Справка: IDS Borjomi Russia (ООО «ИДС Боржоми») зарегистрирована в Москве в 2006 году. Руководитель — Александр Жданов, стопроцентный владелец — компания HIGHROAD HOLDINGS LIMITED (Кипр). По данным «СПАРК», в 2015 году выручка компании составила 7,5 млрд руб., убыток — около 13 млн руб. Компания входит в холдинг IDS Borjomi International, который находится в Киеве, кроме российской компании в него входят украинские и грузинские производства. Компания производит и поставляет воды «Боржоми», «Миргородская», «Моршинская», «Трускавецкая», «Святой источник», «Эдельвейс» и другие.
ООО «Компания Чистая вода» основана в Новосибирске в 1998 году, позднее перерегистрирована в Екатеринбурге. Единственный владелец — бизнесмен, владелец одного из крупнейших в стране складских комплексов PNK Group Андрей Шарков. Выручка «Чистой воды» в 2015 году, по данным «СПАРК», составила 576 млн руб., прибыль — 941 тыс. руб.Компания выпускает воду под брендом «Норинга», в Новосибирске у «Чистой воды» комплекс по розливу и доставке воды на Бердском шоссе, а также завод по производству минеральной газированной питьевой воды в Чанах и производство тары в Бердске. Кроме того, у компании есть заводы в Екатеринбурге и Звенигороде. На сайте компании сказано, что новосибирское производство занимает лидирующие позиции в сегменте HOD (home & office delivery, доставка воды на дом и в офис).
В сообщении IDS Borjomi Russia сказано только, что компания приобрела новосибирского производителя питьевой воды, никаких подробностей сделки не приводится. «Присоединение "Компании Чистая вода" — стратегически важное решение для нашей компании. Это позволит значительно усилить дистрибуцию наших брендов в Сибири и на Урале», — цитируется в сообщении генеральный директор компании Александр Жданов.
В ЕГРЮЛ на момент публикации единственным учредителем компании по-прежнему указан Андрей Шарков — связаться с ним не удалось. В компании «Чистая вода» сделку не комментируют, в то время как в IDS Borjomi Russia пояснили, что переход права собственности будет зарегистрирован в ФНС в течение 5 рабочих дней — юридически новый собственник вступит в свои права 10 марта.
После закрытия сделки первыми шагами IDS будет «разработка эффективной маркетинговой и ассортиментной стратегии в Сибири, включая решение по бренду "Норинга"», подчеркнули в пресс-офисе.
О возможной продаже «Чистой воды» производителю минеральной воды стало известно из сообщения Федеральной антимонопольной службы России в ноябре прошлого года. ФАС сообщила на своем официальном сайте о том, что рассматривает ходатайство московского ООО «Минеральные воды Боржоми» о покупке 100 % ООО «Компания Чистая вода». Ведомство изучало возможность совершения сделки в соответствии с ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства».
Президент Союза производителей бутилированных вод Алёна Кондратьева оценила долю «Боржоми» на российском рынке в 8–8,2 % в натуральном выражении. «Чистая вода», по ее оценкам, занимает 3,2 % российского рынка. Сильная сторона новосибирского производителя, по ее мнению, именно в доставке на дом и в офис. «Эта сделка усиливает позиции IDS Group в Сибирском регионе и на Урале. У компании уже есть заводы в европейской части России, а с приобретением "Чистой воды" дистрибуция покроет всю Россию», — считает Алёна Кондратьева. По ее словам,
на рынке обсуждалась и сумма этой сделки — до 20 млн евро.
По мнению Кондратьевой, для нового владельца будет логично сохранить бренд «Норинга», к тому же IDS обычно так и поступает после покупки активов в регионах. «Консолидация, конечно, нужна. У "Боржоми" нет хорошего производства за Уралом, и им оно необходимо, тем более деньги у компании есть. Производство у "Норинги" очень хорошее. [Сделка —] это нормальный шаг: чем крупнее объединение, тем серьезнее будет подход к стандартам и требованиям», — считает Алёна Кондратьева. На сайте IDS Borjomi Russia указано, что с конца 2000-х годов компания активно скупала крупные активы в российских регионах — завод минеральной воды «Эдельвейс Л» в Липецке, заводы «Святой источник» и «Аква Стар» в Костроме. До покупки «Чистой воды» у IDS Borjomi Russia не было мощностей к востоку от Урала.
Рынок воды четко сегментирован, отмечает президент Союза производителей безалкогольных напитков и минеральных вод Дмитрий Петров, поэтому определить позиции каждого игрока довольно сложно. По его оценкам, у IDS Borjomi Russia одна из лидирующих позиций на рынке минеральной воды в России (близко к 7 %), однако в последнее время самые высокие показатели были у крупнейшего новосибирского производителя воды — «Карачинского источника» (7 %). На рынке чистой питьевой воды, на котором в основном и работает «Чистая вода», у IDS Borjomi Russia гораздо более низкие показатели — менее 1 %, считает эксперт.
Петров также отмечает агрессивный стиль продвижения и раскрутки брендов московской компании в последнее время: «IDS Borjomi — это достаточно крупный игрок. Они занимаются не только минеральной водой "Боржоми", они потихонечку скупают и другие активы в России и в других странах СНГ. За последние несколько лет они очень серьезно продвинули бренд премиум-воды "Боржоми" на рынок, хотя она стоит достаточно дорого. Тем не менее, благодаря ее активной и агрессивной рекламе, продажи значительно увеличились».
Фото с сайта noringa.ru