
Многие киоски в переходе на площади Ленина не работают
Новосибирский метрополитен в 2024 году получил больше 11 миллионов рублей за сдачу помещений в аренду. За те же услуги, только в подземном переходе под часовней на Красном проспекте, муниципальное «Метро МиР» заработал 4,5 миллиона, а в текущем году плату увеличили почти втрое. При этом многие площади там сейчас пустуют. НГС выяснил, какие компании зарабатывают на подземной торговле в центре города, и почему они могут остаться без прибыли.
Кто зарабатывает на аренде
Всего в 2024 году площади в новосибирском метрополитене арендовали больше сотни компаний и индивидуальных предпринимателей, на конец года их было 130.
«Плата, полученная от сдачи всех помещений в 2024 году — 11 662 146, 35 рублей. Цена аренды 1 кв. м помещений МУП „Новосибирский метрополитен“ в 2022 году увеличилась в среднем на 10%, в 2023 году — на 9%, в 2024 году — на 10%», — сообщили в пресс-центре мэрии Новосибирска.

Сейчас в киосках, которые там работают, торгуют одеждой, выпечкой, кофе, цветами, галантереей, косметикой, украшениями, товарами для мобильных телефонов.
Если большинство помещений на станциях метро работают, то в подземном переходе на Красном проспекте многие пустуют. В других продают сувениры, одежду и косметику. Этот переход находится в самом центре города, аренда стоит 523 рубля за квадратный метр.

В переходах метро торгуют уже достаточно давно
«Арендатору с 01.02.2025 года предложено заключить дополнительное соглашение о повышении арендной платы до 13 миллионов в год за весь переход», — объяснили в мэрии.
Сам переход находится в ведении муниципального «Метро МиР». За прошлый год компания получила выручку за сдачу помещений в аренду в 4,5 миллиона рублей. Тогда в переходе было 30 арендаторов, а с февраля он только один — ООО «Квадрат».
«Метро МиР» — муниципальное предприятие, которое принадлежит департаменту дорожно-благоустроительного комплекса мэрии Новосибирска. Выступало заказчиком работ по строительству станции метро «Спортивная». В 2023 году выручка, по информации RusProfile, составила 781 миллион рублей, чистая прибыль — 4,7 миллиона.
В Новосибирске зарегистрированы несколько компаний с таким названием. Мэрия не назвала фирмы, которые арендовали помещения в переходе в 2024 году. Поэтому выяснить, какие доходы получают эти предприятия, не удалось.
«Бизнес, уходящий в прошлое»
Количество открытых торговых точек в переходе на Красном проспекте могло уменьшиться из-за того, что все больше людей приобретают вещи на маркетплейсах.
«Я думаю, это связано с изменяющимся рынком и спросом. Сегментом, с которым там всегда хорошо шла работа, были вещи. А они сейчас в основном переехали в Wildberries и Ozon. Вся эта история с торговыми точками медленно и верно исчезает с рынка, потому что маркетплейсы около дома — удобнее, дешевле, быстрее, сервис выше», — считает девелопер Евгений Бурденюк.
По мнению предпринимателя, цены на товары в подземных переходах могут быть выше из-за сложностей в логистике и платы за аренду. В результате конкуренция с маркетплейсами становится практически невозможной.
«Эта ниша отходит. Возможен переформат. Допустим, это могло бы трансформироваться в общепит. Но общепит требует других условий. Соблюсти требования для него очень сложно, — отметил Евгений Бурденюк. — Кофейни и булочные есть, но чтобы появилось что-то более тяжелое, надо обеспечивать определенные технические условия. Это бизнес, наверное, уходящий в прошлое».

Сейчас многие предпочитают покупать одежду на маркетплейсах, но кому-то нужно обязательно потрогать и померить вещи перед покупкой
Причиной того, что переход на Красном проспекте не пользуется популярностью, может быть и его расположение.
«Люди не любят спускаться в подвалы, чтобы что-то покупать. С другой стороны, это же переход, и люди туда идут автоматически, чтобы добраться от пункта А в пункт Б, а не за товарами народного потребления», — предположил Александр Назаров, управляющий партнер компании «Назаров и партнеры».
По наблюдениям эксперта, наибольшей популярностью пользуются коммерческие помещения, которые находятся на первых этажах зданий, где есть хорошее освещение и большие окна.
«Точно так же надо заставить людей подняться на второй этаж, это тоже очень тяжело. Можно заметить, если рядом будут два одинаковых помещения, у одного будет две-три ступеньки, а у другого — вход в уровень с тротуаром, то выручка в магазине с тротуаром будет гораздо выше. Это уже проверено и доказано. Опять же, спускаясь в переход, люди идут по своим делам. И, наверное, каких-то целевых покупателей, кто бы шел именно туда, чтобы что-то покупать, не так много», — добавил Александр Назаров.

Несколько лет назад в переходе сделали ремонт
Другой проблемой может быть проблема с рекламой таких торговых точек. Возможно, продавцы недостаточно привлекают людей для того, чтобы они шли за покупками в подземный переход.
Работа в метро, по мнению эксперта, может быть прибыльной. В таких торговых точках сложности возникают из-за того, что новосибирцы торопятся и не всегда обращают внимание на товары, которые продают в переходе.
В то же время, некоторые торговые точки работают в метро уже много лет, поэтому люди, которые регулярно проходят мимо, могут заходить за привычными продуктами или товарами.
Что еще почитать
Круговорот покупок: Wildberries решила создать сервис для перепродажи вещей — сможет ли она конкурировать с гигантами рынка.
«Греюсь от обогревателей»: чем живет рынок из 90-х на Челюскинцев — с потолком из брезента и людьми, что стоят тут по 20 лет.
Из Азии в Верх-Тулу: кто заработает на сбежавших с «Хилка» торговцах — в списке опальный новосибирский олигарх и дагестанцы.