
Александра Мысика сначала взяли под стражу, но потом выпустили из СИЗО
В Дзержинском районном суде 21 января начали рассматривать второе (или, если хронологически, то первое) уголовное дело бывшего руководителя компании «МЕТРО МиР» Александра Мысика — то самое, с которого и началось уголовное преследование бывшего высокопоставленного управленца. Журналисты НГС побывали на первом заседании суда, выслушали обвинительное заключение следствия, а также позицию защиты и вспомнили странные метаморфозы, которые претерпело загадочное уголовное дело.
То ли можно было, то ли нельзя
В ноябре 2022 года новосибирцы заметили возле здания муниципального предприятия «МЕТРО МиР» людей в черных масках, курсирующих с коробками документов между офисом компании и черными микроавтобусами с тонированными стеклами. Удивления сцена не вызвала: в том, что строительство метро в Новосибирске ведется, мягко говоря, своеобразно, уже был уверен если не каждый первый, то каждый второй горожанин точно. Но следователей и оперативников интересовало не это.
По версии следствия, руководитель «МЕТРО МиР» Александр Мысик превысил свои должностные полномочия, пока строил дороги к новому ЛДС. Правда, каким образом он это сделал, следствие определилось не сразу.
Согласно первоначальному обвинению, предъявленному управленцу в ноябре 2022-го, с 2019 по 2021 год он как руководитель тогда еще МУП «УЗСПТС» организовал добычу песка из подводного карьера в протоке Оби, чтобы построить подъездные дороги к ледовой арене. Эту деятельность муниципального предприятия широко освещали в СМИ, но неожиданно правоохранители выяснили: песок этот для дорог не подходит. Подъездные дороги к ледовой арене, соответственно, получились некачественными и небезопасными.
— Устранение указанных нарушений возможно лишь посредством физического удаления непригодных строительных материалов из слоя дорог и возведения дорог с использованием песка, отвечающего требованиям проектной документации, — рассказывали в Восточном межрегиональном следственном управлении на транспорте Следственного комитета России, комментируя обвинение.

По версии следствия, при авральном строительстве дорог к новому ЛДС Александр Мысик дважды нарушил должностные полномочия, что привело к тяжким последствиям (для бюджета)
В процессе разбирательства следователи нашли в действиях уже бывшего главы «МЕТРО МиРа» и другие нарушения, по итогам которых возбудили еще четыре уголовных дела. Одно из них — о затоплении детского садика — закончили слушать в Дзержинском суде в конце декабря, приговорив обвиняемого к 1,5 годам лишения свободы условно.
Но это были далеко не единственные изменения в уголовной истории Александра Мысика, произошедшие за два года и два месяца с момента его задержания.
Если первую пару месяцев вопрос, когда будут переделывать дороги к ледовой арене, еще звучал в публичном пространстве, то уже в 2023-м обсуждение окончательно заглохло. Вместо этого 16 января 2023 года в прокуратуре Новосибирской области рассказали, что во время строительства все тех же дорог Александр Мысик провел не предусмотренные проектной документацией дноуглубительные работы и оплатил их, в результате чего Новосибирск потерял больше 37 миллионов рублей. Это дело стало вторым по счету, и оба потенциальных нарушения закона соединили в одно производство.
А где-то между ноябрем 2022-го и январем 2025-го песок из обской протоки был реабилитирован, а дороги снова стали безопасными. В отличие от обвиняемого. Мало того, что эпизод с дноуглубительными работами никто не отменял, следователи нашли в деле новые нарушения.
— Обвиняемый допустил неправомерное отчуждение песка, являющегося собственностью государства, в объеме более 130 тысяч кубических метров и стоимостью 43 миллиона рублей, в пользу третьих лиц, существенное отступление от требований проектной документации по объектам строительства в части качества и стоимости применяемый материалов, а также неправомерное подписание исполнительной документации, послужившей основанием для выплат по контрактам, — рассказал журналистам старший прокурор отдела по надзору за процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью Западно-Сибирской транспортной прокуратуры Максим Кравченко.

