Несмотря на то, что новосибирцы давно привыкли закупаться в торговых центрах или заказывать еду в службах доставки, до сих пор в разных точках города существуют торговые ряды, куда до сих пор, не желая менять привычного уклада жизни, ходят постоянные покупатели. Один из таких мини-рынков сохранился в Станиславском жилмассиве в районе ТЦ «Искра», где когда-то размещался уличный рынок. Кто там работает, с какими проблемами сталкиваются торговцы и что покупают у них местные жители, в нашем репортаже.
Остатки от рынка
Торговый ряд по адресу Станиславского, 44/1 в Ленинском районе Новосибирска, появился в 2010-х, когда рядом вырос большой и современный по местным меркам ТЦ «Искра». Часть торговцев переехала в новое здание, другие отправились на поиски нового счастливого места для работы, а единицы переселились в странное железное сооружение, напоминающие ангар. Торговый ряд построен как бы под наклоном, из-за чего напоминает трущобы в странах третьего мира. О былых временах, когда рынок располагался на улице и состоял в основном из ларьков и железных прилавков, свидетельствует только это непонятное строение, да несколько киосков, которые составили в одно место доживать свой век. Кажется, ни один из них уже не работает.
В торговом ряду же расположилось несколько разных точек — парикмахерский салон, филиал известного магазина разливных напитков, табачный отдел, фруктово-овощной и магазин с мясной продукцией и бакалеей.
— Я раньше ходил в эту парикмахерскую, потому, что цены были адекватные. Привела сюда жена, с тех пор тут стригся. А недавно цены стали, как в салоне красоты. Больше сюда ни ногой, — делится мнением проходящий мимо новосибирец Игорь.
Место довольно проходное — тут и там снуют бабушки, которые ходят в поликлинику, расположенную рядом. Кроме того, в ТЦ «Искра» стекаются все жители окрестностей. Это своеобразный центр района, где тусуется молодежь. Пенсионерка Владлена Павловна вспоминает: это сейчас все ходят в ТЦ, так как там есть и супермаркеты, и фермерские продукты, и даже одежда. Раньше такого разнообразия не было.
— Мы тут недалеко в частном секторе живем. Было время, в 90-2000-е тут еще этого ничего не было. Был просто уличный рынок, куда все и ходили. У нас, например, на Серафимовича, недалеко от дома был продуктовый магазин, но мне нравилось ходить за покупками сюда. Можно было купить молоко, мясо, бакалею, сладости — все, что душе угодно. Потом рынок разогнали, ТЦ поставили. Туда ходить удобно, но в торговый ряд я все равно тоже заглядываю нет-нет. Во-первых, они рядом с друг другом находятся, во вторых, фрукты я тут привыкла брать», — объясняет женщина.
Подходим к фруктово-овощному отделу. Часть продукции выставлена на улице в пластиковых ящиках, основной товар — внутри помещения. Нас встречают немного растерянные, но вежливые мужчины.
— Нам тут хорошо живется, торговля идет неплохо, потому что место проходное. Работает точка еще с тех времен, когда все на улице с ларьков торговали. Люди в основном разные приходят. Но хватает и постоянных покупателей. И тех и тех достаточно, — поясняет помощник предпринимателя, который представился Джансуром.
Мужчины добавили, что не страшатся конкуренции с ближайшими торговыми точками — по их мнению, покупатели есть на всех.
Пенсионерка приценивается к овощам на улице. На наш вопрос поясняет: приехала в поликлинику с Волховской, возвращалась назад на остановку, и немного остановилась осмотреться.
— Цены вроде такие же, как у нас возле дома. Покупать тут у них ничего не буду — они не выходят, — отметила она.
Уличные воришки
Заглядываем в магазин, где, судя по вывеске, продают табачную продукцию. По факту есть еще лимонады и разные мелочи. В павильоне пусто — что на витринах, что по части посетителей. Продавца мы застали за утренней трапезой. На вопросы корреспондента НГС женщина отвечать отказалась и попросила оставить ее в покое.
Возле мясного павильона встречаем несколько пенсионерок. Женщины рассказывают — когда-то в этом районе был кинотеатр «Искра», и по аналогии в народе этот пятачок называли «Искрой» даже тогда, когда кинотеатра уже не было, а ТЦ еще не было.
— Всегда внукам отвечала на вопрос, куда иду: «на „Искру“. Так что это не случайно такое название торговому центру дали — в округе так это место все и называли, — улыбается женщина. — А в советское время в соседнем здании от этого ТЦ были не только кинотеатр, — еще столовая, продовольственный магазин, служба быта и парикмахерская.
В мясной лавке нас встречают работники — мужчина в тюбетейке и женщина в платке. Из ассортимента — свежее мясо, полуфабрикаты, колбасные изделия, майонез и другие соусы, крупы и приправы. Торговцы отмечают: пока продажи есть, точка пользуется популярностью из-за свежей мясной продукции, но покупатели бывают разные.
— Кто-то много лет сюда ходит, кто-то новый — все разные. Бывают тут у нас воришки. Воруют, ужас. Они воруют, а мы сидим. А что мы сделаем? Заявления не пишем, а толку? Их все равно не находят, или даже если арестуют их, у воров уже ничего нет. А нам ездить туда потом (в полицию — Прим.ред.). А нам работать надо. А если украли, мы ничего им не можем сделать, — вздыхает работник мясного отдела.
По его словам, в прошлом году воришки ночью выломали окно, пробрались внутрь, украли мясо и деньги. После этого случая, поведали продавцы, в мини-рынке появилась охрана.
Возле филиала пивного магазина курит мужчина. Судя по легкой улыбке, у него будний день начался с праздника. Мимо проходит еще одна жительница микрорайона Надежда Ильинична. Она отмечает: в торговый ряд она заходит нечасто. Времена, когда тут располагался уличный рынок, помнит, но современный торговый центр ей нравится все же больше.
— Хожу везде — и в ТЦ, и в торговый ряд. В торговом ряду беру, например, овощи и фрукты. Сейчас вот к ним за яблоками пошла. И когда на улице торговали, нормально было, но сейчас есть ТЦ, где есть все, поэтому мне больше нравится, как сейчас тут все выглядит. Все-таки поцивилизованнее как-то, — заключила собеседница.
Ранее НГС писал о том, что продавцы покидают популярную ярмарку на Большевистской. Некоторые работали там больше 10 лет. В администрации объясняют закрытие павильонов естественной ротацией.