Гипермаркет сети «О`Кей» в торговом центре «Малинка» работает последний месяц. Магазин стал очередной торговой точкой, попавшей под сокращение, которое компания начала еще в прошлом году. Причиной решения стала стагнация самого формата крупных магазинов, которую эксперты отмечают уже не первый год. Это не помешало, однако, занять освободившееся помещение новосибирскому проекту. Подробности узнал Стас Соколов.
У торгового центра «Малинка» на улице Дуси Ковальчук давняя непростая история. Первой, кто переоборудовал под торговлю одно из зданий мясокомбината (существенно увеличив его в размерах), была красноярская компания «АЛПИ». Но ретейлер довольно быстро разорился, и корпус бывшего двухуровневого гипермаркета не один год стоял полупустым. Сначала его назвали «Мозаикой», потом, после смены собственника в 2013 году, переименовали в «Малинку». Еще долго здесь пустовала часть помещений, а якорный арендатор — магазин «О`Кей» — поначалу был существенно меньше гипермаркета в ТРЦ «Аура».
Сейчас «Малинка» выглядит достаточно успешно для ТЦ районного значения. Обозреватель НГС обнаружил только два незанятых помещения: в подвале и на втором этаже. Среди арендаторов здесь «Детский Мир», магазин одежды «СИН» (бывший Sinsay), детский развлекательный центр «Веселый остров». Да и сам «О`Кей» в последние годы работает в своем полноценном формате, занимая большую часть первого этажа.
Тем не менее, как сообщили в администрации «Малинки», гипермаркет «О`Кей» работает здесь последний месяц и после 15 июля должен быть закрыт.
Компания ООО «О`Кей» управляет сетью одноименных гипермаркетов и сетью супермаркетов-дискаунтеров «Да!». Выручка компании в 2023 году составила 147,5 млрд рублей (падение 2%), чистый убыток превысил 3 млрд рублей. По данным «Контур.Фокус», владельцем более, чем 99% долей в ООО является компания АО о'Кей Групп (Люксембург).
Как сообщили в «Малинке», его место займет магазин новосибирской сети «Быстроном», для которой новый объект станет 12-м в Новосибирске. Кроме того, у «Быстронома» есть еще торговые точки в Бердске и Искитиме.
В «Быстрономе» на вопрос об открытии магазина в «Малинке», ответили, что «пока не могут это подтвердить». В пресс-службе «О`Кей» на запрос НГС не ответили. Эта торговая сеть никогда не отличалась бурными темпами развития, но и внезапных закрытий магазинов за ней тоже не водилось.
«Быстроном» свой предпоследний по счету магазин открыл в Новосибирске в конце 2019 года. Но новосибирская сеть пусть медленно, но росла. «О`Кей» же, открыв в 2013 году в «Малинке» свой второй магазин в Новосибирске, в развитии фактически остановился.
Управляющая компания сети «Быстроном» ООО «ГрандТорг» получила в прошлом году выручку в размере 3,9 млрд рублей (падение на 1%) и чистую прибыль в размере 12,3 млн рублей. 100% долей в компании принадлежат ООО «Инвестторг, которое в свою очередь принадлежит Дмитрию Рейдеру и Евгению Кухаренко.
При этом в европейской части России компания довольно активно расширялась. По данным собственного отчета сети, на конец 2023 года общее количество ее магазинов по сравнению с декабрем 2022 года выросло почти на 9%. Правда, рост этот был обеспечен не гипермаркетами, а дискаунтерами «Да!» (в Новосибирске их нет). Сеть же гипермаркетов сократилась на два объекта.
Основная причина, по которой компания закрывает свои гипермаркеты, содержится в отчете компании, опубликованном в начале этого года. Чистая розничная выручка гипермаркетов компании в четвертом квартале 2023 года выросла на том же количестве магазинов по сравнению с четвертым кварталом 2022 года всего на 0,3% — при том, что трафик (то есть количество людей, которые приходят в гипермаркет) вырос на 6,3%. У дискаунтеров ситуация куда лучше: там выручка увеличилась на 5,7%, хотя трафик вырос всего на 1,1%.
Это значит, что эффективность торговли у дискаунтеров растет, а у гипермаркетов — наоборот, падает. При этом гипермаркет как любой крупный объект сам по себе обходится дороже (обогрев, освещение, уборка, охрана и т. д.).
Подобного рода тенденцию ретейлеры отмечают давно. Построив крупные сети магазинов среднего и мелкого форматов, ретейлеры смогли предложить в них товары по ценам не выше, чем у гипермаркетов. И часть покупателей утратили мотивацию делать в гипермаркете покупки — даже если они уже приехали туда за какими-то товарами, отсутствующими в близлежащей «Пятерочке» или «Магните». Просто базовый набор товаров можно купить в магазинах у дома или вообще заказать через доставку.
Именно поэтому ретейлер за прошедший год открыл 26 новых дискаунтеров, доведя их общее количество до 220. Правда, все они пока расположены в центральной части России (Москва, Подмосковье, а также Тверская, Тульская, Рязанская области и т. д.). Так что появления «Да!» в Новосибирске ждать пока не стоит.
На то, как выглядят магазины сети «Да!» и других проектов дискаунтеров, можно посмотреть в репортаже обозревателя НГС.
Самые важные новости Новосибирска и региона — в Тelegram-канале NGS.RU. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе событий.