Сторону обвинения представляют сразу два государственных обвинителя. Впрочем, против них играют и два адвоката
Согласно обвинительному заключению, изначально контракты предполагали, что песок купят у сторонних поставщиков. Вместо этого муниципальное предприятие, а затем и компания-подрядчик получили лицензии на добычу. Это обошлось бы бюджету дешевле, но в документы не внесли изменения.
В итоге во время строительства двух дорог Александр Мысик, по данным следствия, дважды превысил полномочия, причинив ущерб как городскому, так и федеральному бюджету.
Ущерб по первому эпизоду, согласно оглашенным материалам, составил более 82 миллионов рублей, по второму — 402 миллиона рублей.
«Я еще и сэкономил»
Сам Александр Мысик как в процессе, так и за его пределами был немногословен. Говорить с журналистами он отказался вовсе, а на вопрос судьи, понимает ли он суть предъявленного обвинения, ответил:
— С точки зрения русского языка — понимаю, вообще — нет, — ответил бывший управленец, добавив, что более подробно его непонимание раскроют адвокаты.
Интересы Александра Мысика в суде представляют адвокаты Павел Яровой и Марина Морковина, которая в течение 20 лет была сотрудницей Новосибирской областной прокуратуры. По мнению защитников, в деле вообще нет уголовной составляющей, точнее, состава преступления.

По мнению стороны защиты, проводить дноуглубительные работы Александру Мысику велело начальство — и этому якобы есть документальные подтверждения
Во-первых, утверждают защитники, следователь никак не объяснил, почему их клиент не мог заключать договоры на проведение дноуглубительных работ. Ведь это ему фактически приказали сверху.
— Здесь именно та ситуация, когда следователем внесены в обвинительное заключение сведения, прямо противоречащие реальным документам, находящимся в рамках уголовного дела. Были прямые указания первого заместителя председателя правительства Новосибирской области, мэра города Новосибирска и руководителя департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса, — заявил Павел Яровой.
По данным защиты, в апреле 2019 года состоялось совещание по вопросам «финансового обеспечения начала работы по планировке участков» на месте будущей ледовой арены и дорог к ней. В нем приняли участие ряд областных министров, первый зампред правительства Новосибирской области, сам Александр Мысик и его непосредственный руководитель, начальник дептранса мэрии, которые в том числе и решили вопрос о дноуглубительных работах.
— Совещанием было принято следующее решение, — зачитал копию стенограммы Павел Яровой. — Мэрии города Новосибирска — Локтю А.Е. — направить в адрес министерства транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области обоснование фактических затрат на разработку проектно-сметной документации, заключить договор на поставку песка (устройства временных водных путей для доставки на площадку строительства автомобильных дорог к многофункциональной ледовой арене) в срок до 17 апреля 2019 года. То есть на данном совещании прямо было указано, что этот договор необходимо заключить.

Сначала добычу песка из протоки Оби хвалили как отменную экономию бюджетных средств, потом оказалось, что он некачественный, а под конец вышло, что все-таки качественный, но как-то незаконно добытый
Доводы следователя о том, что работы были не нужны, и деньги на них потратили зря, адвокаты сочли странными: ведь добытый со дна песок в итоге стал частью дорог к новому ЛДС.
Странно, по мнению защитников и самого Александра Мысика, выглядит и второй эпизод дела, связанный с незаконным, по версии следствия, изъятием песка на огромную сумму. Как заявила адвокат Марина Морковина, и МУП, и позже сменивший его подрядчик ООО «СК Градопроект» добывали песок по лицензии, за которые заплатили. Песок из подводного карьера стал сначала косой, которую специально намыли для подъезда транспорта, а потом, когда ее срыли, — частью строящихся дорог.
Более того, даже если предположить, что денег было потрачено больше, чем нужно, то разве что на стоимость добычи песка. Следователи просто не стали ее вычислять, посчитав ущерб по стоимости всего выкопанного песка.
Воспрявший духом после речей защитников, Александр Мысик на вопрос судьи, согласен ли он со словами адвокатов, ответил утвердительно, а затем заявил, что не просто не виноват, а еще и хорошо поработал.
— Я сэкономил 122 миллиона рублей, — заявил он.
Разбираться с тем, было ли совершено при строительстве дорог преступление (вернее, два преступления), и если это так, кто должен за него отвечать, предстоит суду. Это явно займет немало времени: предстоит допросить представителя потерпевшей стороны, свидетелей по делу, изучить письменные доказательства. Последние, уверены адвокаты, прямо противоречат выводам следователя.
Всю многолетнюю историю уголовного преследования Александра Мысика мы собрали для удобства читателей в одном сюжете.
Ранее НГС писал о деле другого муниципального предприятия — Спецавтохозяйства. Разбираться в нем тоже приходится суду.