ "ВИС"», ни субподрядная организация ООО «СУ РСТ» не выполняют никаких работ за границами строительной площадки. В рамках этого проекта потребности в использовании глины нет, — заявили в компании.
Ни Денис, ни журналисты НГС, ни встреченный журналистами возле карьера мужчина, гонявший по карьеру огромный Range Rover на дистанционном управлении, ни Михаил Михайлов не видели в карьере технику. Неофициально источник НГС в региональном Минприроды усомнился, что кого-то накажут: за глиной сюда могут приезжать нерегулярно, по мере надобности, поэтому вычислить и зафиксировать похитителей почти невозможно.
— У нашего фонда есть аналогичный печальный опыт. Мы в районе Ордынки также нашли незаконный карьер по добыче глины, причем рядом с местным полигоном ТКО и газораспределительной станцией. Написали обращение, но виновные так и не были установлены, хотя мы даже приложили фотографии автомашин грузовых, которые были замечены в этом карьере. Это было в 2019 году, — согласился Михаил Михайлов.
Тем не менее мэрия Новосибирска провела уже две проверки на территории, в конце сентября и в октябре, и обратилась в полицию с просьбой установить нарушителей и принять меры по факту хищения грунта. Журналист НГС также написала обращение в Росприроднадзор, который может принять административные меры.
Чем может быть опасен незаконный карьер
Неогороженный и бесконтрольно разрабатываемый карьер может серьезно навредить и экологии, и городскому бюджету.
Во-первых, на одном краю карьера, где разработку не ведут, начала образовываться стихийная свалка: здесь и строительный мусор, и твердые коммунальные отходы. Вдоль отсыпанной для подъезда к карьеру дороги тоже появляются кучи мусора — сюда их свозят недобросовестные перевозчики отходов и местные жители. По словам Дениса, вместе с другими активистами он уже вывез на переработку несколько автомобилей с пластиковыми бамперами.
Со сточными водами и сам мусор, и различные вредные вещества почти наверняка попадут в речку, которой и так нелегко приходится. Кроме того, с водой в речку уже сейчас попадает и сама глина, которая заиливает ее русло и мешает свободному течению воды. Результатом могут быть затопления, а учитывая то, что речка бежит по глубокому логу, по краям которого стоят жилые дома, частные и многоэтажные, они со временем могут просто сползти в лог. По словам Михаила Михайлова, необдуманная разработка может изменить и водоносные слои, что означает, что подземные источники будут искать другие выходы.
Во-вторых, генплан города, разумеется, составлен без учета незаконных карьеров. Согласно проекту планировки этого района, карьер находится на границе между общественной застройкой, территорией объектов культуры и спорта и зеленой зоной. Чтобы всё это реализовать, территорию придется рекультивировать.
— У нас, согласно отчетам СГК, переводят золошлаковые отходы в материалы, которые в том числе могут использовать для рекультивации таких карьеров. Но, опять же, кто-то извлек выгоду, разрабатывая глину и получая ее бесплатно, а потом кто-то должен будет платить, чтобы рекультивировать эту территорию, — заметил Михаил Михайлов. — Если не найдется виновник, скорее всего, затраты потребуются от мэрии. А это бюджет наш, городской. Я не эксперт по деньгам, сколько будут стоить эти золошлаковые материалы, но в копейку всё равно встанет.
Пока тут и там в области разработки ведутся незаконно и беспрепятственно, горожане активно протестуют против даже законной добычи: одним из крупных конфликтов в последние два года стало противостояние добывающей компании «Старица» с жителями Ленинского района.