В день последнего звонка, 25 мая, в районе остановки «Инструментальный завод» на ул. Большевистская новосибирцы стали очевидцами массового задержания ОМОНом парней 16–18 лет на вид. Первоначальная информация о разборке между двумя молодежными группировками, в которой участвовала тысяча человек, подтвердилась лишь частично. Корреспондент НГС.НОВОСТИ выяснил, что в городе появилась новая банда, а также узнал подробности сходки под мостом, на которую пришлось отправлять ОМОН, и попытался понять, опасны ли новые молодежные банды простым новосибирцам.
Как сообщили в ГУ МВД РФ по НСО, полицию на остановку «Инструментальный завод» вызвали 25 мая жители домов по ул. Большевистская — их испугала толпа молодых людей, которые были довольно агрессивно настроены и куда-то шли. На место выехали 3 «Урала» и несколько «ГАЗелей» с ОМОНом, которые задержали в общей сложности 37 молодых новосибирцев.
Как выяснилось позже, это были участники несостоявшейся массовой разборки между двумя молодежными группировками — «есенинскими» и «спортиками» (спортсменами. — Я.П.).
Как рассказали автору участники событий, «есенинская» коса нашла на камень 19 мая, когда был побит один из подростков — за татуировку, похожую на праворадикальную. Пострадавший оказался спортсменом из Первомайского района. Разобравшись, кто есть кто, стороны решили 25 мая устроить разборку под Бугринским мостом. Однако на разборку приехали только спортсмены и их друзья — причем не только с Первомайки, но и из Кировского и Ленинского районов. В общей сложности не менее 100 человек. Многие взяли с собой перцовые баллончики, кто-то даже электрошокер, рассказали автору участники разборки, — все это изъяла полиция. А вот оппоненты — члены «есенинской» группировки — не приехали. «Договаривались на одно количество, а их приехало в 10 раз больше», — сообщил НГС.НОВОСТИ один из «есенинских».
Группировка «есенинских» — довольно новое явление для улиц Новосибирска. Образовалось движение в прошлом году из группы esenina_news в соцсети «ВКонтакте». Главное, что объединяет его членов, — проживание на ул. Есенина или рядом, причем пол, возраст, национальность роли не играют. Поэтому в команде есть девушки, много выходцев из Средней Азии, средний возраст — 14–18 лет. Начали «есенинские» с рейдов по улицам. «За год мы разогнали всех наркоманов. Никто теперь не вырывает сумки у женщин», — рассказал автору один из организаторов этого движения 18-летний Евгений (имя изменено по просьбе молодого человека. — Я.П.). За год число активных «есенинских» выросло примерно до 100 человек. Место сбора — заброшенное кирпичное здание на ул. Есенина, здесь проходят импровизированные рэп-концерты, шашлыки и прочие развлечения. Автор побывал на базе «есенинских» — забор выломан, кругом горы битых кирпичей. Первый этаж облагорожен граффити во всю стену, сюда же затащили детскую карусель с какого-то двора. Над входом в одно из помещений повесили снятый где-то дорожный знак, на котором написано «Ароматный угол».
Однако за год группировка стала агрессивнее: их стали замечать в нападениях на тех, кто ходит в подкатанных джинсах — «подкатах»
(изначально так ходили скинхеды и прочие праворадикальные молодежные группировки. — Я.П.). Местные жители рассказывают, что попадало даже обычным хипстерам, подворачивающим джинсы ради красоты. Широко известны в районе они стали после «акции» 19 мая, когда несколько десятков школьников залезли на крышу остановочного комплекса «Ул. Есенина» и на глазах прохожих начали скандировать «АУЕ»* (блатной жаргон: «Арестантский уклад един». — Я.П.). Один из руководителей «есенинских» 21-летний Денис (имя изменено по просьбе молодого человека. — Я.П.) уверяет: ««АУЕ» и «подкаты» — это чисто малолетский «загон», с ними провели беседу и впредь этого повторяться не будет».
Как выяснил корреспондент НГС.НОВОСТИ, молодежные группировки Новосибирска по-прежнему объединяются по территориальному принципу. Самыми крупными считаются «Первуха» (около 100 участников, Первомайской район), «Чемас» (Северо-Чемской микрорайон), «Расточка», «Затон», «Троллейка» (Троллейный жилмассив), «МЖК», «Есенинские». Как правило, их участники не только живут на одной улице, но в первую очередь учатся в одной школе. Кроме того, есть «движения» на основе политических пристрастий — самые крупные это «правые», — и на основе спортивных увлечений — например футбольные «ультрас», поддерживающие ФК «Сибирь», — их около 100 человек. Одно из необычных движений — «Greenline Front Новосибирск», численностью несколько десятков человек. Занимаются экологическими мероприятиями, например уборкой в Заельцовском парке, — и при этом движение пропагандирует «правые» идеи и «превосходство белой расы». И подворачивают джинсы, кстати.
Психолог, председатель комитета по делам молодежи мэрии Ирина Соловьева считает: «Улица на улицу ходили и в моем детстве, это никуда не ушло».
Городская лента новостей не противоречит мнению психолога: нападения банд подростков на прохожих происходят даже в центре города. Так, в июле 2015 года на директора магазина Rock House и его жену напали хулиганы, которых пострадавший описал как представителей скинхедов либо молодежного движения скаутов. Спровоцировали молодых людей, предположил он, его татуировки и необычная стрижка. А в марте 2016 года на видео попала массовая драка возле ГУМа — во время потасовки на парковке два десятка парней уронили на пол и избили ногами несколько человек. В полиции, впрочем, заявили, что за медицинской помощью никто не обратился. В большинстве случаев жертвами молодежных банд становятся их сверстники — так, 11 апреля неподалеку от ТЦ «Сибирский Молл» на ул. Журинская группа школьников забрала мобильный телефон у своего сверстника — полиция задержала 8 подростков.
В материал были внесены изменения: удален комментарий руководителя центра антикриминального просвещения «Криминон-Новосибирск» Татьяны Красильниковой, так как после выхода материала редакцией установлена прямая связь указанной организации с последователями учения Рона Хаббарда (сайентология), чьи книги признаны в РФ экстремистскими.
* Запрещено в РФ